Напоминание

"Установление вербального контакта с детьми с РАС."


Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ МАЯЧОК
Населённый пункт: Свердловская область, Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Установление вербального контакта с детьми с РАС."
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам

нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей

характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая

может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды

двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в

одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к

какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из

чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку

коробки и т.д.).

Психологическая помощь детям с РДА заключается в том, чтобы помочь ребенку

адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в

этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием

дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром.

Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной

программе развития ребенка.

В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в

совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм

взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и

интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с

таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:

- если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать,

достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;

- необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для

занятий;

- убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;

- насколько это возможно, звукоизолировать комнату;

- избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;

- интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;

- не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя

сориентироваться и перестроить занятие. Важно учитывать и такие моменты, как

постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть

к нему.

Для развития ориентировки в своем теле предлагается развесить несколько зеркал на

уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его

тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных

ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых

ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.

Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз

для закрепления результата.

Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны

релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект

оказывают также игры с песком и водой.

Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном

процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность

психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их

ребенка. Их же задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство

защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо,

так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Главное – во всем

соблюдать последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно

необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным

успехом.

Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды,

приготовлению еды.

Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться.

Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем:

учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т.д.

Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины. Последнее -

одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к

выздоровлению ребенка.



В раздел образования