Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда"


Автор: Зиннурова Яна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МАЯЧОК
Населённый пункт: Свердловская область, Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зиннурова Я.Е.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с

различными трудностями обучения в начальной школе. Все это требует поиска

н о в ы х

о р г а н и з а ц и о н н ы х

ф о р м

п о м о щ и

и

п р и ё м о в

о б у ч е н и я .

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди

известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Коррекционно – развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии

можно выделить в три подгруппы:

-

технология

сохранения

и

стимулирования

здоровья,

способствующие

предотвращению

состояний

переутомления,

гиподинамии

и

других

дезаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, пальчиковая

гимнастика, дыхательная, для глаз);

-

коррекционные

технологии

(сказкотерапия,

музыкотерапия,

песочная

терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);

-технология обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики,

игротерапия, массаж и самомассаж).

На эмоции можно оказывать значительное влияние музыкой, и именно из этого

факта исходит музыкотерапия. Музыка, в особенности любимая, порождает у

человека определённые психические и соматические процессы, вызывает в нём

определённые чувства, эмоции, настроения, аффекты, изменения в поведении

и одновременно влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем

самым и на речь. Исходя, из этого можно проследить положительное влияние

музыки на логопедических занятиях.

Сравнивая музыку и речь, мы должны исходить из их общих черт. К таковым,

прежде всего, относится их звуковая основа. И музыка и речь базируются на

звуковых

сигналах,

поэтому

обе

они

в

человеческих

взаимоотношения

являются акустическими средствами общения. Способы переноса информации

как

акустические

комплексы

музыкального

и

речевого

выражения

с

антропологической точки зрения также имеют много общего.

Музыка и речь используют одни и те же средства переноса и воспринимаются

одними

и

теми

же

органами

восприятия

акустических

сигналов.

За

музыкальную

функцию

отвечают

области

передней

и

средней

части

темпоральной извилины, пространство перед областью восприятия речи .

Многие

авторы

предполагают,

что

филогенетически

человеческая

речь

происходит от вокально-певческой основы. Ч. Дарвин считал основой речи

музыкальные проявления в форме пения, имеющего характер музыкальных

тонов

и

ритмов.

В

филогенетическом

развитии

музыкальное

выражение

возникло

гораздо

раньше,

чем

речь,

на

что

указывает

и

пение

птиц.

Онтогенетическое

развитие

ребёнка

также

свидетельствует

о

том,

что

выражение старше, чем речь, - младенцы и дети младшего возраста могут

воспроизвести голосом мелодию задолго до того, как научатся говорить.

В

филогенетическом

развитии

человека,

прежде

всего,

формировалась

слуховая коммуникация. Сначала ребёнок учится слушать, потом издавать

музыкальные звуки и только после этого производить артикулированную речь.



Связь

между

музыкой

и

речью

основана

на

общих

акустических

и

выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость,

динамика, акцент (ударение) и просодия.

Специфические

свойства

музыкального

ритма,

влияющие

на

ритм

речи,

описали в своих труда х многие авторы, например М. Е. Хватцев (1951).

Подробно этот вопрос изучал Карл Орф. Значительное положительное влияние

указанной

методической

системы

состоит

в

непосредственной

в

непосредственной активации и всесторонней стимуляции творчества ребёнка

во все периоды его развития

Синтез ритмического и мелодического элементов даёт основания для сравнения

музыки и речи с точки зрения– гармонии. Уравновешенная пропорциональность

непрерывного

слияния

основных

элементов

музыки

создаёт

динамическую

гармонию

речи,

влияние

которой

аналогично

влиянию

гармонии

речи,

музыкальных

произведений.

Под

динамической

гармонией

речи

мы

подразумеваем

динамический

процесс,

зависящий

от

различных

ситуаций

преимущественно

эмоционального

характера,

изменяющих

ритм,

темп,

мелодию и тембр звуков речи. Так, при чувстве страха речь характеризуется

более

высокими

частотами,

чем

в

спокойном

состоянии,

радость

может

проявляться и в убыстрении темпа, гнев – в усилении интенсивности.

Речь нормального человека обладает богатой шкалой выразительности, которая

соответствует динамическому характеру трёх составных элементов музыки –

ритма, мелодии, гармонии. Напротив, для речи человека, страдающего каким –

либо

видом

психофизического

или

социального

расстройства,

характерно

нарушение

того

или

иного,

а

то

и

всех

факторов

музыкального

языка.

Музыкальные факторы речи чрезвычайно важны с точки зрения информации,

так как если они сохранены, речь доступна пониманию даже при нарушениях

звуковой

структуры

слов.

Вышеизложенное

подтверждает

мнение

многих

авторов,

что

музыка

и

речь

взаимосвязаны.

Они

представляют

собой

динамические,

взаимообусловленные

процессы

продукции

и

репродукции,

являющиеся неисчерпаемым источником взаимной творческой стимуляции, и

могут

широко

использоваться,

на

логопедических

уроках,

во

время

динамических

пауз,

физминуток,

пальчиковых

игр,

а

также

во

время

выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

Список литературы

1.

Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева.- М.: «Наука»,

2010.-с.

2.

Венгер, Л.А. Домашняя школа/ Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. - М.,1994.-с.

3.

Ветрова В.В., Годовикова Д.Б., Елагина М.Г, и др. Общение и речь:

развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М.: Педагогика, 2008.

-207 с.



В раздел образования