Напоминание

Влияние игровых приемов на формирование умственного действия звукового анализа слова детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Жерневская Татьяна Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №404"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игровых приемов на формирование умственного действия звукового анализа слова детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жерневская Татьяна Васильевна,

старший воспитатель

Леонова Светлана Юрьевна,

воспитатель

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми

Влияние игровых приемов

на формирование умственного действия звукового анализа слова

детей старшего дошкольного возраста.

Модернизация

Российского

образования

внесла

конструктивные

изменения

в

систему

дошкольного

образования.

Мы

разделяем

мнение

учёных

о

том,

что

на

смену

традиционным

методам

организации

педагогического процесса ДОО пришли «технологии организации целостного

образовательного

про ст ранства,

л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о го

взаимодействия

педагогов

с

детьми,

целесообразного

наполнения

и

оптимального использования развивающего эффекта предметно-развивающей

среды, реализации проектно-деятельностного и компетентностного подходов

в организации педагогической работы.. Задачи образовательного процесса

организованного в развивающей среде должны обеспечивать оптимальные

условия

становления

личности

ребёнка,

личности

педагога

и

стабильно-

прогрессивное

развитие

организации.

Цель

современных

инновационных

преобразований

смоделировать,

спроектировать

и

по ст роить

образовательный

процесс

так,

что

бы

каждый

ребёнок

оказался

в

эмоционально

благоприятных

условиях,

чувствовал

психический

и

физический

комфорт,

имел

богатую

палитру

возможностей

для

разностороннего развития и саморазвития» [26].

«Проблема развивающего обучения стоит сегодня на первом месте.

Обучаясь,

ребёнок

должен

развиваться».

[32]

Если

проанализировать

сформулированные цели дошкольного образования, то нетрудно заметить, что

основной

приоритет

отдаётся

развитию

личности

ребёнка:

«Уважение

личности

ребёнка;

создание

благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями, развития способностями и творческого потенциала каждого

ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми

и миром» ФГОС. [33]

Именно

эти

цели

задают

определённую

направленность

к

развитию

ребёнка,

своеобразию

взаимодействия

основных

его

функций:

образовательной, воспитывающей и развивающей. Выдвижение на первый

план,

а

чаще

всего

только

ограничевание

образовательными

задачами,

предполагающими овладеть знаниями, умениями и навыками предметного

характера, рассматривание при этом развития и воспитания как процессов,

вытекающих

из

решения

образовательных

задач,

определяют

сущность

традиционного подхода.

Развивающая

деятельность

не

отрицает

важность

и

необходимость

образовательных

задач,

а

предполагает

их

слияния

в

триединую

задачу.

Задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при

котором обучение становится не самоцелью, а условием развития ребёнка.

Развивающая

деятельность

в

качестве

ведущих

целей

рассматривает

обеспечение

и

организацию

развития

высоких

психических

функций

личности

в

целом

через

овладение

внешними

средствами

культурного

развития. Результатом этого служит достигнутый ребёнком уровень развития

личности, его индивидуальности.

Новый

подход

предусматривает

формирование

у

детей

способов

и

умения, и применения своих знаний. «Нужно определить пути максимального

повышения

развивающего

эффекта

обучения

и

таким

путём

не

только

обеспечить усвоение ребёнком определенной суммы знаний и умений, но и

создать

оптимальные

условия

для

развития

сложных

познавательных

процессов», писал А.В.Запорожец.

В полной мере это можно отнести к речевому развитию дошкольников.

Без него невозможно полноценное формирование личности дошкольника.

Возможны

два

подхода,

два

пути

формирования

навыков

чтения

в

дошкольном

детстве.

Первый

более

короткий,

заключается

в

том,

чтобы

посредством, по существу, одновременного введения звука и обозначающей

его

буквы,

формировать

у

детей

навык

простейшего

слогового

чтения.

Второй,

безусловно,

гораздо

более

длинный,

предполагает

практическое

овладение детей языковой действительностью, которая затем будет изучаться

на

уроках

фонетики

и

морфологии.

Программа,

по

которой

мы

должны

обучать детей грамоте, должна оцениваться, исходя из того, какие знания о

языке приобретают дети, развивается ли у них интерес к языку, как к особой

сфере действительности, не менее интересной и важной, чем окружающая

жизнь. Беря за основу развивающее обучение, практические задачи обучения

детей

чтению

иногда

переносятся

на

второй

план,

а

основные

умения

сосредотачиваются

на

процессе

языкового

развития

ребёнка

в

целом,

на

формирование

у

детей

нового

отношения

к

речевой

действительности,

вооружение

средствами

анализа

этой

действительности.

При

обучении

грамоте, дети учатся достаточно сложным формам умственной деятельности,

у

них

формируются

операции

сравнения,

соотношения

между

собой

различных параметров языковой действительности. Речь, являющаяся ранее

только

средством

обучения,

впервые

становится

для

ребёнка

объектом

анализа: первая же задача по выделению отдельного звука в слове, меняет всё

отношение ребёнка к слову, заставляет его анализировать не только смысл

слова, но и его формальную сторону - звуковой состав. Звуковой анализ – это

овладение

умственным

действием,

которое

выполняет

каждый

ребёнок

самостоятельно. Звуковая действительность, её основное звено – звук, важна

ещё тем, что проводит ребёнка по четырём мирам, важных для него. Это мир

природы

как

закономерности;

мир

других

взрослых,

сверстников,

занимательных персонажей, позволяющих и дающих возможность пожить в

реальной

и

вымышленной

обстановке;

рукотворный

мир

весь

речевой

материал и игры; мир я сам – что хочу, что могу, на что способен.

Важность наблюдений над звуковой стороной слова (шире – речи) для

овладения родным языком подчёркивали многие педагоги: Эльконин Д.Б.,

Запорожец

А.В.,

Давыдов

В.В.,

Успенская

Л.П.,

Тумакова

Г.А.

и

многие

другие.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется

особое, лингвистическое отношение к речи. Сознательное отношение к языку

является

основой

для

освоения

всех

сторон

языка

(фонетической,

лексической,

грамматической)

и

форм

речи

(монологической

и

диалогической). Ребёнок знакомится не просто со звуками слова, но и с

«работой»

звука

в

лексике,

морфологии,

словообразовании.

При

такой

организации

обучения

возникает

эффект

саморазвития,

когда

ребёнок

начинает

самостоятельно,

помимо

взрослого,

экспериментировать,

ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словами, со звуками. В

результате он постигает больше того, что получает при содеятельности с

взрослым.

Это

своеобразный

эффект

последствия,

к

которому

и

должно

стремиться развивающее обучение.

Д.Б.Эльконин

разработал

теоретические

позиции

по

обучению

детей

грамоте, определив чтение как процесс воссоздания звуковой формы слова по

его графической модели. Он выделил основное содержание обучения чтению

звуковую

материю

языка.

Весь

процесс

обучения

чтению

по

методу

Эльконина

Д.Б.состоит

из

трёх

взаимосвязанных

этапов.

Первый

формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной

системе языка. Второй – освоение системы гласных фонем, их обозначение

буквами и формирование основной ориентации на гласные буквы и фонемы.

Третий

этап

это

освоение

системы

согласных

фонем,

их

обозначения

буквами и формирование основного механизма чтения.

Первый этап Д.Б. Эльконин называет подготовительным, отмечая, тем не

менее, его чрезвычайную значимость для всего обучения чтению. При работе

с детьми дошкольного возраста этот этап выступает на первое место, так как

задача

дошкольного

учреждения

не

учить

детей

чтению,

а,

развивая,

подготовить к обучению в школе.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, и только с её

помощью можно создать условия для всестороннего развития ребёнка. Играя,

он накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и

воображение.

Джанни

Родари

утверждает,

что

«именно

в

игре

ребёнок

свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать

и обучать, а играть с ним, фантазировать – вот что необходимо ребёнку».

Играя, ребёнок заменяет отсутствующие предметы заменителями, иногда,

даже

воображаемыми.

И

это

не

просто

игра,

а

становление

функции

замещения,

с

которой

ребёнок

в

последующей

жизни

будет

встречаться

постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а

также действия партнёров по игре. Н.К.Крупская

писала: «Для ребёнка

дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них –

учёба, игра для них – труд, игра для них – способ познания окружающего

мира». То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чём

они слышали только от взрослых, или даже наблюдали сами. И происходит

это

потому,

что

игра

не

просто

отображает,

а

моделирует

социальные

ситуации. А.В.Запорожец писал «игра вооружает дошкольника доступными

для

него

способами

активного

воссоздания,

моделирования

с

помощью

внешних

предметных

действий

таких

содержаний,

которые

при

других

условиях

были

бы

недосягаемы

и,

следовательно,

не

могли

быть

по

-

настоящему

освоены».

Эту

же

мысль

подтверждают

исследования

Л.А.Венгера,

где

он

доказывает,

что

игра

играет

огромную

роль

для

умственного

развития

ребёнка,

где

он

овладевает

новыми

формами

мышления, необходимыми для обучения в школе.

Начало обучения в любом возрасте, а особенно в дошкольном, остро

ставит проблему перехода от игровой к учебной деятельности; от наглядно –

образного мышления к словесно – логическому и эту разницу невозможно

преодолеть без особого типа игр и игровых приёмов.

Цель

исследования

выявить,

как

влияют

игровые

приёмы

на

формирование

умственного

действия

анализа

слов,

на

содержании

развивающего обучения по системе Эльконина – Давыдова.

Игры,

которые

применяются

чаще

всего

при

образовательной

деятельности с детьми, преследуют в основном физиологические цели –

снять напряжение, переключить внимание с одного задания на другое. Игры,

служащие для развития, оживляют задание, полезны, приятны, но, не строго

обязательны. Они вносят дополнительную мотивацию, придают радостный

эмоциональный оттенок, но все эти эффекты могут быть получены и другими

средствами,

неигровыми.

Физкультминутка,

музыкальная

пауза,

смена

разнообразных

форм

работы,

просто

шутка

всё

это

формы

отдыха,

переключения внимания, разрядки. Однако «если обучение направлено на

развитие понятийного теоретического мышления, совершенно невозможно

обойтись

без

игр

иного

типа,

прямо

обуславливающий

центральный

и

наиболее сложный этап обучения, этап введения теоретических понятий»

считал Д.Б.Эльконин. Исследования автора легли в основу данной работы.

«Игра

может

внести

в

теоретические

понятия

то

образно

чувственное

содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного

знания и даже его наглядные схемы и модели». Такую игру, в результате

которой

у

детей

формируются

понятия

нового

типа,

перестраивается

представление о слове, можно назвать обучающей. Игру как метод обучения,

передачи

опыта

старших

поколений

младшим,

люди

использовали

с

древности,

а

дидактические

игры,

как

своеобразное

средство

обучения,

отвечающее

особенностям

ребёнка,

включаются

во

все

системы

дополнительного образования. Обучающая игра, в отличии от игр вообще,

обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

который

может

быть

обоснован, выделен в явном виде и характеризуется учебно – познавательной

направленностью.

Обучающие игры имеют очень широкий спектр применения. Они могут

использоваться

в

качестве

самостоятельных

технологий

для

освоения

понятия, темы; как элемент (иногда весьма существенный) более обширной

технологии; в качестве НОД; во время самостоятельной деятельности.

Так,

например,

в

примерной

общеобразовательной

программе

дошкольного образования «От рождения до школы» педагогам рекомендуется

«содействовать проявлению и развитию в обучающих играх необходимых для

подготовки

к

школе

качеств:

произвольного

поведения,

ассоциативно

образного

и

логического

мышления,

воображения,

познавательной

активности; воспитывать самостоятельность, дружелюбие, культуру честного

соперничества».

Основные требования, предъявляемые к обучающим играм:

- игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития и

воспитания;

- иметь увлекательную задачу, решение которой требует умственного

усилия, преодоления трудностей;

- дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, юмором.

Анализируя методы обучения и их функции, приведённые в учебном

пособии

«Педагогика»

П.П.

Подласый,

а

конкретнее

их

сравнительной

эффективности для решения конкретных

учебно-вспомогательных задач,

можно прийти к выводу, что метод обучающей игры лучше других и чаще

всего, способствует решению многих педагогических задач в дошкольном

возрасте. Он лучше всего формирует теоретические значения, практические

трудовые

умения

и

навыки

их

упрочения.

Развивает

интеллект,

познавательный интерес, активность, память, волю, способность выражать

свои

мысли.

Побуждает

к

продуктивному

мышлению,

применению

полученных знаний и умений, проявлению инициативы, самостоятельности,

соревнованию, коллективному сотрудничеству.

При организации обучающих игр дети необходимо сосредотачиваться на

поставленные

цели

и

эта

цель

им

должна

быть

близка

и

понятна.

Д.Б.Эльконин

предлагает

давать

образец

нового

учебного

действия

(выделение

звуков

в

слове,

различие

гласных

и

согласных

звуков),

первоначально

в

воображаемой

игровой

ситуации.

Вводятся

условные

персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия. Эти персонажи

должны

олицетворять

содержание

лингвистических

понятий.

Сказочные

герои: Незнайка, Буратино, Карлсон не подходят для этой цели. Придуманные

Эльконином персонажи объединяют игровую и учебную форму, и каждый

содержит

определённое

лингвистическое

понятие.

Тим

и

Том

прекрасно

воплощают различие мягкости и твёрдости согласных звуков, и не несут

больше никаких других функций. Всё в них, от имени, внешнего вида и

действий ими производимых, отвечают одной цели – учить вслушиваться в

звуковую

действительность

и

определять

позицию

заданного

звука

по

твёрдости или мягкости. Единственное жизненное предназначение Ама –

охотиться

за

гласными

звуками,

а

Палецвротнеклади

за

согласными.

Наличие

этих

персонажей

позволяют

педагогу

разнообразить

игровые

приёмы, вводимые в НОД. Смысл жизни Звуковичков – забота о звуках и

звуковое строительство, а задача – научить детей интонировать, акустировать

звук в слове, находить его место.

Все действия со словами или их звуковыми схемами совершаются от

этих условных лингвистических персонажей. Возникающие в игре отношения

персонажей

соответствуют

изучаемым

лингвистическим

отношениям.

Каждому персонажу соответствует определённый звук, который позволяет в

дальнейшем

сделать

постепенным

и

незаметным

для

детей,

переход

от

игровой

деятельности

к

учебной,

заменить

игру

на

игровые

приёмы.

Исчезают Звуковички, оставляя свои домики – схемы, которые ребёнок не

механически воспроизводит, а самостоятельно строит, планируя, целеполагая

и оценивая. Так в соответствии и в соединении игровой и учебной форм

действия с условными персонажами и их знаками подготавливается будущее

учебное действие – моделирование.

Игры,

используемые

в

НОД,

должны

содержать

обучающую

задачу,

решаемую

в

занимательной

форме.

Находя

решение,

дети

должны

преодолевать определённые трудности, воспринимать умственную задачу как

практическую, игровую, что повышает их умственную активность. «На базе

игровых интересов создаются интеллектуальные» - писала З.М.Богуславская.

Любая игра может стать обучающей, если имеются основные компоненты:

дидактическая

задача,

правила,

действия

и

дети

умеют

оперировать

и ме ющ и ми с я

зн а н и я ми ,

кото р ы е

в

ход е

и г р ы

у с в а и в а ю т с я ,

систематизируются и обобщаются.

Игры и игровые приёмы помогают не только усваивать материал, но и

облегчают

этот

процесс,

поэтому

обязательно

должны

использоваться

педагогом

при

любых

НОД,

особенно

при

познавательном

и

речевом

развитии.

Известно, что в основе письменности лежит позиционный принцип, суть

которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает своё

действительное

действие,

значение

или

функцию

только

в

сочетании

с

другими

языковыми

единицами,

т.е.

в

зависимости

от

своего

языкового

окружения,

от

своей

позиции

в

слове,

предложении,

тексте.

Эта

закономерность проявляется на всех языковых уровнях.

Но, для того, чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и

письме первых слов ребёнок смог открыть позиционный принцип русского

чтения, т.е. учиться на букву гласного, следующую за буквой согласного,

необходимо,

чтобы

в

добуквенный

период

обучения,

дети

научились

различать фонемы гласных и согласных, их мягкость и твёрдость, положение

в слове. Он должен делать фонемный анализ, который в своей исходной

форме, есть установление

последовательности фонем в полном составе.

Умению членить слово на звуки, слышать эти звуки, характеризовать их,

детей надо специально обучать. Для ребят эта тема очень трудна ещё и

потому,

что

нужно

проводить

в

уме

сознательное

различие

формы

и

значимости слова.

В результате были определены задачи каждого этапа работы, отбор игр и

упражнений, подготовка необходимого материала.

Задача:

- сформировать у детей действия интонирования звука в слове;

- умение выделять в слове звуки и их последовательность;

- обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными

звуками без введения соответствующих терминов.

Игровые приемы и упражнения:

Путешествие в Страну Живых Слов и знакомство с её жителями –

Звуковичками;

Отгадывание имени Звуковичка (интонирование по первому звук);

Обед для Звуковичка (придумывание слов на определённый звук);

Подарки для Звуковичка от друзей (объединение первого звука имени

ребёнка с именем Звуковичка и словом, обозначающим подарок);

Мой любимый зверь (нахождение разницы звучания твёрдого и мягкого

согласного);

Покупки в магазине (противопоставление предметной характеристики

характеру звучания);

За

праздничным

столом

(ловушки

для

различия

звуковой

характеристики слова и его значения);

Следопыты

(нахождение

предметов,

в

названиях

которых

есть

определённые звуки);

Звуковички – художники (рисование по представлению, закрепление

твёрдости и мягкости звуков);

По порядку становись (последовательность звуков в слове);

Строим дома для животных (несоответствие звуковой и значения слова).

Задача: Выделение звуковой последовательности звуков составляющих

слова (анализ трёхзвуковых и четырёхзвуковых слов).

Эта

задача

раскрывалась

при

помощи

следующих

игр

и

игровых

приёмов:

Строительство домов для Звуковичков (звуковая последовательность);

Кто в какой комнате живёт? (определение положения звука);

Доктор Звуковичков (ошибочное расположение звука);

Звуковички – шалуны (выделение положения звука);

Где спряталось твоё имя? (определение количества звуков);

Кто

в

слове

спрятался?

(работа

по

схеме,

придумывание

слов

с

определённым количеством звуков);

Игры с Палецвротнеклади (отработка выделения и последовательности

всех звуков в слове);

Бусы для Звуковичков (выделение первого и последнего звука в слове);

Строим Звуквоград (подбор слова к звуковой схеме);

Волшебники (изменение одного звука для получения нового слова);

Заколдованное слово ( составление слова из звуков);

Пирамидки

(составление

схем

с

увеличивающимся

количеством

звуков);

Живые схемы (последовательность звуков);

Отгадай слово (угадывание слова без первого звука);

Часовые (придумывание слов с определённым звуком в конце слова);

Телефон (составление цепочки слов по первому и последнему звуку);

Лечение Звуковичков (подставление звука к слову);

Кто в тереме живёт? (выбор слова подходящего к схеме);

Кто сильнее? (сравнительный звуковой анализ слова);

Мостик (подбор слов имеющих более четырёх звуков);

Львы

и

муравьи

(выяснение

отношения

слова

к

обозначаемому

им

предмету);

Домик для себя (звуковая схема своего имени);

Придумай предложение на один звук;

Разложи

по

полочкам

(придумывание

слов

с

заданным

звуком

на

первом, втором и третьем месте);

Письма

от

волшебницы

Грамоты

(изменение

значения

слова

от

перестановки звуков, закрепление звукового анализа);

Полёты на Златоустию (чёткое произношение и различение звуков в

слогах, словах и фразах);

Один – много (изменение звукового состава слова от числа);

Шифрованные телеграммы (чтение по первым звукам);

Спутник

Наоборот

(чтение

с

конца

схемы

слова

и

закрепление

твёрдости и мягкости звуков).

Задача:

- Проверка умения различать слово и предмет, осознанно относиться к

языковой действительности;

- Введение терминов «гласные» и «согласные» звуки, артикуляционного

критерия для распознавания этих звуков и способа их фиксации в слове.

Конкурс Знатоков слов (отличие слов от предметов);

Певцы

и

слушатели

(различие

артикуляционного

произношения

гласных и согласных звуков);

Борьба со Звукоморами (различие гласных и согласных звуков и их

фиксация в схеме);

Защита Звуковичков (выделение гласных и согласных звуков в слове);

Маляры (выбор фишки нужного цвета для схемы слова);

Кто в каком домике живёт (соединение звуковой схемы со словом);

Сочинители (придумывание слов без гласных или согласных звуков);

Открой замок (тренировка в выделении звуков в звуковой схеме);

В пещере Звукоморов (исправление звуковых схем);

Поймай свой звук (тренировка в различии гласных и согласных звуков);

Отгадай

без

звука

(закрепление

артикуляции

гласных

и

согласных

звуков);

Живые слова (воссоздание звуковой схемы детьми);

Звуковой лес (выбор слова в звуковой схеме.

Задача:

- Введение терминов «мягкие « и «твёрдые» согласные звуки и способы

фиксации этих звуков в схеме слова.

- Практическое знакомство со словоразличительной функцией мягких -

твёрдых согласных.

Тим и Том (создание игровых условий для введения терминов);

Угощение для волшебников (отработка действий различения мягкости –

твёрдости звуков);

Лекарство для Звуковичков (введение фишек обозначающих твёрдость –

мягкость );

Заколдованные замок (показ, что от изменения звука по твёрдости –

мягкости меняется значение слова);

Поход

Тима

и

Тома

(тренировка

в

различении

твёрдых

и

мягких

согласных);

Язык зверей (соотнесение слова и схемы);

Лечение зверей (достраивание звуковых схем слова);

Камень – вата (тренировка в различии твёрдости – мягкости);

Собираем портфель для Звуковичков (определение позиции согласного

звука по отношению к гласному);

Приключения

в

Стране

Живых

Слов

(задания

повторяющие

и

закрепляющие знания и умения детей по пройденным темам).

Игровая викторина «Знаток русского языка».

Использован

следующий

наглядный

материал:

карта

Страны

Живых

Слов, город Буквоград, планета Златустия, компьютер БИМ, план – схема

Звукового леса, плоскостные фигурки жителей звуковых стран и необходимые

к ним атрибуты.

Выбраны типы сотрудничества: хор, действия по цепочке, работа парами,

командами, «молчаливыми» ответами.

Перечень игровых приёмов можно продолжить, а насыщенность ими

НОД варьируется по желанию педагога и интересами детей.

Каждое

занятие

имеет

увлекательный

сюжет.

Мотив

приключений,

путешествий всегла интересен детям. Цель: всё узнать о Стране Живых слов,

пройти до конца маршрут, помочь её жителям. В этой «Стране» небыло места

объяснительно

иллюстративному

методу

обучения

взрослых.

По

ходу

содеятельности дети упражнялись в умении менять план действий, заменять

готовые

определения

игровыми

заданиями,

подводящих

ребят

к

самостоятельным

обобщениям

и

выводам.

В

результате

игровой

содеятельности повышалась внутренняя активность детей, стерлось различие

между

«слабыми»

и

«сильными»

ребятами,

личные

достижения

каждый

ребенок видел на «Лестнице успеха». Дети научились самостоятельно искать

решение к поставленной проблеме, работать сообща, помогать друг – другу, а

самое

главное,

у

них

появился

интерес

к

родному

языку,

чтению

и

уверенность в своих силах.

В

ходе

работы

были

изготовлены

карты

«Срана

Живых

Слов»,

разработаны карты «Игралочка», «Буквоград», «Златоустие», карта «Звуковая

сказка»,

экран,

с

независимым

от

других,

достижениями

ребёнка.

Для

каждого ребёнка изготовлены: карточки – схемы для работы со словом и

предложением, модели-домики для Звуковичков, фишки, отражающие все

характеристики звука, различные азбуки и альбомы по звукам и буквам,

сигналы – ловушки, карты для чтения и словообразования. Для поддерания

интереса к языковой действительности изготовлены дидактические пособия и

игры: «Звуковое лото», «Звуковые часы», «Игры Звуковичков», «Звукоеды»,

«Кубики препинаний», «Придумай предложение», «Звуковые домики»и др..

Игровые

макеты

и

пособия

-

«Компьютер»,

«БИМ»,

Гусеница»,

«Лесная

школа» для занимательных задач и упражнений. Карточки с развивающим

каноном по грамоте, кубики для настольных игр, где вместо точек схемы по

звуковому

и

слогоударному

анализу.

Тексты

с

небылицами,

ребусами,

шифрограммами

и

пиктограммами.

«От

того,

как

ребёнку

будет

открыта

звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не

только

усвоение

грамоты,

но

и

всё

последующее

усвоение

языка

грамматики и связанной с ней орфографии», подчёркивал в своей работе

«Вопросы психологии учебной деятельности» Д.Б.Эльконин.

Для

достижения

и

закрепления

результатов

применялись

принципы

насыщенность,

вариативность,

доступность,

а

также

игровые

приемы

-

приоритетный

старт,

противоречивые

ситуатции,

независимая

фиксация

успеха.

Исходя

из

результатов

исследования,

мы

пришли

к

выводу,

что

используемые игровые приёмы играют огромное положительное значение для

формирования умственного действия фонемного анализа слова, позволяют

сделать

процесс

познания

и

развития

насыщенным,

естественным

и

продуктивным.

Список литературы.

1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные

упражнения .- М.,1984.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.,

Просвещение,1985.

3. Белобрыкина О.А.Роль и обучение. - М., Академия развития,

1988.

4. Бугрименко .Е.А., Жедек Л.С., Цукерман Г.А., Чтение и

письмо по системе Д.Б.Эльконина. - М.,1993.

5. ВенгерЛ.А. Восприятие и обучение. – М.,1981.

6. Веркаса Н.Е.,Веркаса А.Н. Познавательное развитие в

дошкольном детстве: учебное пособие.- М.,2012.

7. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург,1996.

8. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. – М.,1952.

9. Ворошнина В.В. Конспекты занятий по развитию речи детей

дошкольного возраста. – Пермь , 1993.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М.,1984.

11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. –

М.,1987.

12. Городилова В.Н. Чтение и письмо. С - Пб.Дельта, 1997.

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,

Педагогика, 1986.

14. Давыдов В.В. Концепция российского начального

образования (система Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова). – М.,2002.

15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,1996.

16. Ермолаева – Томина Л.Б. Обучение через развитие

познавательных процессов. – М.,2001.

17. Жукова А.Е. Обучение грамоте. – М., Педагогика, 1974.

18. Кузнецова Е.В. Тихонова Н.А. Ступеньки к школе. – М.,

Сфера, 1993.

19. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.

20. Новотворцева Н.В. Учимся читать. – Ярославль, 1998.

21. Окулова Г.Е. Занимательная фонетика. – Оса, 1994.

22. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под

редакцией Залужной М.В. – М.,1995.

23. Программа дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, Н.А.

Васильевой. – М..2014.

24. Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение,2006.

25. Прохорова Н.Н. Путешествие по фанталии. - С.- Пб.,

Детство Пресс,2005.

26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования"

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –

М.,1997.

28. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М.,2006.

29. Сохина Ф.А.,Торунталева Т.В. Подготовка детей к школе в

детском саду. – М., 1997.

30. Сохина Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного

возраста. – М.,1999.

31. Трофимова О.В. Обучение и развитие. - М.,2003.

32. Тумакова Р. А. Ознакомление дошкольников со звучащим

словом. – М.,2001.

33. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.,1981.

34. Усова А. П. Обучение в детском саду. - М.,2001.

35. Успенская Л.А. Учимся говорить правильно. – М.,1973.

36. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением.

Екатеринбург, 1999.

37. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития

речи. – М.2003.

38. Эльконин Б.Д. Психология игры. – М. 1999.

39. Эльконин Д.Б.Развитие речи. Психология детей

дошкольного возраста. – М. 1994.

40. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития. Вопросы

психологии. 2004.

41. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.,1991.



В раздел образования