Напоминание

"Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом курай"


Автор: Теляпкулова Залия Закировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: город Стерлитамак республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом курай"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Знакомство с башкирским национальным музыкальным

инструментом курай».

Форма организации: Игровая - образовательная ситуация.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое

развитие, художевственно-творческое развитие.

Цель: Продолжать знакомить детей с башкирскими национальными

музыкальными инструментами.

Задачи:

- Образовательные: Знакомить детей с башкирским национальным

музыкальным инструментом курай. Учить определять его по звучанию.

- Развивающие: Развивать музыкальные способности детей через восприятие

звучания башкирского национального музыкального инструмента.

- Речевые: Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои

мысли, обогащать словарный запас.

- Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к музыкальному

инструменту, любовь к музыке, любознательность, интерес к истории

родного края.

Средства обучения и воспитания:

- ТСО: магнитофон, ноутбук.

- Оборудование: Столы, стулья, магнитная доска.

- Материалы: Музыкальный инструмент курай, плакаты с изображением

государственных символик РБ, стебель растения Реброплодника уральского,

листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:

1.

Организационный момент.

2.

Прослушивание аудиозаписи с мелодией курая.

3.

Загадывание загадки

4.

Познавательный рассказ воспитателя.

5.

Сказка о курае.

6.

Подвижная игра «Курай»

7.

Рассматривание государственных символик РБ.

8.

Чтение стихотворения А. Игибаева «Курай».

9.

Пальчиковая гимнастика.

10.Рисование цветка курая.

11. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Звучит мелодия курая.

- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами познакомимся с одним из чудес

нашей родины Башкортостан. А что это за чудо вы мне сами скажете, отгадав

загадку:

Голос птиц, мелодия рассвета,

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка. (Курай)

- Да, ребята, это башкирский национальный музыкальный инструмент –

курай. Он является самым древним музыкальным инструментом башкирского

народа. Его изготовляли сами исполнители из стебля растения, которое

называется реброплодник уральский, а в простонародье просто - курай. Он в

большом количестве растет в Башкортостане. Вот это растение (дети

рассматривают растение).

- Посмотрите, на какой музыкальный инструмент похож курай? (Дудочка,

флейта)

- Ребята, давайте ещё раз послушаем, как звучит курай. (Прослушивание

мелодию курая).

- Курай воспет во многих прекрасных стихах наших поэтов:

Когда я слушаю Курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик,

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез,

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай…В родном краю,

Я песни звонкие пою.

писал поэт Абдулхак Игибаев в своем стихотворении «Курай». О нем

рассказаны легенды и сказки, одну из которых я хочу вам рассказать.

- В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он

жестоко угнетал народ.

Каждую неделю он брил себе голову; для этого хан призывал каждый раз

нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и

так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого

никто не смел.

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три

сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал

другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик

со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и

последнего сына.

Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала

на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать.

Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала,

чего дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и

напекла сыну лепешек, Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и

отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он

родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным

Ирандеком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с

тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели

к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему

голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления; на голове у хана торчал рог. Но

удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, то хан сказал: «Посиди тут»,— и вышел. А

егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и

начал ее есть. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то

такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.

Хан сказал егету:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать, Егет отломил хану

кусочек лепешки. Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебе

ды и испекла эти лепешки,— ответил егет.

Хан был поражен и не знал, что и думать.

«Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь, выходит, я стал

его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью

его, он расскажет всем, что на голове у меня рог,— думал хан.— Чтобы

избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не

ступала нога человеческая, и оставить там»,— решил хан.

Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.

Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли,

Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят

одни дикие звери

Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами, Он смастерил лук и стрелы

и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда

на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу

и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как

туда дойти.

Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть.

Поднялся сильный ветер.

Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и

пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на

вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно

покачивалось на ветру и издавало приятный звук, Егет сорвал это растение,

сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые

шли из стебля растения.

Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился

играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие

знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче

и спокойнее.

Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел

на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный

народ, что жил на яйлау, и пришел к егету.

Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых

егетов, о том, как он сам спасся от смерти.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в

поколение, и играют на нем хорошие, задушевные песни.

- Ребята, вам понравилась сказка? Вы не устали? Давайте отдохнем, поиграем

в одну интересную игру.

Игра «Курай».

Дети делятся на четыре группы и встают шеренгами, чередуясь, мальчик с

девочкой, вдоль стен зала. Водящий ребенок - кураист сидит в центре зала на

стуле и играет на курае.

Дети поют, исполняя танцевальные движения:

Становитесь в хоровод,

(Идут вперед простым шагом и исполняют тройной притоп)

Всех курай плясать зовет.

(Отходят спиной на свои места и повторяют притоп)

Ты, курай, задорней, Веселей играй.

(Приплясывают на месте: девочки - притопы с прищелкиванием пальцев,

мальчики - энергичный притоп правой)

Тех, КТО лучше пляшет,

ногой, вращая правой кистью над головой.

В круг их приглашай!

Одновременно кураист двигается по кругу переменным шагом, с окончанием

пения кланяется детям и кладет курай на стул.

Исполняется музыкальное заключение. 1-я часть музыки:

1 - 3-й такты - идут друг за другом переменным шагом, образуя большой круг.

4-й такт - повернувшись в круг лицом, исполняют тройной притоп. 2-я часть

музыки:

5 - 7-й такты - идут башкирским танцевальным ходом к центру, сужая круг.

8-й такт -исполняют тройной притоп.

9 - 11-й такты - отходят назад, расширяя круг.

12-й такт - исполняется тройной притоп.

С окончанием музыки все вместе говорят "хай!", а мальчики бегут к стулу,

стараясь быстро взять курай. Выигравший ребенок становится кураистом.

- На гербе и государственном флаге нашей республики тоже изображен

цветок курая. А что он символизирует? Да, он символизирует дружбу

народов. Наша республика многонациональная и все вместе мы живем в

дружбе и согласии.

- Ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок курая. Перед началом работы

давайте поиграем с пальчиками.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

(Самостоятельная работа детей).

Литература:

Агишева Р.Л. «Я - башкортостанец», Программа, Уфа, 2001.

Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. «Я познаю Башкортостан: Учебная

хрестоматия».

Гризик Т.И. «Познаю мир. Знаки и символы».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НЕДЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА)

Подготовила: З.З. Теляпкулова,

воспитатель

2017 – 2018 учебный год



В раздел образования