Напоминание

"Когда ребёнка надо заставлять"


Автор: Пильщикова Елена Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с 4 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт- Петербург, Красное Село
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Когда ребёнка надо заставлять"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОГДА РЕБЕНКА НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ?

Не впервые скажу, что гуманизм у нас понимается как-то весьма специфически, в духе советского

мультфильма про Великого Нехочуху. И если бредовость идеи растить ребенка без малейших

запретов, вроде как народу очевидна, то вот с тем, что в каких-то ситуациях необходимо дитя

«заставлять», готовы поспорить очень многие родители. Даже вполне адекватные.

Итак, давайте разбираться.

Во-первых, врожденная познавательная потребность свойственна только здоровому мозгу.

Соответственно, чем более «особым» является ребенок, тем ниже сия потребность. Да и

напрягаться такой ребенок не очень хочет, а порой и не сильно может. А временное «окно»

формирования тех или иных функций не безгранично. То есть выбор свешается между

некомфортным для родителя состоянием воплей и протестов и почти на 100% гарантированным

недоразвитием. Жестко? Да. Но, поверьте, это не фантазии садиста.

Во-вторых, не все далеко случаи «школьной неуспешности» и всяческих поведенческих

расстройств идут от больного мозга. Поэтому в подобных случаях сперва стоит посетить

специалиста – психолога, дефектолога, логопеда (в зависимости от типа проблем), а уж потом

решать. В случаях «мозговых» истоков – пусть ими занимаются профессионалы. В прочих – стоит

хорошенько задуматься над воспитательной средой в семье. Выработать общие, обязательные

для всех сторон, правила. И среди этих правил – а) неагрессивное по отношению к другим

поведение; б) учеба хотя бы на «тройку» по Школе России. Это, с одной стороны, точно пригодится

во взрослости, с другой – при здоровом мозге доступно ЛЮБОМУ ребенку. Нарушает? Караем.

В-третьих, для «подкупа» или же «наказания» в означенных случаях следует пользоваться

процессами, а не предметами. «Сделаешь уроки и иди гуляй!» - это процессный подход. «Не

сделаешь, отберу планшет» - предметный. Разница в том, что предметом можно насытиться, и

довольно быстро. Процесс же то затухая, то разгораясь длится долго. Поэтому, отобрав

пресловутый планшет у «залипающего» на играх ребенка, вы лишь стимулируете его к поиску

альтернативных средств для игры. Запретив играть – даете куда более мотивирующий «намек».

В-четвертых, ребенок, начиная со старшего дошкольника, должен уметь обосновывать свои

«хотелки». Не просто «купи мне штуку, я буду заниматься». Хочешь заниматься? Да. Ок, пошли в

(кружок, секцию, бассейн). Начать всегда можно на прокатном или недорогом инвентаре. Вот как

только ребенок начнет туда ходить сам на регулярной основе – «сам» подразумевает не «один», а

собираясь самостоятельно, не как боярыня Морозова на каторгу – тогда и можно покупать

«штуку». Сразу скажу, что 90% «хотелок» таким образом отпадают сами по себе. Разок сходил –

оказалось «не то». Нет проблем, пусть ищет «то» сколько угодно.

В-пятых, начиная с того же старшего дошкольного возраста следует заставлять ребенка принимать

решения и ответственность за них. Опять же, учитывая узкую временную перспективу и слабые

способности к прогнозированию, следует сперва тренироваться «на моделях». Таковыми могут

служить выбор еды, одежды, обсуждавшихся выше кружков и прочая.

Разница между п. 4 и п. 5 довольно простая, хотя они и схожи: в одном случае ответственность

принимается за собственные желания, в другом – за любые решения, вне зависимости от их

желанности. Выбор меньшего из зол, вот это вот все.

Наконец, в-шестых, следует заставлять нести ответственность. Ты мог не принимать осознанного

решения, но «так вышло». И за это «вышло», дружок, тоже придется ответить. Здесь, правда,

очень тонкая грань между «отвечать за свои поступки» и «ты виноват уж тем, что хочется мне

кушать». К сожалению, среди взрослых ой как немало инфантильных манипуляторов,

сваливающих ответственность на детей. Причем в педагогических профессиях, пожалуй, уровень

выше среднероссийского. Причины, в виде многолетнего негативгого отбора, думаю, разжевывать

не надо. Если ситуация именно такова, то мы перемещаемся обратно в п.5 – давай думать и

решать, что будем делать. Хочешь и дальше ходить на музыку в соседнюю музыкалку? Перед

рехнутой МарьВанной, выстукивающей ритм по голове ребенка, придется извиниться. Не хочешь

извиняться? Будет или другая школа, подальше, или частный педагог, что дороже и требует

большего времени занятий каждый день (иначе смысл тратиться). Решай.

То есть, подводя итоги сумбуру выше, случаев, когда реально надо «заставлять», по сути, три: а)

учиться «особого» ребенка; б) выбирать из альтернатив (любого ребенка, просто информация

предоставляется с учетом уровня развития); в) нести ответственность за сделанный выбор. Тоже

любого ребенка.

Во всех прочих ситуациях заставлять НЕ надо. И, решив «заставлять» в указанных, будьте готовы

начать с себя, дорогие взрослые. С последовательности и ответственности собственного

поведения.



В раздел образования