Напоминание

"Развитие личности и творческих способностей обучающихся в процессе обучения и воспитания"


Автор: Даммер Ирина Алексеевна
Должность: учитель изо и технологии 5-9 классы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: Город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие личности и творческих способностей обучающихся в процессе обучения и воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие личности и творческих способностей обучающихся в процессе обучения

и воспитания

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать

нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к

жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей

современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка,

пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к

свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и

делать его лучше.

Творчество - это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой

жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные

чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни -это не привилегия одиночек, это единственный способ

нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми

осознано. И на нас лежит огромная ответственность - развить в ребенке творческое начало

для того, чтобы состоялся человек, личность.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом

разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

*Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности,

определяющие формирование творческой личности.

*Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и

проявление творческих способностей.

*Наконец, третья группа -это зависимость развития от характера и структуры

деятельности.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие

способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса

обучения и воспитания. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание

оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только

овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения,

наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать

определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.

Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются

способности.

Большие потенциальные возможности в воспитании личности ребенка заложены в добрых

традициях нашей школы. Традиции создаются в процессе активной деятельности и общения,

они несут в себе духовные ценности, идеи, взгляды, образ действий, обычаи,

поведение,

конкретные дела.

Большинство внеклассных мероприятий сопровождаются компьютерными презентациями,

которые позволяют использовать большое количество качественного иллюстративного

материала. Повысился и интерес учеников к тем внеклассным мероприятиям, на которых

учитель использует компьютер. С большим интересом ребята стали выполнять различные

творческие задания. Повысилась общая учебная мотивация, улучшились взаимоотношения с

учителем, «говорящим» с подростками на одном языке.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия.

Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности,

занятия способствуют развитию

кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый

школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать

интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления

инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству,

творчество постоянный и

естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете,

развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная

область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень

глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к

своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд

творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Роль педагога в творческом процессе:

1.Руководство творческим процессом приобретает важное значение, когда педагог сам

участвует в творческом процессе

2 Формируя интерес к творчеству, необходимо самому выполнять творческие проекты,

рассказывать детям о художественном исполнении данных работ, объяснять в чем трудность

и актуальность в работе, показывать детали исполнения.

Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать

условия:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2. Выразительность проведения занятий. Это обеспечивает интерес детей,

желание слушать, участвовать в процессе работы.

3. Необходимость включение педагога в творческий процесс.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия

и сопереживания.

6. Использование в творческом процессе наглядностей обеспечивает интерес у детей.

7.развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

8.задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

9.творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают

атмосферу свободного и радостного творчества.

10. Очень важное условие - поощрение инициативы детей, включение в процесс работы всех

желающих детей. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения

Педагог формирует следующие качества детей:

1. устойчивый интерес снятие напряжения;

2. творческие способности;

3. навыки самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести процесс творчества учащихся – задача достаточно сложная.

Какие бы испытания ни готовила учителю беспокойная жизнь, ничто не сможет омрачить чувство

радости и гордость за успехи своих учеников.

Учитель продолжает жить в своих учениках. В этом его великое счастье и предназначение.

Выводы учёных:

*Содержание предметов художественно-изобразительного цикла в школах, направленно:

*На нравственно-эстетическое развитие личности, предусматривает изучение специальных

дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии,

художественно-образное восприятие.

*Необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие.

*Необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие.

Результаты детского творчества:

Групповые работы

Индивидуальные работы

Пого



В раздел образования