Автор: Кабакова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/сад № 1
Населённый пункт: город Карабаш, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
Статья на тему:
«Как справиться с капризами ребенка при расставании с
родителями»
Выполнила воспитатель
МКДОУ д/с № 1
г.Карабаша
Кабакова Н.В.
2017г.
"Почему ты плачешь?"
Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются
за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.
- Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке
ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
-Да! Аа-а!!!
- А Машенька будет с бабушкой.
Машенька любит бабушку?
-Да! Аа-а!!!
- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
-Да! Аа-а!!!
- Ну почему же ты плачешь?!!
-Аа-а!!!
Понять, почему ребенок плачет, если, казалось бы, его все устраивает (и ботиночки
хочет, и бабушку любит, и от конфетки не отказывается), почти невозможно.
Вот как объясняет подобное детское поведение психолог Анна Кравцова:
"Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет
отпустить маму и остаться с бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей
мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им
недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму). Почему же он плачет?
Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может
показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, он не
думает, что ему будет плохо с бабушкой, его просто беспокоит ситуация расставания.
А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?
Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в
тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. Ребенок же слезами
"разговаривает". Фактически разговор с Машенькой был таким:
- Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке
ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
- Да! Но при чем тут ботиночки, неужели я должна менять тебя на ботиночки? Аа-а!!!
- А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку?
- Да! Если я плачу о тебе, получается, что я не люблю бабушку! Я ее так этим
обижаю! Это ужасно! Аа-а!!! Бабушку жалко!!!
- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
- Да! Ты думаешь, что бабушка даст мне конфетку, но я так ее обидела! Я такая
плохая девочка, разве кто-нибудь даст конфетку такой плохой девочке! Аа-а!!!
Конфетку хочется!!!
- Ну почему же ты плачешь?!!
- Из-за тебя! Из-за ботиночек! Из-за бабушки! Из-за конфетки! Аа-а!!!
Мама Машеньки может думать, что девочка переживает ее уход, однако, предлагая
так много других тем, она сама отвлекает дочку от переживания расставания, и
ситуация отношений мамы и дочки превращается в ситуацию отношений ребенка со
множеством других людей и вещей - и ребенок теряется!
Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как
сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том,
когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку,
который осваивает новый опыт расставаний и встреч.
Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не
травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем
самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор
обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для
разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...
Неправильно поступают также те родители, которые незаметно ускользают из дома."
Детский психолог Анна Кравцова дает родителям полезные советы как правильно
прощаться с детьми:
Как лучше прощаться
"Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого
вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.
Итак, ребенок хочет:
- знать, куда уходит мама;
- знать, когда она придет;
- быть уверенным, что с ним ничего не случится;
- быть уверенным, что с ней ничего не случится;
- быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не
хуже (хотя и не лучше), чем здесь.
В то же время взрослый хочет:
- обеспечить безопасность ребенка;
- не опоздать туда, куда идет;
- оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии.
- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на
5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в
самостоятельное событие дня).
- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я
иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на
компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет
слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама,
достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по
часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно
сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее
конкретные описания событий, по которым он и определит время.
- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты
будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете
меня вместе встречать".
- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему
что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу
скажите ему об этом: "Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже
если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь
маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он
чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Победить "сцены" помогут "ритуалы"
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.
Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не
поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится
ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка
ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда
вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
Вот 5 фраз, которые мамы произносят, отчаявшись убедить ребенка в том, что им
нужно уйти по делам:
- "Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не
хочешь с ней оставаться?";
- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
- "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";
- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!"."