Автор: Клименко Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №12
Населённый пункт: Г. ДАЛЬНЕРЕЧЕНСК
Наименование материала: Методический материал
Тема: Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Загадки как средство развития познавательной
деятельности детей дошкольного возраста.
С л о в о
« з а г а д к а »
–
д р е в н е г о
п р о и с х о ж д е н и я .
В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять».
Отсюда произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание
какого-то
явления,
для
узнавания
которого
требуется
немалое
размышление. Загадка показывает, как даже в самом обычном и будничном
можно подменить что-нибудь интересное, неожиданное. Загадка учит ребенка
сообразительности, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.
Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания,
сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами
жанра,
в
котором
каждый
языковый
элемент
должен
нести
большую
смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны.
Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному
языку, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое
наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и
поэтому
служит
эффективным
средством
нравственно-патриотического
воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.
Разгадывание
загадок
является
для
ребенка
своеобразной
гимнастикой,
мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок
развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную
активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне
осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс
и
результат
этого
своеобразного
умственного
состязания.
Отгадывание
загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к
рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения.
Загадки
полны
познавательного
смысла.
Существуют
несколько
классификаций загадок.
Ю.Г. Круглов делит загадки исходя из принципа их
построения на следующие группы: загадки–иносказания; загадки–описания;
загадки–вопросы; загадки–задачи.
Многие авторы для удобства предлагают классификацию по темам.
Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об
окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития
наблюдательности
детей,
закрепления
знаний
о
признаках
предметов,
о
существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети
так любят загадки?.. Загадки в концентрированной, почти в символической
форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир
полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм.
Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит
проникнуть,
загадка,
которую
еще
надо
отгадать
с
помощью
вопросов,
прямых и наводящих». (Д. Родари)
Загадка
вызывает
у
детей
интерес
к
миру
вещей
и
явлений.
Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни
делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский
ум.
Загадка
ставит
перед
ребенком
вопросы:
что
откуда? что
из
чего
делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то
другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на
сущность предмета, на его назначение.
Например, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях
труда указывается на характерное во внешнем виде предмета:
«Два кольца, два конца, посередине гвоздь». (Ножницы); на то, из чего
сделан
предмет:
«Поля
стеклянные,
межи
деревянные».
(Оконная
рама);
на
назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда
вставать, когда работу начинать». (Часы).
Некоторые
загадки
показывают
предмет
в
действии:
«Кланяется,
кланяется, придет домой – растянется». (Топор).
Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности
внешнего вида, кроме того, и на скорость, и способ передвижения предмета,
особенности звучания: «Летит, как стрела, жужжит, как пчела». (Самолет).
Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине:
«Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок». (Белка); о частях тела:
«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица». (Козел); о
форме
глаз,
длине
ног,
ушей,
хвоста:
«Хвост
крючком,
нос
пятачком».
(Свинья); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок». (Лиса,
заяц).
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой
спит, летом ульи ворошит». (Медведь); на среду обитания и способы защиты:
«Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет – другой
вырастает». (Ящерица); на приносимую людям пользу: «Не говорит, не поет,
а кто к хозяину идет – она знать дает». (Собака); на то, чем лакомится
животное: «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет».
(Кошка).
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на
особенности
внешнего
вида
–
форму,
цвет:
«Круглое,
румяное
с
дерева
достану я». (Яблоко); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да
пахуч,
ягоды
сорвешь
–
всю
руку
обдерешь».
(Крыжовник);
на
место
обитания:
«Стоят
в
поле
сестрицы:
платья
белены,
шапочки
зелены».
(Березки).
Загадки
о
явлениях
природы
раскрывают
привычные
связи
и
зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий
зеленеет да растет». (Дождь, земля, трава).
Во
многих
загадках
отмечается
закономерная
последовательность
природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: «Весной
вырастают, осенью опадают». (Листья).
Загадки
познавательного
содержания,
обостряя
наблюдательность
детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют
реалистическое
представление
о
природе.
Отражая
живописные
пейзажи
Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию
эстетических чувств ребенка.
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному
взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что
загадка дает картинное описание предмета: «Стоят в поле сестрички: желтый
глазок, белые реснички» – такими изображены в загадке ромашки. «Весь из
золота
отлит
на
соломинке
стоит»
–
так
красуется
налитой
солнцем
и
жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса
полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко».
Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке: «Поднялись ворота –
всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке: «Посреди
поля серебряные зерна лежат». Так загадки развивают у детей поэтическое
восприятие
родного
края.
Они
привлекают
сочными
красками,
радуют
яркими
образами,
удивляют
неожиданными
сравнениями.
Точный
выбор
слова,
меткие
художественные
средства
делают
загадку
произведением,
доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке «Заря-заряница, красная
девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря
сравнивается с красной девицей, а роса – со слезами.
Загадка,
как
ни
одно
другое
произведение
малого
жанра,
дает
наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об
одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам,
которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом –
красками, формами.
Необыкновенно
образно
рассказывается
в
загадке
о
различных
явлениях
природы.
Например,
снег
–
это
и
«одеяло
мягкое,
белое»,
и
«скатерть», и «простыня»; снежинки – это и «пушинки», и «звездочки», и
даже «белые мухи; солнце – «костер», «красное яблоко», а радуга – то
«крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота – всему
миру красота».
В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа,
умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому
загадки
полны
юмора,
шуток,
порою
насмешек,
а
иногда
и
озорной
двусмысленности. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и
босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий.
Неожиданный
ответ
–
гвоздь
в
сапоге
–
подчеркивает
оригинальность
остроумной загадки-шутки.
Значительна
роль
загадок
в
развитии
у
детей поэтического
слуха.
Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы
народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка
разнообразными
ритмами
и
мелодиями,
подготавливают
детей
к
более
полному
восприятию
и
пониманию
поэтической
основы
произведений
литературы.
Ритмико-методическая основа жанра загадки тесно связана с другими
жанрами народного творчества – сказками, песнями, пословицами.
Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: «Бела, как
снег, черна, как жук, вертится, как бес, повернулась – и в лес». (Сорока).
В других случаях ее плавная мелодия напоминает напевный речитатив
народной сказки или присказки: «В темной темнице красные девицы без
нитки, без спицы вяжут вязеницы». (Пчелы в улье).
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.
Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться),
ребенок
осознает и другие: действует механизм (идут часы), льет дождь (идет дождь).
Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного
употребления слова: «Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа. Даже,
если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).
Таким
образом,
под
влиянием
загадок
у
ребенка
складывается
привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.
Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно
развивает
его
мыслительные
способности,
расширяет
представления
о
материальном и духовном мире.
Р а зм ы ш л е н и я
н а д
з а г а д ка м и
с од е й с т ву ют
в о с п р и я т и ю
словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его
морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса,
приставки – невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях
удовлетворения
требований
самого
жанра
используются
такие
слова,
в
которых
повышенную
роль
приобретает
та
или
иная
морфема.
Такую
нагрузку, например, несет на себе суффикс –н (-ня) – в загадке о муравьях:
«В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом
строит».
С
помощью
этого
суффикса
образованы
существительные,
обозначающие
действия
в
собирательном
значении.
,Обращает
на
себя
внимание и суффикс –ищ-, имеющий значение увеличительности в загадке о
кошке: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище».
Есть и такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие
суффиксы. В таком случае, чтобы понять смысл слова, требуется провести
словообразовательный
анализ,
благодаря
которому
можно
установить,
от
основы какого слова образовано новое слово, употребленное в загадке. Вот,
например, мудреные определения предмета по его действию. В загадках о
корове хвост обозначается как махай, вихляй, вертун, хлобыстун; рога –
бодаш, бодастые; ноги – лягаи, ходастые. Чтобы понять эти слова, нужно
найти исходные глаголы: махать, вихлять, хлобыстать, бодать, лягать, ходить.
Не всегда, конечно, детям дошкольного возраста доступны такие решения, но
подобные
словообразовательные
задачи
надо
ставить,
что
в
сознании
дошкольников
постепенно
складывались
привычные
впечатления
о
словообразовательной системе русского языка.
Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи.
Синтаксические
особенности
загадки
становятся
детям
привычными,
доступными,
понятными.
Дети
учатся
умению
строить
вопросительные
предложения,
учатся
логике
организации
однородных
членов,
что,
как
показывает практика, требует в обучении детей многократных практических
упражнений.
Например, загадка о туче: «Нахмурится, насупится, в слезы
ударится – ничего не останется» - требует обусловленного расположения
однородных
членов
(сказуемых)
в
соответствии с
логической
последовательностью реальных действий.
Грамматическое
и
лексическое
разнообразие
загадок
существенно
помогает
детям
осваивать
строй
русской
речи
в
ее
многогранных
проявлениях.
Загадка
не
просто
«скользит»
в
речевой
сфере,
-
она
приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на
языковой сфере, вдуматься в нее. Загадка заставляет ребенка анализировать
ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет
запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты.
Загадка,
несмотря
на
миниатюрность
жанра,
обладает
многими
ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной
работе
с
детьми.
Обращаясь
к
ней,
нужно
уметь
видеть
ее
мудрую
педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
При
отборе
загадок
для
детей
дошкольного
возраста
необходимо
учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным
задачам
и
жизненному
опыту
ребенка; полноту
и
конкретность
характеристики; доступность языка и степень сложности художественного
образа;
тип
логической
задачи
и
характер
мыслительной
операции
при
отгадывании.
Как же научить детей отгадывать загадки?
С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать
окружающие предметы, определять их форму, размер, величину (большое
или маленькое, круглое или квадратное, какого цвета и прочее). Без этого не
обойтись, так как загадки основаны прежде всего на описании конкретных
признаков предметов и явлений.
Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый
предмет
находится
в
поле
зрения
малыша.
Словесное
описание
загадки
поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей. Лучше, что бы
для детей раннего возраста, после отгадывания загадки предмет можно было
потрогать, т.е. в полной мере ощутить загадываемые признаки. Для детей
более
старшего
возраста,
на
помощь
при
отгадывании,
может
прийти
картинка-символ.
Важно,
чтобы
ребенок
не
только
находил
правильную
отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому необходимо
чаще задавать ребенку вопрос «Почему?», «Как ты догадался?». Если же
отгадка не найдена следует вернуться к тексту загадки, прочитать её ещё раз
и порассуждать, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой
отгадке.
К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) дети начинают понимать и
активно
использовать
в
речи
образные
сравнения:
снег
–
словно
белая
скатерть, гриб – будто человечек в большой шляпе и т.д. Чем чаще взрослый
будет использовать в своей речи образные сравнения, тем легче ребенок
будет отгадывать загадки.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит
его
на
путь
решения
определенной
проблемы.
Разгадывание
загадок
развивает
способность
к
анализу,
обобщению,
формирует
умение
самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять
наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко
и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический
взгляд на действительность.