Автор: Гречишникова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задачи по развитию математических представлений (Математика в детском саду. В.П. Новикова)
Раздел: дошкольное образование
Гречишникова О.
2 группа
Задачи по развитию математических представлений
в дошкольном возрасте
1.
Количество и счёт (Математика в детском саду. В.П. Новикова)
2 мл. группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Учить составлять
группы из
однородных
предметов.
Различать понятия
“мало”, “много”,
“один”, “ по
одному”, “ни
одного”.
Находить один и
несколько
одинаковых
предметов в
окружающей
обстановке.
Понимать вопрос
“Сколько?”
При ответе
пользоваться
словами “много”,
“один”, “ни
Учить считать и
отсчитывать, в
пределах 5, знать
итог счёта.
Учить
воспроизводить
количество по
образцу и числу.
Учить
устанавливать
связь между
числом и
количеством.
Учить считать по
порядку,
отвечать на
вопросы:
“Который?”,
“Какой?”.
Учить
Самостоятельно,
Учить считать
(отсчитывать) в
пределах 10.
Учить,
правильно,
пользоваться
количественными
и порядковыми
числительными
( в пределах 10).
Учить уравнивать
неравные группы
предметов двумя
способами
(удаление и
добавление
единицы).
Упражнять в
составлении
числа из единиц.
Учить
Учить соотносить
цифру с
количеством.
Учить составлять
число из двух
меньших чисел.
Познакомить детей
со знаками “>”,
“<”., “=”.
Учить записывать
и читать записи.
Познакомить с
монетами
достоинством 5, 10
копеек, 1,2,5,10, 50
рублей.
Счёт в пределах 20.
Познакомить с
составом и
образованием
каждого из чисел
одного”.
Сравнивать две
равные (неравные)
группы предметов
на основе
взаимного
сопоставления
элементов
(предметов).
Познакомить с
приёмами
последовательного
наложения и
приложения
предметов одной
группы к
предметам другой.
Учить понимать
вопросы:
“Поровну ли?”,
“Чего больше
(меньше)?”.
Отвечать на
вопросы,
пользуясь
предложениями
типа: “Я на
каждый круг
положил грибок.
Кружков больше, а
находить способ
сравнения
размера
предметов
(наложения,
приложения).
соотносить
цифру с числом.
второго десятка.
Учить понимать
количественные
отношения между
числами в
пределах 20.
Учить считать
двойками,
тройками.
Учить различать
чётные, нечётные
числа.
Учить называть
числа в обратном
порядке.
Учить составлять и
решать простые
арифметические
сложение и
вычитание; при
решении задач
пользоваться
знаками действий
c цифрами: плюс,
минус, равно.
грибов меньше”
или “Кружков
столько же,
сколько грибов”.
2.
Форма
2 мл. группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Познакомить
детей с
геометрическими
фигурами:
кругом,
квадратом,
треугольником.
Познакомить
детей с
прямоугольником.
Учить различать
квадрат и
прямоугольник.
Познакомить с
геометрическими
телами: куб, шар.
Учить,
самостоятельно,
определять форму
предметов.
Самостоятельно
использовать
зрительный и
осязательно –
двигательный
способы
обследования для
выделения
Познакомить с
признаками
четырёх-
угольника
(количество
сторон, углов,
равенство и
неравенство
сторон).
Познакомить с
трапецией и
ромбом.
Учить составлять
фигуры из
счётных палочек.
Познакомить
детей с
многоугольником,
его признаками:
сторонами,
углами,
вершинами, их
взаимно –
однозначным
соответствием.
Познакомить
детей со
способами
рисования
многоугольника в
тетради.
Учить составлять
тематические
композиции из
фигур по
признаков
геометрических
форм.
Уметь соотносить
форму предметов
с
геометрическими
фигурами.
Учить составлять
фигуры из частей
и разбивать на
части.
Учить составлять
предмет из
разных
геометрических
фигур.
собственному
замыслу.
Учить детей
чертить отрезки.
3.
Величина
2 мл. группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
Учить сравнивать
предметы по
величине:
большой,
маленький,
больше, меньше,
равные по
величине.
Учить сравнивать
два предмета по
Повторение.
Учить сравнивать
предметы с
помощью
условной мерки.
Повторение.
Учить измерять
предметы с
помощью
условной мерки.
Размещать
предметы
различной
величины в
порядке
Учить считать по
заданной мере,
когда за единицу
счёта
принимается не
один, а несколько
предметов или
часть предмета.
Учить обозначать
части целого
(половина, одна
длине,
употребляя слова:
длиннее, короче,
длинный,
короткий.
Учить сравнивать
два предмета по
ширине,
используя слова:
шире, уже,
разные по
ширине,
широкий, узкий.
Учить сравнивать
два предмета по
высоте,
обозначать
словами: выше,
ниже, высокий,
низкий,
пользоваться
приёмами
наложения и
приложения
возрастания,
убывания их
длины, ширины,
высоты,
толщины.
Учить сравнивать
предметы по
длине путём
складывания
пополам.
часть из двух
(одна вторая) и
т.д.).
Упражнять в
измерении длины
разными
мерками.
Познакомить
детей с единицей
длины –
сантиметром.
Познакомить с
линейкой и её
назначением.
Учить измерять
отрезки и чертить
их определённой
длины.
Учить измерять
объём жидкости с
помощью
составной меры.
Рассказать, что
такое метр,
полметра.
4.
Пространственные ориентации
2 мл. группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Развивать умение
ориентироваться в
расположении
частей своего тела
и в соответствии с
ними различать
пространственны
е направления то
себя: вверху –
внизу, на, под,
впереди – сзади
(позади), за,
справа – слева.
Различать правую
и левую руки.
Повторение.
Умение
ориентироваться в
групповой
комнате.
Уметь выделять
пространственны
е отношения
(направо – налево,
назад – вперёд).
Развивать
представления о
расстоянии
“далеко”,
“близко”.
Повторение.
Упражнять в
ориентировке на
листе бумаги.
Учить задавать
вопросы,
используя слова:
“слева”, “справа”,
“между”, “под” и
т.д. и отвечать на
них.
Учить детей
ориентироваться
на тетрадной
странице.
Учить
перерисовывать
рисунок.
Учить выполнять
задания под
диктовку
(графический
диктант).
Учить двигаться
во время
перерисовывания
от указанной
точки в том
направлении,
которое называет
педагог.
5.
Временные представления
2 мл. группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Учить
ориентироваться в
частях суток: день
– ночь, утро –
вечер.
Учить правильно
употреблять слова
“сегодня”,
“завтра”, “вчера”.
Познакомить с
календарём.
Рассказать о
разных видах
календаря.
Познакомить с
названиями дней
Познакомить
детей с понятием
“год”.
Познакомить
детей с часами и
их назначением.
Рассказать детям,
недели.
Учить
последовательно
называть дни
недели.
Познакомить
детей с понятием
“месяц”.
Познакомить с
названиями
месяцев.
Закрепить
названия времён
года и месяцев,
относящихся к
ним.
что такое минута.
Познакомить с
понятием “время”
и учить
определять время
по часам с
точностью до
часа.
Учить определять
время по часам с
точность до
получаса.
Закрепить понятия
“быстрее”,
“медленнее”.