Автор: Александрова Наталия Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 158 "Рябинушка"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: "Осенний пейзаж "У реки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной
группе: "Осенний пейзаж. "У реки"
Программное содержание:
Образовательная задача:
1. Закреплять навыки рисования деревьев и кустарников гуашевыми красками.
2. Знакомить с новым приёмом изображения (монотипия).
3.
Закрепить
и
обобщать
знания
и
умения
детей
пользоваться
художественными
материалами и средствами.
Развивающая задача:
1. Продолжать развивать образное мышление, воображение, эмоциональное восприятие
пейзажа, изобразительные навыки, умение находить средства выразительности для
создания рисунка (цвет, композиция, особенности изображаемых объектов).
2. Развивать детское творчество.
Воспитательная задача:
1.Вызывать чувство радости от созданного изображения.
2. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желания сопереживать и помогать.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы и ответы детей, художественное слово.
Наглядные: демонстрация картинок с изображением осени.
Практические: показ способа рисования, пальчиковая игра.
Материал и оборудование. Листы бумаги голубого, желтого, розового цвета. Гуашь, кисти
(мягкие и жёсткие). Банки с водой, салфетки, палитры. Элементы костюма (берет, шарф).
Цветик - семицветик. Демонстрационный стенд.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Рисование деревьев и кустарников. Разучивание песен и стихов по теме. Рассматривание
репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», «Берёзовая роща».
Ход занятия:
Дети заходят в групповую комнату, образуя круг.
Воспитатель. В любое время года наша природа прекрасна. Но осенью особенно, она
вспыхивает яркими разноцветными красками. Что вы знаете об осени?
Дети. Осень делится на три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень бывает ранней,
золотой, поздней. Ранняя осень тихая и тёплая. Золотая осень нарядная, яркая, пёстрая.
Поздняя осень серая, дождливая, унылая, хмурая.
Воспитатель. Ребята и многие поэты посвящали осени свои произведения. Кто хочет
прочитать стихотворение об этом времени года?
Дети по желанию читают стихи
Воспитатель. Композиторы сочиняли замечательную музыку, воспевающую осень.
Художники писали чудесные полотна. Ребята вспомните, как называются картины, на
которых изображена природа?
Дети. Пейзажи.
Воспитатель. Когда художник изображает на картине золотую осень или солнечный день,
какие краски он использует? (Краски тёплых тонов: разные оттенки красного, оранжевого,
жёлтого.) А если хочет изобразить позднюю осень, пасмурный день? (Краски холодных
тонов: разные оттенки зелёного и синего.)
Вам нравиться путешествовать? (Да.) Сегодня мы с вами отправимся в Страну живописи.
А поможет нам волшебный цветок.
Показывает цветик-семицветик. Ребёнок по желанию отрывает лепесток. Дети вместе с
воспитателем произносят волшебные слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по- моему вели.
Сделай так, чтобы мы оказались в Стране живописи.
Под музыку дети кружатся. Воспитатель превращается в художника (надевает берет и
повязывает шарф).
Художник. Здравствуйте ребята я художник Страны живописи. Как вы сюда попали?
(Ответы детей.) Раз вы оказались в моей чудесной стране, я должен вас научить какому-
нибудь волшебству. Придумал! Я научу вас магическому приёму рисования осеннего
пейзажа. Проверим вашу наблюдательность. Гуляя с родителями по берегу реки или
другого водоёма, обращали ли вы внимание на отражение воде? Чем отражённые объекты
отличаются от тех, что находятся на берегу? ( Ответы детей.) Сегодня вы будете рисовать
красивые деревья и кустарники в осеннем наряде, растущие на берегу реке. А изображать
отражение в реке вам не придётся. Оно появится само. В этом и будет заключаться
волшебство. Садитесь за столы, на которых есть всё, что необходимо художникам.
Дети садятся за столы.
Художник. Все предметы, что вы видите перед собой, предназначены для
совершенствования волшебства. Мягкой толстой кистью вы будете рисовать землю и небо.
Тонкой мягкой кистью - деревья и кустарники. А что можно изобразить, используя
жёсткую кисть? (Жёсткой кистью наносят короткие мазки, когда рисуют листву и хвою.) Я
начинаю колдовать. Смотрите внимательно и запоминайте. ( Показывает приём рисования
и комментирует свои действия.) Сгибаю лист пополам по горизонтали, разворачиваю его.
Верхняя часть листа - земля, а нижняя - водная гладь. Я смачиваю нижнюю часть листа
водой. Линия сгиба - это берег реки. Нарисую землю, пригорок и низину, используя цвета
земли: чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.
Складываю лист по линии сгиба изображением внутрь, приглаживаю место нанесения
красок, разворачиваю лист. Теперь можно нарисовать стволы деревьев, ветви кустарников,
яркую листву, облака и тучи. Снова складываю лист по линии сгиба и приглаживаю его.
Разворачиваю лист. Видите, в реке отражается то, что я изобразил на берегу. (Убирает
образец.) Перед тем как приступить к рисованию, надо подготовить к работе пальцы.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем.
Художник. Подумайте, что вы хотите изобразить на берегу реки, какие будете
использовать цвета - тёплые или холодные.
Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети приступают к работе, по окончании
выставляют рисунки на стенд.
Художник. Молодцы, у каждого из вас получился замечательный пейзаж!
Вот ребята, мне и пора возвращаться. Я с вами прощаюсь. Приходите в гости. Придумаем
ещё что-нибудь интересное.
Выходит за дверь, снимает берет и шарф, затем возвращается.
Воспитатель. Какие замечательные пейзажи! Покажите, какие пейзажи вам больше всего
нравится. Объясните, почему, вы обратили внимание именно на эти рисунки. (Объяснение
детей). А нам пора, возвращаться назад в детский сад.
Ребёнок отрывает лепесток цветика-семицветика. Дети вместе с воспитателем
произносят волшебные слова, высказывают пожелание вернуться в детский сад.
Воспитатель. Вот мы и в нашей группе.