Напоминание

"В каждой семье свои традиции"


Автор: Ибатуллина Лира Айратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 30 "Улыбка"
Населённый пункт: город Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект круглого стола с родителями
Тема: "В каждой семье свои традиции"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Семейное воспитание»

Ибатуллина Лира Айратовна, воспитатель

МАДОУ Детский сад № 30 «Улыбка»,

город Октябрьский, Республика Башкортостан

В современных условиях семья является важнейшим общественным

институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни

человека,

так

и

для

социального,

экономического

культурного

развития

общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно

решать

специфические

функции

по

воспроизводству

населения

и социализации новых

поколений.

Одной

из

основных

функций

семьи

является воспитательная функция.

Это

подтверждается

Законом

об

Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются

п е р в ы м и

п е д а г о г а м и .

О н и

о б я з а н ы

з а л о ж и т ь

о с н о в ы

физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в

раннем детском возрасте.

Значение семьи в воспитании ребенка ставит перед нами вопрос о

ее готовности к своей воспитательной функции, об уровне педагогической

культуры родителей как главных воспитателей ребенка.

Проблема

повышения

психолого-педагогической

культуры

всегда

волновала выдающихся педагогов.

В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как П.Ф.

Каптерев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.Н. Острогорский, И.Г.

Песталоцци,

К.Д. Ушинский,

ставятся

вопросы:

о

культуре

семейных

отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности

ребенка; о влиянии - семейного уклада на детей; о пользе педагогической

литературы

для

родителей

в

плане самообразования и

расширения

теоретических знаний в области семейного воспитания, что говорит о том,

что проблемы семьи и семейного воспитания является традиционным для

отечественной и мировой педагогики. Каждый новый этап развития общества

вызывает необходимость поиска новых путей их решения.

Современное

состояние

проблемы

педагогической

культуры

семьи

раскрывается

в

отечественных

исследованиях

Л.

А. Алексеевой,

И.В.

Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Е.И. Наседкиной, Д.А. Петрова, В.Я. Титаренко,

С.Н. Токаревой, Т.В. Лодкиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Щербаковой и многих

других ученых. Так же данная проблематика рассматривается и в работах

западных

исследователей: Ибука Мас ару,

Мария

Монте ссори,

Ю.

Хямяляйнен, В. Сатир, А. Адлер, Б.Ф. Скиннер, М. К-Холл, Томас Гордон, М.

Джеймс, Д. Джонгвард, Т. Харрис и другие. Современные ученые приходят к

единому

мнению

о

том,

что

основой

совершенствования

семейного

воспитания

является

работа

по

повышению

педагогической

культуры

родителей, важной составной частью которой выступает подготовка, главным

образом,

отцов

и

матерей,

включающая целенаправленное психолого-

педагогическое

научное

просвещение.

В

этих

работах

выявляется

взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается

вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание.

Предлагаю конспект круглого стола проведенного с родителями группы.

Тема: В каждой семье свои традиции.

Цель: Воспитание

желания

к

соблюдению

имеющихся

семейных

традиций, обмен опытом семейного воспитания, повышение педагогической

культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагога – детей -

родителей.

Предварительная работа:

1.

Опрос детей по теме «Семейные традиции».

2.

Анкетирование родителей «Этикетные традиции»

3.

Оформление портфолио воспитанников.

4.

Семья готовит выступление на собрании «Этикетные традиции в нашей

семье».

5.

Оформление ширмы «Школа моего этикета».

6.

Составление слайдов по теме.

7.

Разработка памяток для родителей.

8.

Приготовление блюд для дегустации.

9.

Оформление и вручение пригласительных.

Материалы и оборудование:

поднос с фишками, музыкальный центр, музыкальный диск с лирической и

танцевальной музыкой, интерактивная доска, слайды (тема, высказывание

философа И.А.Ильина, исследования, рассказы детей «Семейные традиции»,

родословные),

семейные

фотоальбомы,

памятка

«Воспитание

уважения

к

старшим», ширма «Школа моего этикета», анализ анкет, портфолио детей.

Ход мероприятия:

I

часть: Слайд1.

Вступительное слово воспитателя:

- Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о

семейных

традициях

и

их

значении

в

воспитании

и

развитии

ребенка

дошкольника.

II часть:

Воспитатель:

- Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы родителей)

-

По

определению

В.И.Даля

СЕМЬЯ

это

совокупность

близких

родственников, живущих вместе: родители с детьми».

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из

далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о

семье. Давайте поиграем и попробуем их вспомнить.

Кто больше наберет фишек. Я начинаю, а вы заканчиваете по очереди:

В гостях хорошо, а (дома лучше);

Не красит изба углями, а (красит пирогами);

Каков на дому, таково и (самому);

Дети не в тягость, а (в радость);

Когда семья вместе и (сердце на месте);

Всякой матери свое (дитя мило);

На свете все найдешь кроме (отца и матери);

Мать кормит детей, как (земля людей);

Нет для человека добрее (отца с матерью);

Нет дороже (отца с матерью);

Семья это (семь я).

- Какие ещё пословицы и поговорки знаете вы? (Ответы родителей)

Слайд2.

-

Философ

И.А.Ильин говорил:

«Семья

первичное

лоно

человеческой

культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы

детской души: здесь ребенок учится любить и, верить и жертвовать, здесь

слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка

главные

источники

его

будущего

счастья,

здесь

ребенок

становится

маленьким

человечком,

из

которого

впоследствии

разовьется

великая

личность или может быть низкий проходимец».

Дом для ребенка место, где жить хочется.

Безусловно,

психологическую

обстановку

в

доме

главным

образом

определяют взрослые. От вашего терпения, также, умения, зависит характер

отношений с сыном или дочерью.

Вопрос на засыпку:

- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?

Семье или детскому саду? (Ответы родителей)

Приоритет

в

воспитании

ребенка,

бесспорно,

принадлежит

семье.

«Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (закон

РФ «об образовании»).

Слайд3.

-

Исследования

показали, что

на

развитие

ребенка

влияют

15%

-

наследственность,

57%

-

родители,

25%-окружающая

среда,

3%

-образовательные учреждения.

Вы – первые и самые главные учителя своего ребенка. Первая его

школа –ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать

важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к

опыту детства, к жизни в семье. Семья дает человеку главное – то, что не

может

дать

ни

один

другой

социальный

институт;

личностную

связь

и

единство с родными.

Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.

Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция родителей научить

ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать

государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым

травмируя

малыша.

Вершиной

становления

родителей

выступает

благополучие

детей.

Характер

эмоционального

благополучия

и

неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со

взрослыми в семье. Общение с родителями это одно из важнейших факторов,

которые влияют на развитие ребенка.

III часть :

Воспитатель:

- Давайте сегодня поговорим о семейных традициях.

Как вы думаете, что это такое?(Высказывания родителей)

- Это ваши представления о семейных традициях. Посмотрим что думают об

этом дети.

Слайд-шоу опроса детей по теме: « Семейные традиции» 4.

- Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семьях (день

рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и

достается праздничный сервиз). Это может быть традиция сажать деревце

или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это

традиции

посещать

вместе

с

ребенком

музеи,

выставки,

театры.

Это

совместные

игры,

или

поздравления

родственников.

Это

традиционные

походы, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов,

родословной своей семьи…

Традиция 1. Семейные праздники

-

Как

вы

считаете,

нужны

ли

праздники

для

детей

в

семье?

(Ответы

родителей)

- Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в

детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и

мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это

детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.

- Как вы устраиваете детские праздники в семье? (Ответы родителей)

- Праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем

дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок

свидетель

взрослых

разговоров

и

участник, тогда

он

привыкает

быть

в

центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен

сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре

или по фанту. Об этом говорит С.Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

Если вдруг приходят гости

В дом на праздничный пирог,

Мама с папой просят Костю:

Спой, пожалуйста, сынок!

Начинает Костя мяться,

Дуться, хныкать и сопеть.

И не трудно догадаться:

Мальчуган не хочет петь.

«Пой!» настаивает мама,

-Только стой на стуле прямо!»

Папа шепчет: «Константин,

Спой куплетик! Хоть один!»

От досады и от злости

Всё кипит в груди у Кости.

Он, кряхтя, на стул встаёт,

С отвращением поёт.

А поёт он как ни странно,

Серенаду Дон-Жуана,

Что запомнилось ему

Неизвестно почему.

Гости хлопают в ладоши:

«Ах, певец какой хороший!»

Кто-то просит: «Ты, малыш,

Лучше спой «Шумел камыш…»

За столом смеются гости,

И никто не скажет: «Бросьте!

Перестаньте приставать,

Малышу пора в кровать».

- Стоит задуматься, а в наших семьях, не происходит ли такая ситуация.

- А как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Что это дает

ребенку? (Ответы родителей)

-

Все

любят

подарки,

особенно

дети. Какие

вы

дарите

подарки

детям?

(Ответы родителей).

- Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка

должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать

физически: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши,

пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает

подарок и как благодарит за него.

Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения.

Продумать

программу

развлечений,

приобрести

для

игр

-

аттракционов

разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского

творчества.

Разминка.

- Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

« Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший –я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)

Традиция 2. Родословная семьи

-

С

помощью

шуточной

загадки

мы

коснулись

интересной

темы

-

родственных отношений.

Каждый из нас продолжатель рода своего. И корни каждого рода, как

корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих

предков и бережет.

Будет очень хорошо, если вы начнете собирать историю своего рода: Кто

придумал Ваше имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? Бабушки? Кто

придумал имя Вашему ребенку? Что означает имя? Можно сочинить легенду

о своём роде, стихи…

Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и

потомков.

Это

будет

ваша

семейная

биография,

просто

и

доходчиво

рассказанная детям.

Слайд5 «Родословные»

- Вот интересные примеры из родословных жителей нашего города:

Легенда

Давным – давно, а когда – неизвестно,

В народе твердят – было славное место.

Жил там Батыр с молодою женой

И звали батыра – Гибадуллой.

Род наш древний начинался с него.

Но о нем мы не знаем почти ничего!

Многодетный, долгожитель, музыкант

Передал он и потомкам свой талант.

И куда бы не шел с гармошкой своей,

Было людям с его песней веселей.

Так-ли, нет –ли, но в Туркменевском селе

Прадед Шаймансур живет поныне на земле

С Ямилей, супругой верною своей

Из башкирских, Шаймардановских корней.

60 прожил счастливых, долгих лет

Бабакай наш с инаки без сор и бед:

Передал он потомкам свой талант.

Бриллиантовая свадьба удалась:

Внуки, правнуки пустились дружно в пляс:

11 правнуков, 10 внуков и четверо детей

Отмечали их совместный Юбилей.

Старики нам пели песни о корнях земли своей

И татары и башкиры –

Были счастливы мы вместе

Нам всегда от этих песен веселее и теплей.

(И. В.Медведева)

Рассказ правнучки Аделины:

Быстро дерево растет

Год за годом жизнь идет.

Я горжусь своей семьей,

Мамой, папой и родней.

Я на веточке последней

Тоже скоро подрасту

И на этом древе жизни

Взрослых я не подведу

(Н.Б.Астахова)

Домашнее задание.

-

В

группе

начали

создавать

портфолио

детей.

Просим

вас

составить

родословные вашей семьи, узнать значение имени вашего ребёнка.

Традиция 3 Семейные архивы

-

Ещё

можно

создать

семейный

архив.

Это

не

прошлое,

это

всегда

завтрашнее. Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали

отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода?

(семейный альбом).

Традиция 4 Семейный альбом

- Когда вы его листали в последний раз? (Ответы)

- Сейчас во многих семьях фотографии хранятся в компьютерах. Но мы

предлагаем, всё же создавать альбомы вместе с детьми. Отбор фотографий,

оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо

старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом

из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует

его запоминание. Дети видят как они росли, какими были родители в детстве.

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и

понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Традиция 5 Семейный отпуск на природе

- Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с

ребенком? (Ответы)

- Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника:

дает

возможность

хорошего

общения

с

ребенком,

а

прогулки

в

природу

благоприятно

влияют

на

здоровье

человека,

учит

беречь

окружающую

природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6 Семейное посещение театров, музеев, выставок

- А кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (Ответы)

- Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет

свою

культуру,

свои

обычаи,

свои

традиции.

Мы

взрослые

должны

способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты,

природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей

семьи.

У

нас

в

городе

есть

прекрасный

краеведческий

музей,

где

устраиваются

различные

выставки,

Дворец

детского

и

юношеского

творчества,

где

можно

посмотреть

различные

детские

постановки,

дома

культуры, кинотеатры..

Будет хорошо, если посещение выставок, театров

станет в вашей семье традицией.

Традиция 7 Коллекционирование

- Есть ли в ваших семьях традиция коллекционирования? (Ответы)

-

Очень

хорошо

если

есть

в

семье

традиция,

если

же

нет,

то

можно

предложить

собирать

какие-либо

коллекции,

особенно

после

посещения

музея

появляется

выбор

(камешки,

ракушки,

коряги,

фантики,

бусинки,

марки). В результате этого у ребенка развиваются познавательные интересы,

пробуждается

потребность

к

сознательной

деятельности,

умение

ценить

красивое и уважать труд людей.

Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир,

занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 8 Игры с ребенком

-

Какой

вид

деятельности

является

ведущим

в

дошкольном

возрасте?

(Ответы)

- Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

В детском саду всё развитие ребёнка происходит через игру. Детство дано для

того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную

с о ц и а л ь н у ю

жи зн ь ,

п о п ол н и л с я

эмо ц и я ми ,

п е р е ж и в а н и я м и ,

представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение.

- Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком? (Ответы)

- Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой

семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору.

Играть

надо

в

различные

игры:

настольные,

подвижные,

словесные,

развивающие. Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем

вам приобретать игры развивающего характера, обязательно играть в игры с

природным и бросовым материалом. Например: «Угадай с какого растения

семена?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на яблоко»

и

т.

д.

Сейчас

мы

с

вами

тоже

поиграем,

где

понадобится

внимание,

подвижность, артистизм.

Народная игра с родителями «Не зевай»

IV часть :

- У каждой семьи есть свои, этикетные традиции. Об этом говорят ваши

ответы на вопросы анкеты.

Анализ анкет. Подводится общий итог.

- Сейчас мы послушаем опыт воспитания этикетных традиций в многодетной

семье.

Выступление родителей из опыта «Этикетные традиции в нашей семье»

-

В

ваших

руках

вырастить

детей

грамотными,

образованными,

воспитанными,

любящими

и

почитающими

родителей,

знающими

свою

родословную. Об уважительном отношении к старшему поколению написал

поэт Ш.Биккулов:

«Сынок»

С работы папа мой пришёл;

Сестра спешит накрыть на стол;

На плитку

Ставит мама суп,

Картошку и котлеты…

И со всех ног

Бежит щенок -

Несёт ему газету.

А скажет папа:

- Эй, сынок! -

К нему бегу я, как щенок.

Но если

Бабушка войдет,

Наш папа встанет

В свой черед.

И - улыбнись, посьмей-ка!-

Бегом очки ей подаёт

И под ноги скамейку.

Лишь позовёт она:

- Сынок!-

Несётся папа

Со всех ног…

Я и подумать бы не мог,

Что папа,

Как и я,

Сынок!

- И сегодня хотелось бы послушать наказы, советы наших уважаемых

бабушек.

Выступления бабушек.

Vчасть:

- В заключение собрания предлагаю использовать прием «Семейная

копилка», что хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из

приобретенных знаний?

Практические

советы

по

воспитанию

детей

в

семье

(памятки).

Чаепитие.

Решение родительского собрания:

1.

Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно

сделать традиционными в семье.

2.

Включиться

в

работу

дошкольного

учреждения

по

совместному

посещению театров, музеев, выставок.

3.

Принести в группу семейную родословную, составленную в семейном

кругу.

4.

Принять к сведению опыт семейного воспитания



В раздел образования