Напоминание

"Экологическая тропа: остановка "Зеленая аптека"


Авторы: Белова Любовь Юрьевна, Залевская Любовь Александровна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ №9 " Цветик-семицветик"
Населённый пункт: город Дмитров, Московская область
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Экологическая тропа: остановка "Зеленая аптека"
Дата публикации: 13.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

(г. Дмитров, ул. Сиреневая, д.5, тел. 8 496-22-2-43-99)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

психолого-педагогической поддержки позитивной

социализации и индивидуализации развития личности детей

Средней группы №6 «Ромашки»

«Экологическая тропа: остановка

«Зеленая аптека»

Подготовили и провели :

воспитатель Белова

Любовь

Юрьевна

музыкальный руководитель

Залевская Любовь Александровна

Дмитров, 2017 год

Актуальность

проекта:

Экологическое воспитание – одно из

основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на

чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша

Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают

нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в

естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений,

поэтому

мы

с

детьми

решили

изучить

лекарственные

растения,

которые

произрастают на даче, в лесу и создать экологическую тропу.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, решили узнать об их зна-

чимости в жизни людей, их целебных свойствах.

Тема

:

« Создание экологической тропы: Лекарственные

растения»

Цель:

1.

Позитивная социализация и индивидуализация в ходе проектной

деятельности.

2.

Поддержка детской инициативы.

3.

формирование представления детей о лекарственных растениях, их

свойствах.

Задачи:

1.

Обогащать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их

ценности для здоровья, правил пользования.

2.Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, состав-

лять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку,

навыки поведения в экстремальных ситуациях.

3.Мотивировать на интерес к посадке грядки с лекарственными растения-

ми. Презентация фото- альбома « Лекарственные растения».

4,Способствовать развитию у детей любознательности, бережному отно-

шению к растениям, любви к родному краю.

Методы:

Исследовательские: вопросы проблемно-поискового характера, наблю-

дения;

Наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и

педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Вид проекта: среднесрочный

Сроки проведения: Апрель-июль 2017г.

Календарно-тематический план проведения проекта

Месяц

Тема

Форма проведения

Примечание

Подготовительный этап

Апрель

1.Постановка

проблемной ситуации:

«Что такое

лекарственные

растения»

2.Народная медицина

3.Создание фото

альбома:

« Лекарственные

растения»

Беседа с родителями о

подборке иллюстраций о

лекарственных растениях.

2 Консультация для

родителей: « Лекарственные

растения»

3Сбор иллюстраций

родителей с детьми.

Основной этап

Май

1.Знакомство с

растением мать-и

мачеха

2.Знакомство с

растениями:

подорожник и

ромашка

3.Знакомство с

душистыми

растениями: мята,

душица, мелисса

4.Знакомство с

растениями:

подорожник, ромашка,

1. Посадка растения в

горшок. Наблюдение и

рассматривание

особенностей.

2.Наблюдение и беседа.

Загадки.

3.Рассматривание альбома

«Лекарственные травы»Д/И

« Определи по запаху»

4.Рассматривание альбома

«Лекарственные растения».

Д/И « Какого растения не

стало»

крапива.

5.Закрепление

названий

лекарственных

растений.

5.Д/И « Наши растения»,

« Вершки-корешки».

Чтение А. Онегова

« Тропинка полевая»,

Июнь

1.Поисково-

исследовательская

деятельность.

2.Закрепление знаний

о лекарственных

растениях.

3. « Ядовитые

лекарственные

растения.

4. «Наши знания о

народной медицине»

1.Прогулка : Ищем полезные

растения». Отметить их

место прорастания.

2.Д/И « Какого растения не

стало», « Узнай и назови»,

«Четвертый лишний».

3 Беседа. Рассматривание

иллюстраций.

Составление рассказов от

имени растения « Я-

подорожник,,,»

4.Сбор растений и создание

гербария.

Заключительная часть

Июль

1.Экологическая

тропа:

Создание клумбы «

Лекарственные

растения»

2. « Ядовитые

лекарственные

растения

3.Уход за клумбой

4.» Что будет, если…»

5.Проведение

праздника

1.Совместно с родителями

оформить клумбу. Высадка

растений.

2.Беседа. Рассматривание

иллюстраций

3.Полив, прополка и

рыхление.

4.Обсуждение проблемы: «

Защита окружающей среды»

Чтение Н. Павлова « Загадки

цветов». А Плешакова «

Зеленые страницы»

5.» Лекарство травы для

здоровья нужны» - Чаепитие

С родителями

Ожидаемые результаты:

1.

Познакомимся с лекарственными растениями нашего региона.

2.

Научимся с пользой применять эти знания.

3.

Посадим лекарственные растения на грядке в зоне экологической

тропы.

4.

Создадим гербарий и альбом « Зеленая аптека». Проведем итоговое

комплексное занятие «Лесная аптека на службе человека».

Заключение

Результаты:

1.Познакомились и расширили знания о лекарственных растениях

Подмосковья о пользе и применении их для нужд человека.

2. Создали грядку с лекарственными растениями – экологическая тропа.

3. Подготовили альбом по теме « Зеленая аптека» и гербарий с

лекарственными растениями.

4. Провели итоговое комплексное занятие : « Лесная аптека на службе

человека».Награждение всех участников проекта- чаепитие с душистым

чаем из мяты, мелиссы и душицы.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся воспитывать у де-

тей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе рабо-

ты над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогати-

ли и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем при-

менения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных

растениях Московской области.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили

словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия

лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной

деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали на-

выки элементарной исследовательской деятельности. Научились ухаживать

за посаженными лекарственными растениями . Познакомились с растениями

и научились передавать свои чувства в рисунках. Сделали вывод, чтобы рас-

тения не исчезли с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекар-

ственные растения в садах и огородах.

Список использованной литературы

1.

Травы жизни В. И. Клевцова Москва Культура 1991

2.

Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир приро-

ды. Развитие речи». Москва 2002

3.

Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педаго-

гу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

4.

Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева.

Москва «Просвещение» 2001.

5.

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Про-

свещение» 2001.

6.

Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

Итоговое мероприятие по проекту:

П

Р

А

З

Д

Н

И

К

«ЛЕКАРСТВО ТРАВЫ ДЛЯ

ЗДОРОВЬЯ НУЖНЫ»

Подготовили и провели

Воспитатель:

Белова Любовь Юрьевна

Музыкальный руководитель:

Залевская Любовь Александровна

г. Дмитров 2017 год

ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса и расширение представлений об

лекарственных травах посредством музыки, поэзии, художественного слова.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить правильно называть и узнавать лекар-

ственные растения (3-4 вида). Расширить знания о пользе растений.

Воспитывать любовь и бережное отношение к лекарственным растениям.

Формировать навыки поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: лекарственные растения, отвары, настои.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о лекарственных растениях, разучива-

ние стихотворений, песен, игр, хороводов.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: пакеты с травами: ромашка, подорожник,

одуванчик, картинки с лекарственными растениями - «чудесный мешочек».

Костюмы для инсценирования стихотворений, песен, хороводов, уголок «по-

ляна лекарственных растений», костюм Феи Лето, букет летних цветов.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: рассказ, объяснение, игра, показ, художественное

слово.

ФАНФАРЫ - 001

ВЕДУЩИЙ: Дорогих гостей видеть рад

Наш любимый детский сад

Для вас спляшем и споем

Этим летним теплым днем.

ВХОД ДЕТЕЙ «ЛЕТО» муз. Морозовой - 002

1 РЕБЕНОК: Лето лучшая пора,

Здесь собрались мы не зря.

Будем прыгать и скакать,

Будем лето мы встречать.

ВЕДУЩИЙ: Яркое и доброе

Светит нам в окошко,

Мы попросим ласково:

«Нас погрей немножко!»

2 РЕБЕНОК: Солнышко лучистое дарит нам лучи,

Радостно и весело потанцуем мы. (Взять «махалки» на стульях)

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «МАЛЕНЬКИЕ ЛУЧИКИ» - 003

(Собрать «махалки»)

ВЕДУЩИЙ: Кто стишок про лето знает?

Кто его нам прочитает?

3 РЕБЕНОК: Как мы долго ждали,

Как мы долго звали,

Лето наше красное

Звонкое и ясное.

4 РЕБЕНОК: Здравствуй, Лето! Здравствуй, Лето!

По лесам и по лугам

Сколько радости и света

Ты несешь в подарок нам.

5 РЕБЕНОК: Наконец оно пришло

Сколько счастья принесло!

Нам тепла и света

Хватит на все лето!

ВЕДУЩИЙ: Тсс!.. Слышу чьи-то я шаги,

Кто спешит к нам, посмотри?

ЗВУЧИТ ЗАСТАВКА «ПРИВЕТ, ЛЕТО» - 004

ЛЕТО: Слышу как меня зовете,

Значит лето в гости ждете!

Здравствуйте, мои друзья

Рада встречи с вами я!

ВЕДУЩИЙ: Нет счастливей на планете

Нашей доброй детворы.

Здравствуй, Лето, вот и Лето!

Наконец дождались мы!

Лето — славная пора.

Крикнем Лету все: «Ура!»

ЛЕТО: Я хорошую погоду , пенье птиц, тепло и воду

Солнце яркое, цветы не забыла принести.

Принесла я игр веселье, звонкий смех и развлеченье

И еще хорошее настроение.

И теперь прошу, вставайте,

Танцевать все начинайте!

ТАНЕЦ-ХОРОВОД С ЛЕТО «ТОП И ХЛОП» - 005.

ЛЕТО: Солнце ласковое греет.

На лугах цветы пестреют.

Я цветочки собрала

Вам на праздник принесла.

Посмотрите, посмотрите,

И цветы все назовите!

ДЕТИ: (поочерёдно) ромашка, одуванчик, подорожник и т.д.

ЛЕТО: Ребята, а кто знает какие это растения?

Как они называются все вместе?

ДЕТИ: Лекарственные.

ЛЕТО: Скажите, почему они называются лекарственными?

ДЕТИ: Потому что травками можно лечить разные болезни

ЛЕТО: Правильно, ребята. Молодцы. Ребята лекарственные растения можно

найти везде. Они растут на обочине дорог, в поле, на лугу у ручейков.

Даже дома, у себя во дворе вы можете увидеть подорожник, одуванчик,

ромашку. Эти растения нужно оберегать. Не надо топтать их, если вы рвёте

траву и увидели лекарственное, оставьте его, оно вам может понадобиться.

Ребята, а вы знаете, как хранятся травы?

ДЕТИ: Травы хранятся в пакетиках, в коробочках.

ЛЕТО: Правильно, ребята. Травы хранятся в коробочках (показ, в пакетах)

Такую травку ещё можно купить в аптеке, где продаётся много

лекарств. Такую упакованную травку нужно хранить там, где хорошо провет-

ривается. Дома их нужно держать в сухом месте, оберегать от солнышка.

А кто знает, что можно приготовить из трав?

Что вам мамы дают пить, когда вы заболеете?

ДЕТИ: отвары, настойку.

Для того чтобы приготовить настойку, нужно взять ложку сухой травы на-

сыпать в стакан и залить кипяточком. Сверху чем-нибудь прикрыть, когда по-

стоит процедить и пить, как назначит доктор. Отвар делают также. Только

нужно немножко покипятить.

Посмотрите, что это у нас за скатерть на столе. А вдруг она волшебная.

ЗАСТАВКА «ВОЛШЕБНАЯ СКАТЕРТЬ» - 006.

Скатерть поднимаем, что под ней – узнаем?

Поднимает скатерть, под ней находят стакан, ложку, траву.

Ребята, а здесь есть всё для того, чтобы сделать настойку.

Давайте попробуем. Подходите все к столу.

(Делают настойку, сопровождая рассказом).

ЛЕТО: Посмотрите, у нас водичка была светлая, прозрачная, а что с ней стало

теперь. Какая водичка?

ДЕТИ: Тёмная.

ЛЕТО: А чем пахнет водичка?

ДЕТИ: Травкой.

ЛЕТО: Вот и мы с вами приготовили настойку. А сейчас давайте поиграем.

Возьмём наш чудесный мешочек. У нас есть картинки, на которых нарисова-

ны лекарственные растения. Вы достаёте картинку, называете, какое лекар-

ственное растения нарисовано и при каких заболеваниях оно используется.

ДЕТИ: Это ромашка. Отваром ромашки полощут горлышко, когда болит.

- Это одуванчик. Отвар из одуванчика пьют, когда болит животик.

- Это подорожник. Если кто-то поранится, надо оторвать листочек подорож-

ника, вымыть его, приложить к ранке и тогда она быстро заживёт.

ЛЕТО: А теперь ромашка выходи

(надеть шапочку, а также всем остальным детям)

И стишок свой нам прочти.

РОМАШКА: На лугу и в поле вы меня встречаете

Лепесточки белые вы на мне считаете,

Сердцевинка, желтая у цветочка моего,

Потому что солнышко забралось в него.

РОМАШКА: Эй, сестрицы, выходите,

Хоровод свой заводите!

ИСПОЛНЯЕТСЯ «РОМАШКОВЫЙ ХОРОВОД» муз. Чугайкина

ЛЕТО: А теперь приглашаю детвору,

На лекарственную полянку мою!

За руки беритесь детвора,

Отправляться нам уже пора!

ЗВУЧИТ «МЫ ХОТИМ» дети идут за Лето цепочкой - 007.

ЛЕТО: Видите, как я трудилась,

Согревала, поливала.

Вот поэтому такая

Лекарственная полянка богатая стала. (Перечисляют растения)

ЛЕТО: Я очень люблю цветы, а вы? (Надеть шапочки)

Тогда почитаем стихи про цветы!

ОДУВАНЧИК: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик,

Вырастит, нарядится

В беленькое платьице,

Белое, воздушное, ветерку послушное.

МАК: Только солнышко взойдет –

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница,

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

Больше на два лепестка.

ВАСИЛЕК: На лужайке у реки,

Голубеют васильки.

Голубые, словно небо…

Голубые, как вода,

Если только их увидишь,

Не забудешь никогда.

ЛЮТИКИ: Звать его нам нечего

Он и так придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот —

Солнцем налитой

Лютик золотой.

КОЛОКОЛЬЧИК: О чём колокольчик звенит на лугу?

Ответить на это я вам не могу.

Но думаю так: зазвенит он с утра,

И слышат цветы - просыпаться пора

ЛЕТО: Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Нам дарит лето звонкий праздник

И главный гость на нем — игра.

Сейчас вы произнесёте волшебные слова, и все превратитесь в красивые цветы

колокольчики.

ЛЕТО: Вокруг себя повернусь

И в колокольчик превращусь.

(Кружась на месте, произносят)

Вот сколько колокольчиков появилось на полянке (Дети приседают)

Дождик поливает, солнце пригревает,

Смотрите, колокольчики как расцветают.

Сразу красиво становится тут. (Дети тихонечко встают).

Но ветер, он стал задувать все вокруг (Дети раскачивают руками)

Стал дуть на цветочки сильней и сильней

(Дети делают руки «рупором» и дуют)

Ах, бедные колокольчики, прячьтесь скорей.

(Дети садятся на корточки закрывают руками головки)

ЛЕТО: Вот и праздник, сказку лета,

Нам заканчивать пора.

Но ведь лету — то начало,

Не грустите, детвора.

А теперь я приглашаю

Всех на чай, уже пора.

Я вас всех угощу чаем не простым, а с добавлением мяты, мелиссы и души-

цы. Берите наших гостей за руку и провожайте к столу.

Чаепитие совместно с родителями.

ЗАСТАВКА «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ» муз. Антонова - 008

Приложения к проекту

1.

Беседа «Лекарственные растения».

1.

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золо-

тисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения).

Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она

цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные.

Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сто-

рона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторо-

на – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает вни-

мание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарствен-

ное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют

от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он

удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом за-

ботится о нашем здоровье.

1.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой при-

вычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят,

там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чи-

стый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то

подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро за-

живет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои!»

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему

было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На

дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться,

как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но

возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, со-

рвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик

сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не про-

пускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

1.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечеб-

ных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых

помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее при-

меняют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице.

Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки поле-

зен при ангине.

Беседа:

«Наш верный друг - чистотел»

Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением –

чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу

приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, сте-

бли, цветы, что необходимо чистотелу для того, чтобы он рос.

Загадки о лекарственных растениях.

1.

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

1.

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

1.

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

1.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня. Крапива)

Золотые лепестки , хрупкий стебелек.

Распустился у реки солнечный цветик.

Только тучка набежала - сжались лепесточки.

На зеленых лепестках - круглые комочки.

(Мать -и мачеха)

На травинке, словно льдинки,

Белоснежные цветки.

А от взглядов у тропинки

Прикрывают их листки.

(Ландыши)

Дидактические игры

по теме: « Лекарственные растения»

1. «Вершки - корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных

растений используются для лечения.

Одуванчик – листья, корень.

Календула – цветы, семена.

Ромашка – цветы.

Лопух – листья, корни.

Мята – листья.

Подорожник – листья.

2.«

Определи по запаху»

(мята, ромашка, душица, одуванчик, )

Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху,

закреплять знания о лекарственных растениях.

Материалы: иллюстрации с изображениями лекарственных расте-

ний, засушенные растения.

3. «Наши растения».

Цель: закрепления названий лекарственных растений и уточнения, где они

растут, какую пользу приносят человеку.

У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую

карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое

растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение,

называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто

первый закроет клетки на своей карте.

4.«Какого растения не стало?»

Цель: Закрепить знание о лекарственных растениях. Умение быстро назы-

вать растение. Развивать внимание и память.

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Вос-

питатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети

открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится

4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

5. «Узнай и назови»

Цель: Обогащение знаний детей о лекарственных растениях. Умение расска-

зывать о месте его произрастания.

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила

игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь

растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где

растёт (болото, луг, овраг) аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (со-

бирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной,

когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

6. «Угадай растение»

Цель: закрепить знание о лекарственных растениях. Развивать умение после-

довательно рассказывать о растении , передавая свое впечатление и особенно-

сти строения и свойствах растения.

Сейчас каждый из вас загадает лекарственное растение, расскажет нам о нём,

не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

7

.

«

Что будет, если …?»

Цель

: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и

приумножать природу. Развивать умения делать выводы и умозаключе-

ния.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети

приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь

природу. Например: что будет, если все люди будут бездумно рвать рас-

тения, не будут соблюдать правила поведения в природе?

8. « Четвертый лишний»

Цель:

Дифференциация растений по месту произрастания , времени появления,

цвету и форме соцветий.

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов.гровое действие: По-

каз картинки с изображением цветов. Рассмотреть и назвать их. Лишним будет

цветок:(купальница ,калужница , мак и лютик). Лишний -мак , т.к. он красного

цвета.

Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стриже-

ва.

Чтение А .Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»

Заучивание загадок и стихов о растениях

.

Стихи о лекарственных растениях

Ромашки

Ромашки, ромашки

Белые рубашки

Желтые колечки

Прибежали к речке

За руки взялись и вот,

Дружно водят хоровод!

Цветы

Любуйтесь цветами, не рвите

Для красоты вы их сохраните

Вьются пчелы над петуньей синей

Голубь набирает высоту.

Человек становится красивей

Если рядом видит красоту.

Ландыш

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень, и весь он зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Репей

У дороги встал репей

Ищет он себе друзей.

Он за всех цепляется,

С дружбой набивается.

С дружбой не везет ему

Ты не знаешь почему?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

«Лекарственные растения»

Всем хорошо известна фитотерапия. С лечебной и профилактической

целью используют либо растения в целом, либо их отдельные части:

корни, корневища, клубни, луковицы, листья, цветки, стебли, кору, поч-

ки, плоды, ягоды и семена.

Лекарственные растения применяют в свежем виде, в виде порошка

из высушенных и измельчённых растений или путём извлечения

из растений действующих веществ, подвергая их несложной обра-

ботке. Растения используются для приготовления настоя, отвара, на-

стойки, вытяжки или сгущённой вытяжки. В качестве растворителей в

народной фитотерапии помимо воды и спирта использовались пиво,

уксус, вино, мёд, молоко различных животных, масло.

Для внутреннего приёма лекарственные травы назначают в опре-

делённой дозировке, как лечебные препараты, а пищевые лекарствен-

ные растения для приготовления напитков, салатов или в качестве

приправы к различным блюдам.

Как наружное средство лекарственные растения используются в на-

родной медицине для приготовления ванн, компрессов, обтираний,

примочек, полосканий, мазей, пластырей, в виде обёртываний про-

стынёй, смоченной в настое трав, а также путём прикладывания

отдельных частей растений или пасты из них к больным местам.

Фитотерапия в народной медицине была основным видом лечения.

Флора земли – огромная, неиссякаемая кладовая лекарственных

средств. Общее количество лекарственных растений насчитывает бо-

лее 12000 видов.

Лечение целебными травами всегда привлекало к себе внимание че-

ловека. Терапевтическая эффективность растений обусловлена со-

держанием в них большого комплекса разнообразных и сложных по

своему химическому составу и терапевтическому воздействию активно

действующих веществ. Это алкалоиды, гликозиды, полисахариды,

эфирные масла, органические кислоты, антибиотики, витамины, хими-

ческие элементы, дубильные вещества, пигменты, аминокислоты, смо-

лы, жирные масла и др. Эти вещества с успехом используются в лече-

нии и профилактике при ряде заболеваний.

Сейчас, в период повышенной заболеваемости, необходимо использо-

вать средства на основе лекарственных растений для профилактики

гриппа, ОРЗ у детей и взрослых.

Мы знакомим детей с лекарственными растениями: аптечная ромаш-

ка, зверобой, подорожник, земляника, малина, смородина, крапива,

лук, чеснок, липа, берёза, дуб, рябина, калина, василёк, календула,

мать-и-мачеха, ландыш майский, цикорий, шиповник и др. Вооружаем

их знаниями о том, как не допустить заболеваний органов дыхания.

Консультация для родителей

Лекарственные растения для детей

»

Правила лечения (это полезно знать). Осложнений у детей после

приема различных медикаментозных средств боятся все родители, тем

более, для этого есть серьезные основания. Поэтому врачи сегодня

изучают и используют в практике лечения детей лекарства

растительного происхождения. По данным отечественных и

зарубежных медиков, при фитотерапии частота осложнений не

превышает 1%, в то время как при медикаментозном лечении

осложнения возникают у каждого третьего-четвертого ребенка.

Лекарственные травы помогают быстро и надежно избавиться от

многих недугов, но не занимайтесь самолечением, а обязательно

посоветуйтесь с врачом. Это особенно важно, если у ребенка есть

предрасположенность к аллергии. • Детям с гастритом и пониженной

кислотностью в период, предшествующий сезонным ухудшениям,

следует пить сборы подорожника, ромашки, мяты и мелиссы • Если

ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным

газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай

из фенхеля, ромашки и укропа. • При повышенной нервной

возбудимости перед приходом гостей или другим «стрессовым»

событием для профилактики следует дать ребенку настои корня

валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой. • Ребенку,

склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется спать на

подушке, набитой молодыми шишками хмеля. • Если ребенок к вечеру

перевозбужден, то дайте ему понюхать настой корня валерьяны — по

три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно. • Детям, которые

реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой, стоит заварить мяту

перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан воды. Пить настой

нужно небольшими глотками в течение дня. • При расстройстве

кишечника помогает фитосбор из зверобоя и тысячелистника. • Боль

от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть укушенное

место размятым перышком зеленого лука. • С проявлениями кожной

аллергии помогают справиться брусника обыкновенная, горец птичий,

зверобой, калина, шиповник и другие. Если вы решили использовать

лекарственные травы для лечения своего малыша, необходимо

соблюдать следующие правила: — Лекарственные растения каждому

малышу назначаются строго индивидуально в соответствии с

диагнозом, с учетом сопутствующих заболеваний и точным знанием

действия фитопрепаратов. — Для детей от младенчества до трех лет

используются сборы из одного, двух, максимум трех растений. Детям

постарше можно принимать сборы более сложного состава. — Детям

противопоказаны сильнодействующие и ядовитые лекарственные

растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды мордовника,

багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые другие. —

Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны.

Приобретая травы в аптеке, на упаковке вы видите дозы,

рекомендованные для взрослых. Для детей действуют другие нормы —

для расчета можно использовать такой способ: доза для взрослого

принимается за единицу, а ребенок должен получать часть дозы

взрослого Не секрет, что растения это самые эффективные

лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на

основе лекарственных растений. Целебная сила растений известна

уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно

почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и

Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3

тысячелетием до нашей эры. Так, египетские папирусы донесли до нас

информацию о использовании десятков растений и способов их

использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок,

касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились «Веды»,

которые содержат сведения о растениях, которые широко

использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых

используется и в наши дни. С развитием торговли жители Европы

получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов.

Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в

Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими

антисептическими и болеутоляющими свойствами. Вскоре ботаники

стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные

свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан

канон травоведения, в который входило 250 видов растений с

подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям

китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в

области использования лекарственных растений. Первой европейской

книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный

греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600

видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие

языки и получила широкое практическое применение. В средние века

европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения

травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы. Так в

Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены

свидетельства о том, как монахи в качестве обезболивания

использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали

лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения

крови. С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту,

происходит переломный момент в отношении использования

лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать

целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми.

Хотя некоторые ученые , такие как Калпеппер, пытались возродить

уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием

способов применения некоторых растений до сих пор пользуются

уважением и используются на практике. Некоторые страны до сих пор

отдают предпочтение

народной медицине, широко используя знания,

передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что

современная медицина многого достигла в фармакологии, люди

сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму

заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания

по прежнему остаются на высоком месте среди населения.

Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний

стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может

стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей

лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом

наших предков

.



В раздел образования