Автор: Типишова Надежда Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Бирючекосинская ООШ"
Населённый пункт: село Бирючья Коса, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: Обучение учащихся решению задач с использование синтетического метода
Раздел: среднее образование
Обучение учащихся решению задач с использование
синтетического метода
В данной главе мы рассмотрим реализацию описанных методических
путей
обучения
математике
посредством
использования
диалогического
метода.
Обратимся
вначале
к
задачам,
которые
решаются
с
помощью
синтетического подхода. Рассмотрим ряд задач.
Задача 1. Катя купила 7 корзин яблок по 10 килограммов в каждой.
Килограмм
яблок
она
покупала
по
30
рублей;
переложив
все
яблоки
в
меньшие корзины по 5 килограммов в каждую, она продала каждую корзину
по 200 рублей. Сколько прибыли получила Катя от продажи всех яблок?
Эта задача решается синтетическим методом, и поэтому начинаем рас-
суждать, отталкиваясь от условия. Из условия, нам известно количество кор-
зин и килограммов в каждой, значит, мы можем узнать, сколько всего кило-
граммов яблок у Кати. Нам также известно, сколько рублей Катя заплатила за
килограмм, значит, мы можем найти, сколько она потратила. Далее Катя пе-
реложила все яблоки в корзины по пять килограммов и продавала каждую
корзину яблок по 200 рублей. Зная массу яблок, несложно найти количество
корзин. Чтобы узнать, сколько Катя получила денег, нужно стоимость каждой
корзины умножить на их количество. И наконец, чтобы найти прибыль, нуж-
но из тех денег, что Катя получила при продаже, вычесть количество потра-
ченных денег.
Решение.
Учитель: Если мы знаем, что куплено 7 корзин яблок и что в каждой корзине
было по 10 килограммов, что мы можем узнать?
Ребята: Мы можем узнать, сколько всего килограммов яблок (в 7 корзинах).
7 · 10 = 70 (кг) - всего яблок.
Учитель: Далее в задаче сказано, что Катя купила 1 килограмм яблок за 30
рублей, что мы можем найти из этого?
Ребята: Мы можем найти количество денег, потраченных Катей.
70 · 30 = 2100 (руб.) – потратила Катя.
Учитель: Что же потом сделала Катя?
Ребята: Она переложила все яблоки в корзины по 5 кг.
Учитель: А как мы найдем количество этих корзин?
Ребята: Мы знаем, что всего 70 кг яблок. Для того, чтобы найти количество
корзин по 5 кг, нужно 70 : 5 = 14 (корзин) по 5 кг получилось у Кати.
Учитель: Что Катя сделала потом с этими корзинами?
Ребята: Она продала их по 200 рублей за каждую. И для того, чтобы найти,
сколько денег Катя получила, нужно 14 • 200 = 2800 (руб.) - количество денег,
полученных Катей.
Учитель: А как мы найдем прибыль Кати?
Ребята: Нам нужно из денег, которые она получила, вычесть потраченные
деньги, 2800 – 2100 = 700 (руб.) - прибыль Кати.
Ответ: от продажи яблок Катя получила прибыль 700 рублей.
В синтетическом методе решения геометрических задач можно условно
выделить:
а)
непосредственное
синтетическое
решение
несложных
геометрических
задач;
б)
запись
в
виде
синтетического
решения
более
сложных задач.
а) Непосредственное синтетическое решение несложных
геометрических задач. Примером таких задач может быть следующая задача.
Задача 2. Найдите смежные углы, если один из них в два раза больше
другого?
1
2
Рис. 1.
Мы знаем из условия задачи, что нам даны смежные углы, один из кото-
рых в два раза больше другого, значит, один угол мы можем заменить на уд-
военный второй. Зная, что сумма смежных углов равна 180°, легко найдем
значения неизвестных углов.
Решение.
Учитель: что мы имеем из условия?
Ребята: из условия задачи мы имеем:
1 и
2 – смежные и
l = 2
2.
Учитель: что требуется найти в задаче?
Ребята: В задаче требуется найти эти смежные углы.
Учитель: А какими свойствами обладают смежные углы?
Ребята: Из свойства 1 можно записать
l
+
2 = 180° (по определению
смежных углов).
Учитель: Если учитывать данное свойство, а также условие задачи, как мож-
но найти эти углы?
Ребята:
l = 2
2;
2 + 2
2 = 180°. Получаем,
2 = 60°;
1 = 120°.
Ответ:
1 = 120° и
2 = 60°.
б) Запись в виде синтетического решения более сложных задач, где появление
вспомогательных суждений часто связано с использованием нестандартных
математических идей – анализа. Важно, чтобы эти идеи были подготовлены и
учащиеся самостоятельно к ним приходили.
Содержание этих задач можно обсуждать отдельно, а вот форма дея-
тельности в них определяется практически чистым синтезом или очень про-
стым использованием приема «синтеза через анализ».
Задача 3. Треугольники BCD и АКЕ равны. В Δ АКЕ АК = 20 см,
K
=54°,
E = 60°. Найдите соответствующие стороны и углы Δ BCD .
Зная из условия, что треугольники равны, сторону и два угла Δ АКЕ, мы
можем
определить,
какие
углы
и
стороны
первого
треугольника
равны
сторонам и углам второго треугольника, и отсюда найти соответствующие
стороны и углы Δ BCD.
Решение.
Учитель: Что мы имеем из условия задачи?
Ребята: Из условия задачи мы имеем, что Δ BCD = Δ АКЕ; АК = 20 см;
К = 54°;
E = 60°.
Учитель: Какой вывод можно сделать из того, что треугольники равны?
ВС = АК = 20 см (1, 2);
С =
К = 54° (1, 3);
D =
E = 60° (1, 4).
Ответ: АК = 20 см,
K = 54°,
E = 60°.
Задача 4. В прямоугольном Δ ABC (ВС – гипотенуза) угол В равен 30°.
Чему равен угол С?
Зная, что нам дан прямоугольный треугольник, какая сторона является
гипотенузой, легко сказать, какой угол равен 90°. А далее, используя теорему
о сумме острых углов в прямоугольном треугольнике, легко найти искомый
угол.
Решение.
Учитель: Что имеем из условия задачи?
Ребята: Из условия нам дано, что Δ АВС – прямоугольный; ВС –
гипотенуза Δ ABC;
B = 30°;
C – ?
Учитель: какое следствие можно записать из п. 2?
Ребята: Используя п. 2, можно сразу записать простое следствие
А = 90°.
Учитель: Если
А = 90°, то какую теорему можно вспомнить о других углах
в этом треугольнике?
Ребята: Здесь можно применить теорему о сумме углов треугольника для
прямоугольных треугольников.
В +
C = 90°. Отсюда, мы можем найти:
С = 90° –
B = 60°.
Ответ:
C = 60°.
Задача 5. Найдите неизвестный угол треугольника, если у него два угла
равны 50 ° и 30°.
Зная из условия два угла треугольника, мы, применив теорему о сумме
углов треугольника, легко можем найти третий угол.
Решение. Учитель: что нам дано по условию?
Ребята: нам известно, что дан треугольник, два угла которого равны 50° и 30°.
Учитель: Какую теорему вы знаете о сумме углов в треугольнике?
Ребята: мы знаем, что сумма углов в треугольнике равна 180°. Мы можем
найти третий угол, 180° – (50° + 30°) = 100°.
Ответ:
С равен 100°.
Задача 6. Найдите углы треугольника, зная, что внешние углы при двух
его вершинах равны 120° и 150°.
По условию в треугольнике нам известны только два внешних угла. Но
зная, что внешний угол смежен с внутренним при этой вершине и что сумма
смежных углов равна 180°, легко найдем два внутренних угла треугольника.
А затем по теореме о сумме углов в треугольнике найдем и третий угол.
Решение.
Учитель: Что нам дано в задаче?
Ребята: Нам дан треугольник, у которого внешние углы при двух вершинах
равны 120° и 150°.
Учитель: Если это внешние углы, что можно о них сказать?
Ребята: Внешний угол смежен с внутренним углом при этой же вершине.
Учитель: А что мы знаем о смежных углах?
Ребята: Сумма смежных углов равна 180°. Значит, мы можем найти
B и
C :
B = 180° – 120° = 60°,
C = 180° – 110° = 70°.
Учитель: Хорошо, теперь мы знаем два угла треугольника. Как найти третий
угол?
Ребята: По теореме о сумме углов треугольника найдем
А.
A +
B +
С = 180°, тогда
А = 180° – (
В +
С),
А = 180° – (60° + 70°) = 50°.
Ответ: 70 ° и 30°.
В преподавании математики синтетический метод должен занять важное
место. Обучение надо вести так, чтобы учащиеся не только практически
научились пользоваться синтетическим методом, но поняли его сущность и
особенности, так как владение им очень важно в практической деятельности
человека. Синтетическое изложение доказательств отличается исчерпываю-
щей полнотой, сжатостью и краткостью. Однако вести все преподавание ма-
тематики в таком стиле малоэффективно. Это связано в первую очередь с тем,
что
для
начинающих
изучать
математику
синтетические
доказательства
кажутся искусственными и непонятными.