Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ МАЯЧОК
Населённый пункт: Свердловская область, Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Установление вербального контакта с детьми с РАС."
Раздел: дошкольное образование
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам
нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей
характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая
может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды
двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в
одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к
какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из
чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку
коробки и т.д.).
Психологическая помощь детям с РДА заключается в том, чтобы помочь ребенку
адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в
этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием
дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром.
Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной
программе развития ребенка.
В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в
совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм
взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и
интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с
таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:
- если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать,
достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;
- необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для
занятий;
- убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;
- насколько это возможно, звукоизолировать комнату;
- избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;
- интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;
- не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.
Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя
сориентироваться и перестроить занятие. Важно учитывать и такие моменты, как
постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть
к нему.
Для развития ориентировки в своем теле предлагается развесить несколько зеркал на
уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его
тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных
ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых
ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.
Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз
для закрепления результата.
Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны
релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект
оказывают также игры с песком и водой.
Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном
процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность
психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их
ребенка. Их же задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство
защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо,
так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Главное – во всем
соблюдать последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно
необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным
успехом.
Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды,
приготовлению еды.
Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться.
Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем:
учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т.д.
Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины. Последнее -
одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к
выздоровлению ребенка.