Автор: Новикова Галина Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ярославка
Населённый пункт: село Ярославка муниципального района Дуванский район РБ
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Решение заданий развернутой части ОГЭ по химии"
Раздел: полное образование
Мастер-класс «Решение заданий развернутой части ОГЭ по химии»
Подготовила
и
провела
в
рамках
республиканских
курсов
повышения
квалификации учителей химии и биологии 12 декабря 2017 года Новикова
Галина
Петровна,
учитель
химии
и
биологии
МБОУ
СОШ
с.Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
2017г.
Мастер-класс – это эффективная форма обмена опытом с коллегами. В
своем выступлении я хочу поделиться опытом подготовки учащихся 9 класса
к выполнению экзаменационных заданий с развернутым ответом.
Часть
2
экзаменационного
варианта
содержит
3
задания
высокого
уровня сложности, с развернутым ответом – 20, 21, 22.
Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в экзаменационной
работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания:
способы
получения
и
химические
свойства
различных
классов
неорганических
соединений;
реакции
ионного
обмена;
окислительно-
восстановительные
реакции;
взаимосвязь
веществ
различных
классов;
количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества; массовая
доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности
комплексных умений:
составлять
электронный
баланс
и
уравнение
окислительно-
восстановительной реакции;
объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их
составом и строением;
проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
При
выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции,
представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение
ОВР, определить окислитель и восстановитель.
Примеры решения задания 20. Задание оценивается в 3 балла.
1.
K
I
−
1
+ H
2
S
+
6
O
4
→
I
2
0
+ H
2
S
−
2
+ K
2
SO
4
+ H
2
O
2 I
−
1
−¿
2
´
е
→
I
2
0
4 – процесс окисления
S
+
6
+ 8
´
е
→
S
−
2
1- процесс восстановления
Молекулярное уравнение
8KI + 5H
2
SO
4
= 4I
2
+ H
2
S + 4K
2
SO
4
+ 4H
2
O
Иод в степени окисления -1 (т.е. КI) является восстановителем, а сера в
степени окисления +6 (т.е. H
2
SO
4
) является окислителем.
2.
Сl
2
0
+
I
2
0
+ H
2
O → H
I
+
5
O
3
+ H
Cl
−
1
Сl
2
0
+ 2
´
е
→ 2
Cl
−
1
5 - процесс восстановления
I
2
0
−¿
10
´
е
→ 2
I
+
5
1 – процесс окисления
Молекулярное уравнение
5Cl
2
+ I
2
+ 6H
2
O = 2HIO
3
+ 10HCl
Хлор
в
степени
окисления
0
является
окислителем,
а
иод
в
степени
окисления 0 является восстановителем.
3.
S
0
+ H
N
+
5
O
3
→ H
2
S
+
6
O
4
+
N
+
4
O
2
+ H
2
O
S
0
– 6
´
е
→
S
+
6
1 – процесс окисления
N
+
5
+ 1
´
е
→
N
+
4
6 – процесс восстановления
Молекулярное уравнение
S + 6HNO
3
= H
2
SO
4
+ 6NO
2
+ 2H
2
O
Сера в степени окисления 0 является восстановителем, а азот в степени
+5 (т.е. HNO
3
) является окислителем.
Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление
массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества
вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или
объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Чтобы решить задачу, воспользуемся следующим алгоритмом:
Алгоритм
решения
задач
на
вычисление
по
химическим
уравнениям массы (объема, количества) исходных веществ и продуктов
реакции.
1.Прочитайте задачу и составьте для нее краткое условие.
2.Составьте уравнение происходящей химической реакции.
3.Вычислите молярные массы известного и искомого веществ.
4.Вычислите количество того вещества, которое известно по условию задачи.
Для этого можно воспользоваться следующими формулами:
n = m : M или n =V : V
m
5.Под
химическим
уравнением
запишите
количественное
соотношение
между веществом, заданным по условию задачи, и искомым веществом.
Количественное соотношение определяется по коэффициентам, записанным
перед формулами соответствующих веществ в химическом уравнении.
По
количественному
соотношению
определите
количество
искомого
вещества.
6.
Вычислите
массу
(или
объем)
искомого
вещества.
Для
этого
можно
использовать следующие формулы: m = n
×
M или V= n
×
V
m
Примеры решения задач. Задание оценивается в 3 балла.
Задача 1.
Через
40
г
раствора
с
массовой
долей NaOH 6% пропустили
углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н.у.)
вступившего в реакцию газа.
Дано:
Решение:
m(р-ра NaOH)=40г 2NaOH + CO
2
= Na
2
CO
3
+
H
2
O
2моль 1моль
w(NaOH)=6% или 0,06 M=40г/моль
Найти: 1)Рассчитываем массу и количество вещества NaOH:
а) m(NaOH)=40г
×
0,06=2,4г
V(CO
2
)- ? б) n(NaOH)=2,4г:40г/моль=0,06 моль
2)Определяем объем CO
2
: а)по уравнению реакции
n(NaOH):n(CO
2
)=2:1, значит, n(CO
2
)=0,03 моль
б)V(CO
2
)=22,4л/моль
×
0,03 моль=0,672л
Ответ: V(CO
2
)=0,672 л
Задача 2. Вычислите массу осадка, который образуется при действии
избытка раствора хлорида бария на 68,4 г 8%-ного раствора сульфата
алюминия.
Дано: Решение:
m(р-ра Al
2
(SO
4
)
3
)=68,4г Al
2
(SO
4
)
3
+ 3BaCl
2
= 3 BaSO
4
↓
+ 2AlCl
3
w(Al
2
(SO
4
)
3
)=8% или 0,08 1моль 3 моль
Найти: М=342г/моль М=233г/моль
m(BaSO
4
)-? 1)Рассчитываем массу и количество вещества
Al
2
(SO
4
)
3
: а) m(Al
2
(SO
4
)
3
)=68,4г
×
0,08=5,472г
б) n(Al
2
(SO
4
)
3
)= 5,472г : 342г/моль=0,016 моль
2) Рассчитываем массу осадка BaSO
4
:
а) по уравнению реакции n(Al
2
(SO
4
)
3
):
:n(BaSO
4
)=1:3, значит, n(BaSO
4
)=
=0,016 моль
×3
=
0,048 моль
б) m(BaSO
4
)=233г/моль
×
0,048
моль=11,184г
Ответ: m(BaSO
4
)=11,184г
Задача 3. Вычислите массу осадка, который образуется при пропускании
сероводорода через 75,2г 5% -ного раствора нитрата меди (II).
Дано: Решение:
m (р-ра Cu(NO
3
)
2
)=75,2 Cu(NO
3
)
2
+ H
2
S = CuS
↓
+ 2HNO
3
w(Cu(NO
3
)
2
)=5% или 0,05 1 моль 1 моль
Найти: М=188г/моль М=96г/моль
m(CuS) -? 1)Рассчитываем массу и количество вещества
Cu(NO
3
)
2
:
а) m(Cu(NO
3
)
2
)=75,2г
× 0,05
=¿
3,76г
б)n(Cu(NO
3
)
2
)=3,76г:188г/моль=0,02 моль
2)Рассчитываем массу осадка: а)по уравнению
р е а к ц и и
n(Cu(NO
3
)
2
):n(CuS) = 1 : 1 , з н а ч и т n(CuS) =
0 , 0 2
моль
б) m(CuS)=96 г/моль
×
0,02 моль=1,92г
Ответ: m(CuS)= 1,92г
Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет
характер
мысленного
эксперимента.
Оно
ориентировано
на
проверку
следующих
умений:
планировать
проведение
эксперимента
на
основе
предложенных
веществ;
описывать
признаки
протекания
химических
реакций; составлять молекулярные и сокращенные ионные уравнения этих
реакций. Задание оценивается в 5 баллов.
Примеры решения заданий.
1.Даны
вещества:
растворы NaOH,
ZnSO
4
,
BaCl
2
,
NaNO
3
,
ZnCl
2
.
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в
две стадии Zn(OH)
2
. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции
ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Схема эксперимента:
ZnSO
4
→
ZnCl
2
→
Zn(OH)
2
1)
ZnSO
4
+ BaCl
2
= ZnCl
2
+ BaSO
4
↓
Реакция ионного обмена
2)
ZnCl
2
+ 2 NaOH = Zn(OH)
2
↓
+ 2NaCl
Реакция ионного обмена
Признаки протекания реакций:
1)
Для первой реакции – выпадение белого плотного осадка;
2)
Для второй реакции – образование белого студенистого осадка.
Сокращенное ионное уравнение для 2-ой реакции:
2
+¿
Zn
¿
+
−¿
2 OH
¿
= Zn(OH)
2
↓
1.Даны
вещества: Al,
р а с т в о р ы BaCl
2,
NH
3
,
Al
2
(SO
4
)
3
,
H
2
O
2
,
HCl.
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в
две стадии AlCl
3
. Опишите признаки проводимых реакций. Для 2-ой реакции
напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Схема эксперимента:
Al
2
(SO
4
)
3
→
Al(OH)
3
→
AlCl
3
1)
Al
2
(SO
4
)
3
+ 6 NH
3
×
H
2
O = 2 Al(OH)
3
↓
+ 3 (NH
4
)
2
SO
4
2)
Al(OH)
3
+ 3HCl = AlCl
3
+ 3H
2
O
Признаки протекания реакций:
3)
Для первой реакции – выпадение белого осадка;
4)
Для второй реакции – растворение осадка, образование прозрачного
раствора.
Сокращенное ионное уравнение для 2-ой реакции:
Al(OH)
3
+ 3
+¿
H
¿
=
3
+¿
Al
¿
+ 3H
2
O
В заключение хочется пожелать большой и кропотливой работы по
подготовке
к
государственной
итоговой
аттестации,
чтобы
она
оказалась
обязательно успешной!