Напоминание

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.


Автор: Клименко Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №12
Населённый пункт: Г. ДАЛЬНЕРЕЧЕНСК
Наименование материала: Методический материал
Тема: Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Загадки как средство развития познавательной

деятельности детей дошкольного возраста.

С л о в о

« з а г а д к а »

д р е в н е г о

п р о и с х о ж д е н и я .

В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять».

Отсюда произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание

какого-то

явления,

для

узнавания

которого

требуется

немалое

размышление. Загадка показывает, как даже в самом обычном и будничном

можно подменить что-нибудь интересное, неожиданное. Загадка учит ребенка

сообразительности, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.

Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания,

сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами

жанра,

в

котором

каждый

языковый

элемент

должен

нести

большую

смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны.

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному

языку, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое

наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и

поэтому

служит

эффективным

средством

нравственно-патриотического

воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.

Разгадывание

загадок

является

для

ребенка

своеобразной

гимнастикой,

мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок

развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную

активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне

осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс

и

результат

этого

своеобразного

умственного

состязания.

Отгадывание

загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к

рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность

к анализу обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,

умозаключения.

Загадки

полны

познавательного

смысла.

Существуют

несколько

классификаций загадок.

Ю.Г. Круглов делит загадки исходя из принципа их

построения на следующие группы: загадки–иносказания; загадки–описания;

загадки–вопросы; загадки–задачи.

Многие авторы для удобства предлагают классификацию по темам.

Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об

окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития

наблюдательности

детей,

закрепления

знаний

о

признаках

предметов,

о

существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети

так любят загадки?.. Загадки в концентрированной, почти в символической

форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир

полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм.

Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит

проникнуть,

загадка,

которую

еще

надо

отгадать

с

помощью

вопросов,

прямых и наводящих». (Д. Родари)

Загадка

вызывает

у

детей

интерес

к

миру

вещей

и

явлений.

Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни

делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский

ум.

Загадка

ставит

перед

ребенком

вопросы:

что

откуда? что

из

чего

делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то

другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на

сущность предмета, на его назначение.

Например, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях

труда указывается на характерное во внешнем виде предмета:

«Два кольца, два конца, посередине гвоздь». (Ножницы); на то, из чего

сделан

предмет:

«Поля

стеклянные,

межи

деревянные».

(Оконная

рама);

на

назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда

вставать, когда работу начинать». (Часы).

Некоторые

загадки

показывают

предмет

в

действии:

«Кланяется,

кланяется, придет домой – растянется». (Топор).

Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности

внешнего вида, кроме того, и на скорость, и способ передвижения предмета,

особенности звучания: «Летит, как стрела, жужжит, как пчела». (Самолет).

Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине:

«Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок». (Белка); о частях тела:

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица». (Козел); о

форме

глаз,

длине

ног,

ушей,

хвоста:

«Хвост

крючком,

нос

пятачком».

(Свинья); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок». (Лиса,

заяц).

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой

спит, летом ульи ворошит». (Медведь); на среду обитания и способы защиты:

«Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет – другой

вырастает». (Ящерица); на приносимую людям пользу: «Не говорит, не поет,

а кто к хозяину идет – она знать дает». (Собака); на то, чем лакомится

животное: «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет».

(Кошка).

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на

особенности

внешнего

вида

форму,

цвет:

«Круглое,

румяное

с

дерева

достану я». (Яблоко); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да

пахуч,

ягоды

сорвешь

всю

руку

обдерешь».

(Крыжовник);

на

место

обитания:

«Стоят

в

поле

сестрицы:

платья

белены,

шапочки

зелены».

(Березки).

Загадки

о

явлениях

природы

раскрывают

привычные

связи

и

зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий

зеленеет да растет». (Дождь, земля, трава).

Во

многих

загадках

отмечается

закономерная

последовательность

природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: «Весной

вырастают, осенью опадают». (Листья).

Загадки

познавательного

содержания,

обостряя

наблюдательность

детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют

реалистическое

представление

о

природе.

Отражая

живописные

пейзажи

Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию

эстетических чувств ребенка.

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному

взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что

загадка дает картинное описание предмета: «Стоят в поле сестрички: желтый

глазок, белые реснички» – такими изображены в загадке ромашки. «Весь из

золота

отлит

на

соломинке

стоит»

так

красуется

налитой

солнцем

и

жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса

полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко».

Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке: «Поднялись ворота –

всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке: «Посреди

поля серебряные зерна лежат». Так загадки развивают у детей поэтическое

восприятие

родного

края.

Они

привлекают

сочными

красками,

радуют

яркими

образами,

удивляют

неожиданными

сравнениями.

Точный

выбор

слова,

меткие

художественные

средства

делают

загадку

произведением,

доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке «Заря-заряница, красная

девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря

сравнивается с красной девицей, а роса – со слезами.

Загадка,

как

ни

одно

другое

произведение

малого

жанра,

дает

наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об

одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам,

которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом –

красками, формами.

Необыкновенно

образно

рассказывается

в

загадке

о

различных

явлениях

природы.

Например,

снег

это

и

«одеяло

мягкое,

белое»,

и

«скатерть», и «простыня»; снежинки – это и «пушинки», и «звездочки», и

даже «белые мухи; солнце – «костер», «красное яблоко», а радуга – то

«крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота – всему

миру красота».

В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа,

умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому

загадки

полны

юмора,

шуток,

порою

насмешек,

а

иногда

и

озорной

двусмысленности. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и

босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий.

Неожиданный

ответ

гвоздь

в

сапоге

подчеркивает

оригинальность

остроумной загадки-шутки.

Значительна

роль

загадок

в

развитии

у

детей поэтического

слуха.

Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы

народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка

разнообразными

ритмами

и

мелодиями,

подготавливают

детей

к

более

полному

восприятию

и

пониманию

поэтической

основы

произведений

литературы.

Ритмико-методическая основа жанра загадки тесно связана с другими

жанрами народного творчества – сказками, песнями, пословицами.

Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: «Бела, как

снег, черна, как жук, вертится, как бес, повернулась – и в лес». (Сорока).

В других случаях ее плавная мелодия напоминает напевный речитатив

народной сказки или присказки: «В темной темнице красные девицы без

нитки, без спицы вяжут вязеницы». (Пчелы в улье).

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.

Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.

Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться),

ребенок

осознает и другие: действует механизм (идут часы), льет дождь (идет дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного

употребления слова: «Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа. Даже,

если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

Таким

образом,

под

влиянием

загадок

у

ребенка

складывается

привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.

Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно

развивает

его

мыслительные

способности,

расширяет

представления

о

материальном и духовном мире.

Р а зм ы ш л е н и я

н а д

з а г а д ка м и

с од е й с т ву ют

в о с п р и я т и ю

словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его

морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса,

приставки – невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях

удовлетворения

требований

самого

жанра

используются

такие

слова,

в

которых

повышенную

роль

приобретает

та

или

иная

морфема.

Такую

нагрузку, например, несет на себе суффикс –н (-ня) – в загадке о муравьях:

«В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом

строит».

С

помощью

этого

суффикса

образованы

существительные,

обозначающие

действия

в

собирательном

значении.

,Обращает

на

себя

внимание и суффикс –ищ-, имеющий значение увеличительности в загадке о

кошке: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище».

Есть и такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие

суффиксы. В таком случае, чтобы понять смысл слова, требуется провести

словообразовательный

анализ,

благодаря

которому

можно

установить,

от

основы какого слова образовано новое слово, употребленное в загадке. Вот,

например, мудреные определения предмета по его действию. В загадках о

корове хвост обозначается как махай, вихляй, вертун, хлобыстун; рога –

бодаш, бодастые; ноги – лягаи, ходастые. Чтобы понять эти слова, нужно

найти исходные глаголы: махать, вихлять, хлобыстать, бодать, лягать, ходить.

Не всегда, конечно, детям дошкольного возраста доступны такие решения, но

подобные

словообразовательные

задачи

надо

ставить,

что

в

сознании

дошкольников

постепенно

складывались

привычные

впечатления

о

словообразовательной системе русского языка.

Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи.

Синтаксические

особенности

загадки

становятся

детям

привычными,

доступными,

понятными.

Дети

учатся

умению

строить

вопросительные

предложения,

учатся

логике

организации

однородных

членов,

что,

как

показывает практика, требует в обучении детей многократных практических

упражнений.

Например, загадка о туче: «Нахмурится, насупится, в слезы

ударится – ничего не останется» - требует обусловленного расположения

однородных

членов

(сказуемых)

в

соответствии с

логической

последовательностью реальных действий.

Грамматическое

и

лексическое

разнообразие

загадок

существенно

помогает

детям

осваивать

строй

русской

речи

в

ее

многогранных

проявлениях.

Загадка

не

просто

«скользит»

в

речевой

сфере,

-

она

приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на

языковой сфере, вдуматься в нее. Загадка заставляет ребенка анализировать

ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет

запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты.

Загадка,

несмотря

на

миниатюрность

жанра,

обладает

многими

ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной

работе

с

детьми.

Обращаясь

к

ней,

нужно

уметь

видеть

ее

мудрую

педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

При

отборе

загадок

для

детей

дошкольного

возраста

необходимо

учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным

задачам

и

жизненному

опыту

ребенка; полноту

и

конкретность

характеристики; доступность языка и степень сложности художественного

образа;

тип

логической

задачи

и

характер

мыслительной

операции

при

отгадывании.

Как же научить детей отгадывать загадки?

С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать

окружающие предметы, определять их форму, размер, величину (большое

или маленькое, круглое или квадратное, какого цвета и прочее). Без этого не

обойтись, так как загадки основаны прежде всего на описании конкретных

признаков предметов и явлений.

Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый

предмет

находится

в

поле

зрения

малыша.

Словесное

описание

загадки

поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей. Лучше, что бы

для детей раннего возраста, после отгадывания загадки предмет можно было

потрогать, т.е. в полной мере ощутить загадываемые признаки. Для детей

более

старшего

возраста,

на

помощь

при

отгадывании,

может

прийти

картинка-символ.

Важно,

чтобы

ребенок

не

только

находил

правильную

отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому необходимо

чаще задавать ребенку вопрос «Почему?», «Как ты догадался?». Если же

отгадка не найдена следует вернуться к тексту загадки, прочитать её ещё раз

и порассуждать, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой

отгадке.

К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) дети начинают понимать и

активно

использовать

в

речи

образные

сравнения:

снег

словно

белая

скатерть, гриб – будто человечек в большой шляпе и т.д. Чем чаще взрослый

будет использовать в своей речи образные сравнения, тем легче ребенок

будет отгадывать загадки.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит

его

на

путь

решения

определенной

проблемы.

Разгадывание

загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует

умение

самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять

наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко

и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический

взгляд на действительность.



В раздел образования