Автор: Пильщикова Елена Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с 4 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт- Петербург, Красное Село
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Когда ребёнка надо заставлять"
Раздел: дошкольное образование
КОГДА РЕБЕНКА НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ?
Не впервые скажу, что гуманизм у нас понимается как-то весьма специфически, в духе советского
мультфильма про Великого Нехочуху. И если бредовость идеи растить ребенка без малейших
запретов, вроде как народу очевидна, то вот с тем, что в каких-то ситуациях необходимо дитя
«заставлять», готовы поспорить очень многие родители. Даже вполне адекватные.
Итак, давайте разбираться.
Во-первых, врожденная познавательная потребность свойственна только здоровому мозгу.
Соответственно, чем более «особым» является ребенок, тем ниже сия потребность. Да и
напрягаться такой ребенок не очень хочет, а порой и не сильно может. А временное «окно»
формирования тех или иных функций не безгранично. То есть выбор свешается между
некомфортным для родителя состоянием воплей и протестов и почти на 100% гарантированным
недоразвитием. Жестко? Да. Но, поверьте, это не фантазии садиста.
Во-вторых, не все далеко случаи «школьной неуспешности» и всяческих поведенческих
расстройств идут от больного мозга. Поэтому в подобных случаях сперва стоит посетить
специалиста – психолога, дефектолога, логопеда (в зависимости от типа проблем), а уж потом
решать. В случаях «мозговых» истоков – пусть ими занимаются профессионалы. В прочих – стоит
хорошенько задуматься над воспитательной средой в семье. Выработать общие, обязательные
для всех сторон, правила. И среди этих правил – а) неагрессивное по отношению к другим
поведение; б) учеба хотя бы на «тройку» по Школе России. Это, с одной стороны, точно пригодится
во взрослости, с другой – при здоровом мозге доступно ЛЮБОМУ ребенку. Нарушает? Караем.
В-третьих, для «подкупа» или же «наказания» в означенных случаях следует пользоваться
процессами, а не предметами. «Сделаешь уроки и иди гуляй!» - это процессный подход. «Не
сделаешь, отберу планшет» - предметный. Разница в том, что предметом можно насытиться, и
довольно быстро. Процесс же то затухая, то разгораясь длится долго. Поэтому, отобрав
пресловутый планшет у «залипающего» на играх ребенка, вы лишь стимулируете его к поиску
альтернативных средств для игры. Запретив играть – даете куда более мотивирующий «намек».
В-четвертых, ребенок, начиная со старшего дошкольника, должен уметь обосновывать свои
«хотелки». Не просто «купи мне штуку, я буду заниматься». Хочешь заниматься? Да. Ок, пошли в
(кружок, секцию, бассейн). Начать всегда можно на прокатном или недорогом инвентаре. Вот как
только ребенок начнет туда ходить сам на регулярной основе – «сам» подразумевает не «один», а
собираясь самостоятельно, не как боярыня Морозова на каторгу – тогда и можно покупать
«штуку». Сразу скажу, что 90% «хотелок» таким образом отпадают сами по себе. Разок сходил –
оказалось «не то». Нет проблем, пусть ищет «то» сколько угодно.
В-пятых, начиная с того же старшего дошкольного возраста следует заставлять ребенка принимать
решения и ответственность за них. Опять же, учитывая узкую временную перспективу и слабые
способности к прогнозированию, следует сперва тренироваться «на моделях». Таковыми могут
служить выбор еды, одежды, обсуждавшихся выше кружков и прочая.
Разница между п. 4 и п. 5 довольно простая, хотя они и схожи: в одном случае ответственность
принимается за собственные желания, в другом – за любые решения, вне зависимости от их
желанности. Выбор меньшего из зол, вот это вот все.
Наконец, в-шестых, следует заставлять нести ответственность. Ты мог не принимать осознанного
решения, но «так вышло». И за это «вышло», дружок, тоже придется ответить. Здесь, правда,
очень тонкая грань между «отвечать за свои поступки» и «ты виноват уж тем, что хочется мне
кушать». К сожалению, среди взрослых ой как немало инфантильных манипуляторов,
сваливающих ответственность на детей. Причем в педагогических профессиях, пожалуй, уровень
выше среднероссийского. Причины, в виде многолетнего негативгого отбора, думаю, разжевывать
не надо. Если ситуация именно такова, то мы перемещаемся обратно в п.5 – давай думать и
решать, что будем делать. Хочешь и дальше ходить на музыку в соседнюю музыкалку? Перед
рехнутой МарьВанной, выстукивающей ритм по голове ребенка, придется извиниться. Не хочешь
извиняться? Будет или другая школа, подальше, или частный педагог, что дороже и требует
большего времени занятий каждый день (иначе смысл тратиться). Решай.
То есть, подводя итоги сумбуру выше, случаев, когда реально надо «заставлять», по сути, три: а)
учиться «особого» ребенка; б) выбирать из альтернатив (любого ребенка, просто информация
предоставляется с учетом уровня развития); в) нести ответственность за сделанный выбор. Тоже
любого ребенка.
Во всех прочих ситуациях заставлять НЕ надо. И, решив «заставлять» в указанных, будьте готовы
начать с себя, дорогие взрослые. С последовательности и ответственности собственного
поведения.