Автор: Михеичева Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 33"
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: методическая разработка конспекта урока по литературному чтению 3 класс "Планета знаний"
Тема: "Знакомство с Карелом Чапеком"
Раздел: начальное образование
Урок внеклассного чтения «Сказки и весёлые истории Карела Чапека»
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Карела Чапека, прививать
интерес к чтению, развивать воображение, дать ответ на вопрос «Почему так любят сказки
К.Чапека?»
I
актуализация знаний
-Сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. Сегодня вы не просто ученики, а
сотрудники, детективы,
детективного агентства «Сказкознаи». Детективы расследуют
дела не просто так, а за определённые бонусы, т.е каждый из вас должен проявить себя.
Для оценки своей работы у вас на парте лежит «Листок достижений», в нём вы будете
отмечать свои результаты. А кто такие детективы, замените синонимами это слово. К нам
в агентство поступило несколько писем с просьбой оказать помощь, поможем?
- Работать вы будете в группах. Цель каждой группы дать полный развёрнутый ответ,
только в этом случае вы справитесь с заданиями.
1) Инициалы какого знаменитого поэта складываются в спортивный термин ПАС? Чем он
знаменит, кроме поэзии?
2) Кто выше, сказочный русский Мужичок-с-ноготок или датская красавица Дюймовочка?
Ответ обоснуйте. Почему Дюймовочка – датская красавица?
3)
Назовите математический детский жанр устного народного творчества. Какой жанр
устного народного творчества имеет три вида?
5) Найдите лишнее в каждой строке и среди строк, ответ обоснуйте:
Лук, Чипполино, чеснок;
Зола, уголь, дрова;
Гуси, скворцы, грачи
6) Чем авторская сказка отличается от народной? Каких писателей, кроме Пушкина и
Андерсена, сказочников вы знаете?
Ответы:
1) А.С. Пушкин. Кроме стихов, он писал прозу и сказки
2) Выше Дюймовочка – 2см 54 мм. Датская, т.к. её родина – Дания – родина Андерсена
3) «Математический жанр» – считалочка. А три вида имеет сказка: о животных, бытовые,
волшебные.
5) Лишнее в строках: Чипполино, Золушка, Гуси. Лишнее из строк: «Гуси-лебеди»
6) У авторской сказки есть автор – писатель.
- Оцените свой вклад в расследование этих поручений.
II Целеполагание. Проблема. Формулировка целей и задач
-
Молодцы!
А
последний
вопрос
пришёл
к
нам
по
эл.
почте.
Прочту: «Уважаемые
детективы! Выясните, пожалуйста, почему в книжных магазинах нельзя купить
книги Карела Чапека?»
- Ребята, справимся с заданием? В чём возникла трудность? Чего не знаем? (кто такой
Карел Чапек) Почему именно нам адресовано письмо, что можно предположить? (может,
Чапек писал сказки). Какая цель стоит пред нами:
ВЫЯСНИТЬ,
КТО
ТАКОЙ
КАРЕЛ
ЧАПЕК
И
ПОЧЕМУ
В
КНИЖНЫХ
МАГАЗИНАХ НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ ЕГО КНИГИ.
- Чтобы справиться с поставленной целью, детективы, разбейте её на задачи:
1. Познакомиться с биографией Чапека.
2. Выяснить, какие произведения писал Чапек, почему вопрос адресован именно нам?
3. Узнать особенности его произведений, почему книги не продаются?
III Добываем новые знания
- На любого гражданина, чьё имя попадает в детективное агентство, заводится ЛИЧНОЕ
ДЕЛО, куда собирается вся информация о нём. Задание в группах, выясните, кто такой
Карел Чапек, как узнать его в лицо, какой он национальности.
(Работа над портером писателя, выясняем из какой он страны)
- Проверяем варианты ответов. На доске появляется портрет писателя и виды Чехии.
- Молодцы, оцените свою работу в листке достижений под пунктом 2.
Детям раздаю конверты с личным делом.
Индивидуальная работа с биографической информацией.
- Выясним сведения из жизни этого человека. Прочитайте сведения из биографии Чапека,
расставьте их в правильном порядке, чтобы получился текст. Интересные для вас моменты
его жизни подчеркните цветным карандашом.
(Выявляю первичные знания)
- В каком веке родился писатель, в каком скончался, долгую ли прожил жизнь. этот
писатель знатного рода, можно ли сказать, что Чапек был непослушным сыном своего
отца, имел ли он высшее образование, кто он по профессии, Он единственный ребёнок в
семье, что связывало его с братом Йозефом, какое отношение Чапек имеет к механике –
науке о машинах, связан ли был Чапек с театром, снискал ли этот человек мировую славу,
что принесло ему мировую известность.
Ответы: в 19, в 20, 48 лет, в семье был брат, работали вместе, иллюстрировал книги, не
стал врачом, имел высшее образование, философ, придумал слово робот, из бедного рода,
писал пьесы, восемь раз награждался нобелевской премией, известность принесли сказки.
- Хорошо, оцените себя в листке достижений, кто правильно расположил сведения из
биографии, тот без ошибок ответил на мои вопросы.
Микроитог:
ребята,
какую
первую
задачу
перед
собой
ставили?
Получили
ответ?
Двигаемся дальше. Но сначала отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
IV Первичное чтение произведений
- Карел Чапек – писатель для взрослых, но известность ему принесли весёлые истории. В
них он рассказывал о самых обычных вещах, но представлял их в необычном свете.
Словно
было
у
него
волшебное
стёклышко,
и
оно
помогло
ему
подслушать,
о
чём
беседуют ласточки и воробьи рано поутру; узнать, почему не летает курица, какой бог у
собак. Почему фокстерьерам рубят хвосты и почему они роются в земле.
- А вы знаете, почему фокстерьерам рубят хвосты? Давайте узнаем, а заодно подумаем,
сказка ли это.
Чтение произведения.
Беседа после прочтения
- Понравилось ли вам история? Легко ли она читалась?
- Лёгкость чтения зависит от перевода на русский язык. В России они переводились на
русский язык дважды: первый раз ещё в конце 19 века, а повторно их перевел известный
детский поэт Борис Заходер.
- Какая картинка представилась вам? (человек говорит с собакой)
-
С
собакой
или
собачкой?
Докажите
текстом.
О
чём
это
говорит?
(об
авторском
отношении).
- Человек, сам автор, собеседник – собачка. Привычно ли нам такое повествование, к чему
привыкли мы, к кому обращается автор? (в текстах повествованиях автор обращается к
читателю,
рассказывает
все
читателю,
а
здесь
читатель
наблюдает
со
стороны
за
диалогом). Это первая особенность сказок Чапека (появляется на доске – ЧИТАТЕЛЬ –
НАБЛЮДАТЕЛЬ СО СТОРОНЫ).
VВторичное чтение Работа с текстом
- На сколько частей можно разделить эту историю? Какая часть будет самой большой?
Почему? Выделите границы этой части. Прочитайте каждый ещё раз жужжащим чтением,
тихо вполголоса.
- Кто главный герой этой истории. Как автор к нему относится? Докажите текстом?
- На сколько частей можно разделить эту историю? Как озаглавите, каждую часть?
- Меняется отношение автора от части к части, подтвердите текстом. (сначала автор
воспринимает героя как маленького, ласково его называет – Фоксик, а затем чувствуется
уважение к собаке – Фокс).
- Найдите описание Фоксика в начале, какие слова передают авторское отношение (слова с
уменьш. – ласкат. Суф), а дальше, как автор характеризует его (отважный, бесстрашный,
богатырь, герой).
- Читая историю Фокса, представляешь его огромным псом, а какой он самом деле, вы
знаете эту породу? (показываю фото терьера). В моём представлении Фоксис выглядит как
герой
польского
мультфильма,
понаблюдаем
за
ним.
Составьте
словесный
портрет
собачки, опираясь на текст. Послушаем ваше описание Фоксиска.
Оцените свою работу: у кого получилось, кому удалось?
-
Вспомните
нашу
задачу,
выяснить,
почему
именно
к
«Сказкознаям»
обратился
за
помощью мальчик в письме. Может, это не по адресу. Сказка ли это? Какие жанровые
особенности вы заметили? Что сказочного и нереального нашли? Заполните схему в
личном деле.
Проверка по эталону. Оценка своих знаний по теме жанровые особенности сказки.
Жанровые
особенности:
жили-были;
повторы,
число
«3»,
волшебный
помощник,
сказочные герои.
- Действительно, Карел Чапек написал сказку, большинство в ней выдумано.
- А какой отличительный жанровый признак отсутствует в этом произведении? (мораль,
поучение)
Это ещё одна особенностей сказок писателя – НЕТ НРАВОУЧЕНИЙ (появляется на доске)
- Сам автор понимал, что его произведение не сказка в чистом виде и поэтому называл их
весёлые истории.
- А с какой целью тогда он их писал? (чтобы рассказать читателям в непринуждённой
форме о самых обычных вещах, на которые мы порой не обращаем внимания. Привить
любовь
к
животным,
по-доброму
на
них
взглянуть,
увидеть
необычное
в
обычном,
научиться фантазировать)
-
О каком сеансе идёт речь? (пока он рассказывал Дашеньке сказку, ей купировали
хвостик). Сколько сюжетных линий в истории. Смоделируйте графически построение
этого произведения. Посмотрите на модель, какая модель подойдёт к сюжетному плану
произведения, почему?
Оцените модель сюжетных линий.
СКАЗКА В РАССКАЗЕ, как пирожок с начинкой – ещё одна особенность сказок Чапека
(появляется на доске).
- Ребята, Чапек описал обычную историю, читать нам было легко, я видела, что многие из
при чтении улыбались.
Почему? Было весело и интересно. В каких местах особенно,
прочитайте соседу по парте понравившийся эпизод выразительно
Соседи, оцените своих одноклассников в их листке достижений.
- Какой фразеологический оборот обыгрывает автор, описывая поражение хана? (душа в
пятки
ушла
–
т.
е.
испугался).
Что
вы
представили?
Попробуем
передать
голосом,
авторское отношение (выраз. Чтение отрывка)
Автор пишет по-доброму, с юмором, метким, образным языком. Это тоже особенность
сказок Чапека – МНОГО ЮМОРА.
Итак, какая задача стояла перед нами? Узнать сказка ли это? Что вы скажете? (это
сказка, но не такая как все, нет нравоучения) Верно, вопрос был по адресу. Карел Чапек –
философ, прозаик и драматург, был ещё и сказочником. Его любили во всём в мире, сказки
переводились на разные языки, а иллюстрации создавал к ним он сам или его брат Йозеф.
АВТОРСКИЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(на
доске)
очень
ценятся,
и
такие
книги
издаются
небольшими тиражами. (показываю иллюстрации на доске)
- Почему же их нельзя купить в магазинах? Их очень быстро раскупают!!!! А почему?
Посмотрите на доску, дайте ответ на вопрос.
- Сказки Чапека раскупают потому, что они не просто интересные, они необычные: это
сказки в рассказах, герои самые обычные, привычные нам, образный язык и юмор, нет
нравоучений,
и
замечательный
перевод
Бориса
Заходера,
а
так
же
изумительные
иллюстрации самого автора не дают им залеживаться на полках!
Ребята, ответили мы мальчику, провели расследование. Оцените свою работу на уроке в
листке достижений, а у меня на доске оцените своё впечатление от урока.
- А захотелось ли вам прочитать эти сказки. Найти их можно в интернете, а я подготовила
вам небольшие отрывки из них, можно взять текст после урока.
Д/з: прочитать отрывки из сказок К.Чапека, подготовить выразительное чтение, рассказ о
писателе, пользуясь личным делом, записать итог по следствию.