Напоминание

"Игра - как важное средство воспитания дошкольников"


Автор: Дребезова Зоя Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 г. Рузы общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Руза
Наименование материала: статья
Тема: "Игра - как важное средство воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

«Игра - как важное средство

воспитания дошкольников»

«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт.

Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно

смех, а на душе всегда мир».

Ж.-Ж. Руссо

Подготовила:

Дребезова З.В.

г. Руза

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и

правильного развития». Д.В.Менджерицкая

Игра

для

ребенка

дошкольного

возраста

является

ведущим

и

наиболее

естественным

видом

деятельности,

важным

условием

полноценного

умственного,

нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который

он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются

прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы

ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными,

методами или простым приучением, обучением или упражнением. Радость игры – это

радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от

выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения

потребности

в

движении,

в

подражании.

Малышам

нравится

и

сам

процесс

сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время

заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности,

фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех

отношениях. Наблюдения за детской игрой, тем не менее, показывают, что игра хоть и

доставляет ребенку удовольствие, но он отображает в ней не всегда приятные чувства

и переживания: дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлепает ее, дочка плачет;

на даче мама уговаривает свою дочку: тебе скучно без меня, не плачь, я буду каждый

день приезжать. Тоска по маме, капризы дочки и огорчения мамы взяты ребенком из

своего опыта, своих переживаний, которые с большой искренностью обнаруживаются

в игре.

Игра

решает

следующие

коррекционно-развивающие,

коррекционно-

воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка в макромире, для

коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время

использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – настольно – печатные игры.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1 . Дидактические

игры –

одно

из

средств

познавательной

деятельности

школьника

с

нарушением

интеллекта.

Дидактические

игры

развивают

наблюдательность,

внимание,

память,

мышление,

речь,

повышают

эффективность

обучения. Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес

детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как

средство воспитания. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают

игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают

детали

по

цвету,

размеру,

обыгрывают

полученный

образ.

Наличие

игрового

содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с

дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста

дидактическими играми – занятиями.

2 .

В

сюжетно-ролевых

играх

дети

при

помощи

взятых

на

себя

ролей

воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе

игры

ребенок

познаёт

мир

и

усваивает

общественный

опыт.

Воспитывается

стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества,

обогащается речевой запас.

В

предметно

изобразительных

играх

ребенок

впервые

усваивает

способы

действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые

навыки сюжетно – изобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый:

мама

показывает,

как

кормят

куклу,

укладывают

ее

спать,

как

катают

мишку

на

машинке, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми и другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений –

усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия

с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него

появляются

представление

о

роли

и

определяемых

этой

ролью

действиях,

подчиненных единому игровому сюжету. Конечно, эти знания не возникают сами по

себе,

а

формируются

в

общении

со

взрослым,

в

процессе

усвоения

простейших

сюжетов

образцов,

предлагаемых

воспитателем

в

совместной

игре,

а

также

в

результате обогащения вне игрового опыта. Этот опыт лежит в основе почти всех

сюжетов индивидуальных игр детей дошкольного возраста.

Маша сажает за стол мишку и зайчика. Мама наливает воображаемый чай из

игрушечного чайника, подносит чашку ко рту мишки. Нечаянно она роняет вторую

чашку. Слегка растерявшись, поднимает чашку, строго смотрит на зайчика, разводит

руками: «Разлил!»- и начинает вытирать снятой со стола салфеткой воображаемую

лужу.

Из примера видно; как простая, нередко встречающаяся в жизни детей ситуация

– опрокинутая чашка и недовольство взрослого по этому поводу – становится сюжетом

игры.

3 . Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако

они

развиваются

по

заранее

подготовленному

сценарию,

в

основе

которого

содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от воспитателя режиссирования, а от

ребёнка – проговаривания реплик.

4 . Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к.

большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных

целей воспитания и обучения.

Участие

в

игре

учит

детей

ориентироваться

в

пространстве.

Их

действия

четко

определяются сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов

может

изменить

игровую

ситуацию,

что

требует

от

каждого

ребенка

мгновенной

реакции и ответной переориентировки.

В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся

выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство

обучения:

активное

участие

в

ней

воспитателя

стимулирует

непринужденное,

естественное

выполнение

ребенком

двигательных

действий.

Наиболее

успешно

происходит формирование навыков в беге и прыжках.

5. Настольно – печатные игры.

Важную роль в воспитании и обучении играют настольно – печатные игры.

В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических

действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети

играют в разные настольно - печатные игры: парные картинки, лето, домино, складные

кубики.

К

этому

виду

деятельности

относится

и

раскладывание

картинок,

изображенных на кубе, магнитной доске.

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний

о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным

признакам.

Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе.

Воспитатель

просит

ребенка

найти

и

показать

пальцем

собаку,

кошку,

утку,

изображенных на разных сторонах куба. Ребенок поворачивает кубик, рассматривает,

находит то, что нужно, радуется, когда узнает. Занятие с кубом очень полезно и для

тренировки движений пальцев, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие

активной речи.

Нравственное воспитание. Индивидуальная работа с детьми.

Важным в игре является умственное развитие ребенка, но это не значит, что в

игре

не

решаются

другие

вопросы

воспитания.

Умственное

развитие

в

игре

неразрывно

связанно

с

нравственным,

эстетическим,

физическим,

оно

помогает

малышу

лучше

ориентироваться

в

нравственных

нормах,

видеть

красивое

в

окружающем.

Основной

путь

обогащения

игры

нравственным

содержанием

лежит

через

ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного

отношения к ним. Свойственная дошкольникам ориентация на образ взрослого как

образец дает педагогу основание создать у детей, во-первых, интерес к труду модой

разных профессий, во-вторых, рассказать о людях достойных подражания.

Малышам дают последовательные представления о нравственном содержании

труда взрослых путем экскурсий (целевых прогулок), проведения дидактических игр

типа поручений, с раздаточным материалом в которых принимают участие все дети,

чтение художественных произведений, рассматривание картин.

Игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера:

умения

ставить

перед

собой

цель,

находить

средства

для

ее

осуществления,

преодолевать трудности.

Не всегда следует привлекать к игре всю группу. Объединять в игре всю группу

целесообразно лишь тогда, когда этого требует содержание игры, когда оно увлекает

всех.

Важное место занимает индивидуальная работа воспитателя с детьми, в которой

главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Индивидуальная

работа

с

Кириллом.

Первое

время

в

группе

Кирилл

часто

обижал товарищей: отнимал у них игрушки, мог толкнуть, ударить. Но он сразу

проявил себя активным, жизнерадостным ребенком, охотно подчинялся требованиям

старших.

Наблюдения

за

ребенком,

беседы

с

родителями

в

короткое

время

дали

возможность понять причины недостатков мальчика. Выяснилось, что дома Кирилла

слишком балуют, у родителей не было единых требований к нему. В результате

ребенок был капризен, груб и с детьми в детском саду и с родителями. Хорошие черты

Кирилла: общительность, инициативность в игре, на которые можно было опереться в

воспитании.

Нужно

было

приучать

мальчику

вежливо

и

дружелюбно

обращаться

с

товарищами, помогать им; воспитывать у него скромность, отучать от стремления

быть главным. Был договор с родителями, что они будут следить за своим поведением,

а мальчика начнут приучать к вежливости, к заботе об отце и матери. Кирилл проявлял

и н т е р е с

к

и г р а м ,

о т р а ж а ю щ и х

т р уд

в з р о с л ы х ,

к

с т р о и т е л ь н ы м

играм.

В младшей группе у активных детей иногда наблюдаются в игре грубоватые

поступки, недоброжелательное отношение к другим детям.

Однако нельзя спешить с выводами, что ребенок грубый, злой. Скорее можно

предположить,

что

он

не

умеет

применить

свою

активность,

не

умеет

играть

с

товарищами.

Чтобы воспитывать у мальчика дружелюбное отношение к товарищам, отучить

от привычки командовать, решили использовать его интерес к строительным играм.

Он быстрее всех научился интересно строить. Такие замыслы Кирилла

одобрялись, и

я его просила помогать друзьям, надеясь таким образом развить у него товарищеские

чувства. Кирилл делал это охотно, ему нравилось, что к нему обращались за помощью.

Таким

образом,

игра

помогла,

и

понять

ребенка,

и

повлиять

на

его

сознание,

упражнять его в хороших поступках. Разумеется, на этом не закончилось воспитание у

мальчика скромности и дружелюбного отношения к людям.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют

окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и

обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и

правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для

нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в

ней заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности

детей.

Позволяет

устранить

нежелательные

проявления

в

характере

своих

воспитанников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со

сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать

на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5

Развлекательная

функция

способствует

повышению

эмоционально-

положительного

тонуса,

развитию

двигательной

активности,

питает

ум

ребёнка

неожиданными

и

яркими

впечатлениями,

создаёт

благоприятную

почву

для

установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей

детей.

7 – Релаксационная функция

заключается в восстановлении физических и

духовных сил ребёнка.

Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового

и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку

нужна

активная

деятельность,

способствующая

повышению

его

жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры

необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной,

создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А.

Аркин называл их психическим витамином.

Заключение

Руководствуясь народной мудростью о том, что "детей легче воспитывать, чем

перевоспитывать" и "начинать воспитывать нужно тогда, когда ребенок еще поперек

кровати лежит", нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А

чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно

большее внимание уделять играм нравственного содержания: они могут быть как

подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными - перед сном.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со

сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению,

общие

переживания.

Игровые

переживания

оставляют

глубокий

след

в

сознании

ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений,

навыков

коллективной

жизни.

Задача

воспитателя

состоит

в

том,

чтобы

сделать

каждого

ребенка

активным

членом

игрового

коллектива,

создать

между

детьми

отношения, основанные на дружбе, справедливости.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в

какой

другой

деятельности

нет

таких

строгих

правил,

такой

обусловленности

поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять

свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают

людей

разных

профессий

и

при

этом

подражают

не

только

их

действиям,

но

и

отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной

умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Своевременное

и

правильное

применение

различных

игр

в

воспитательной

практике

обеспечивает

решение

задач,

поставленных

«Программой

воспитания

и

обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации

возможностей

всестороннего

развития

детей,

но

и

в

том,

что

она

способствует

расширению

сферы

их

интересов,

возникновению

потребности

в

знаниях,

становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших

факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.

Таким

образом,

игра

связана

со

всеми

сторонами

воспитательной

и

образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и

умения,

полученные

на

занятиях,

закрепляются

правила

поведения,

к

которым

приучают детей в жизни.

Список литературы.

1.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М.:

Просвещение,

2.

Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей/ Н. Ф. Виноградова. – М.:

Просвещение, 1989, 189с.

3.

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей/ Е. В. Зворыгина. – М.:

Просвещение, 1988, 95с.

4.

Лямина

Г.

М.

Воспитание

детей

раннего

возраста/

Г.

М.

Лямина.

М.:

Просвещение, 1974, 273с.

5.

Маркова Т. А. Детский сад и семья/ Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1981,

173с.

6.

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.:

Просвещение,

7.

Новоселова Н. С. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение,

1989, 285с.

8.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста/ Е.

А. Тимофеева. – М.: Просвещение



В раздел образования