Напоминание

"Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями"


Автор: Кабакова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/сад № 1
Населённый пункт: город Карабаш, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

Статья на тему:

«Как справиться с капризами ребенка при расставании с

родителями»

Выполнила воспитатель

МКДОУ д/с № 1

г.Карабаша

Кабакова Н.В.

2017г.

"Почему ты плачешь?"

Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются

за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.

- Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке

ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..

-Да! Аа-а!!!

- А Машенька будет с бабушкой.

Машенька любит бабушку?

-Да! Аа-а!!!

- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?

-Да! Аа-а!!!

- Ну почему же ты плачешь?!!

-Аа-а!!!

Понять, почему ребенок плачет, если, казалось бы, его все устраивает (и ботиночки

хочет, и бабушку любит, и от конфетки не отказывается), почти невозможно.

Вот как объясняет подобное детское поведение психолог Анна Кравцова:

"Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет

отпустить маму и остаться с бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей

мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им

недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму). Почему же он плачет?

Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может

показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, он не

думает, что ему будет плохо с бабушкой, его просто беспокоит ситуация расставания.

А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?

Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в

тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. Ребенок же слезами

"разговаривает". Фактически разговор с Машенькой был таким:

- Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке

ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..

- Да! Но при чем тут ботиночки, неужели я должна менять тебя на ботиночки? Аа-а!!!

- А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку?

- Да! Если я плачу о тебе, получается, что я не люблю бабушку! Я ее так этим

обижаю! Это ужасно! Аа-а!!! Бабушку жалко!!!

- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?

- Да! Ты думаешь, что бабушка даст мне конфетку, но я так ее обидела! Я такая

плохая девочка, разве кто-нибудь даст конфетку такой плохой девочке! Аа-а!!!

Конфетку хочется!!!

- Ну почему же ты плачешь?!!

- Из-за тебя! Из-за ботиночек! Из-за бабушки! Из-за конфетки! Аа-а!!!

Мама Машеньки может думать, что девочка переживает ее уход, однако, предлагая

так много других тем, она сама отвлекает дочку от переживания расставания, и

ситуация отношений мамы и дочки превращается в ситуацию отношений ребенка со

множеством других людей и вещей - и ребенок теряется!

Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как

сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том,

когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку,

который осваивает новый опыт расставаний и встреч.

Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не

травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем

самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор

обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для

разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...

Неправильно поступают также те родители, которые незаметно ускользают из дома."

Детский психолог Анна Кравцова дает родителям полезные советы как правильно

прощаться с детьми:

Как лучше прощаться

"Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого

вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.

Итак, ребенок хочет:

- знать, куда уходит мама;

- знать, когда она придет;

- быть уверенным, что с ним ничего не случится;

- быть уверенным, что с ней ничего не случится;

- быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не

хуже (хотя и не лучше), чем здесь.

В то же время взрослый хочет:

- обеспечить безопасность ребенка;

- не опоздать туда, куда идет;

- оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;

- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.

Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии.

- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на

5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в

самостоятельное событие дня).

- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я

иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на

компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет

слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама,

достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по

часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно

сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее

конкретные описания событий, по которым он и определит время.

- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты

будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете

меня вместе встречать".

- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему

что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу

скажите ему об этом: "Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже

если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь

маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он

чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

Победить "сцены" помогут "ритуалы"

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- говорит "спасибо" и "пока-пока";

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не

поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится

ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка

ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда

вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Фразы, которые ухудшают ситуацию

Вот 5 фраз, которые мамы произносят, отчаявшись убедить ребенка в том, что им

нужно уйти по делам:

- "Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не

хочешь с ней оставаться?";

- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";

- "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";

- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";

- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!"."



В раздел образования