Напоминание

"Особенности организации режимных моментов в ДОУ"


Автор: Киселёва Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №165
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Консультация для молодых педагогов
Тема: "Особенности организации режимных моментов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Под

режимом

принято

понимать

научно

обоснованный

распорядок

жизни,

предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных

видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через

определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности

всех

внутренних

органов.

Организм

как

бы

заблаговременно

настраивается

на

предстоящую

работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1.

Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон,

питание).

2.

Тщательный гигиенический уход.

3.

Привлечение

детей

к

посильному

участию

в

режимных

процессах,

поощрение

самостоятельности и активности.

4.

Формирование культурно – гигиенических навыков.

5.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных моментов.

6.

Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7.

Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом все его компоненты (сон,

бодрствование, интервалы между приемами пищи и т.д.) должны оставаться неизменными.

При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка,

некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению,

время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно.

При

выборе

режима

воспитатель

учитывает,

что

активность

и

работоспособность

повышаются с 8 до 12 и с 16 до 18 часов и снижаются с 14 до 16 часов. В течении недели

наибольшая

работоспособность

приходиться

на

вторник

и

среду,

а

с

четверга

уменьшается,

достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.

К режимным моментам относятся:

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Игры и детские виды деятельности.

Занятия.

Подготовка к прогулке, прогулка.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед.

Подготовка к сну, дневной сон.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

Игры, самостоятельная деятельность детей.

Подготовка к ужину, ужин.

Игры, прогулка, уход детей домой.

Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития

режим дня только под руководством взрослых. Организатором правильного режима в каждой

возрастной

группе

является

воспитатель.

Он

проводит

постоянную

кропотливую

работу

по

приучению

детей

к

выполнению

режима,

ведя

их

от

первых

шагов

в

усвоении

режимных

требований к самостоятельности.

Прием

детей

Во время утреннего приема создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо

встретить детей).

Обратить внимание на внешний вид детей, на то, чтобы пришедшие дети не забывали

здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать.

Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не

мешали

другим.

При

затруднении

выбора

ребенком

деятельности

помочь

ему:

предложить

игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку

поручение (указать, какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Утренняя

гимнастика

Особое

внимание

необходимо

уделить

подготовке

к

утренней

гимнастике.

Мотив

-

«Сильным хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай!»

Умывание

В 1 и 2 младших группах реализуются следующие задачи:

Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.

Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.

Формирование культуры поведения.

Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.

В старшем возрасте ставится следующая задача:

Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.

Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как: показ, объяснение,

дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий,

пример взрослых, положительная оценка, художественное слово.

При

умывании

можно

использовать

потешки

и

стишки,

которые

не

только

сделают

умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.

Умывание

проводится

постепенно,

небольшими

группами.

Сначала

объясняют

детям

(напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки,

смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной,

поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины

были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети

должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место. Следите за

аккуратностью в процессе умывания.

Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина),

цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).

Проведите соревнования « Самые чистые руки», « Самый аккуратный ребенок». Особое

внимание уделяйте самоконтролю и самооценке деятельности детей.

Планируя

культурно-гигиенические

навыки

в

процессе

умывания,

воспитатель

должен

руководствоваться

Программой

своей

группы,

учитывать

особенности

развития

детей,

использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.

Завтрак

Дети любят накрывать на стол. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных.

Оцените эстетичность сервировки стола. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях.

Создать у детей положительное настроение к еде.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям

о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Не забудьте ознакомить детей с меню: «Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак»,

«Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы».

Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

Подготовка

к

занятию

.

Перед

занятием

уберите

игрушки.

Для

переключения

внимания

детей

на

другой

вид

деятельности, используйте какую – либо игрушку: «Мишка приглашает к себе в лес, в гости».

Игры: « Поставь игрушку на место», «У каждой игрушке есть свой домик», «Поставьте игрушки в

домики». Как оценку деятельности детей используйте похвалу со слов Мишки. Оценка детей

младшего возраста может быть только положительной.

Занятия

При планировании образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют

занятия

в

соответствии

с

сеткой

в

данной

возрастной

группе.

При

подготовке

необходимо

определить следующее:

1.

Тема занятия.

2.

Вид занятия.

3.

Возрастная группа.

4.

Дата проведения.

5.

Цель занятия.

6.

Задача (образовательная, воспитательная, развивающая ).

7.

Методы и методические приемы, используемые на занятии.

8.

Материалы и оборудование.

9.

Организация детей на занятии.

10. Предварительная работа.

11. План занятия.

12. Ход занятия.

13. Продолжительность занятия.

Прогулка

Надо дать детям установку на предстоящую деятельность.

Предложить

детям

убрать

на

место

игрушки,

проверить

с

детьми

порядок

в

группе.

Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем как дети

пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной

комнате.

В

данном

режимном

моменте

воспитатель

формирует

у

детей

навыки

одевания

и

культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды

и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Создать

удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел

около своего шкафчика (на банкетку или стул), следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою

одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно

(объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из

шкафчика и надеть колготы, рейтузы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь

надеть пальто, завязать шарф; убрать свою сменную обувь в шкаф. Надо воспитывать у детей

культуру

общения.

Напомнить

о

словах

«пожалуйста»,

«спасибо»,

«извините».

Воспитатель

обращает внимание перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у

кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми

группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны

сверстников.

Игровой материал для прогулки готовится заранее.

Примечание: по мере того, как большинство детей оденутся, вывести их на прогулку.

Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.

В

процессе

прогулки

воспитатель

способствует

организации

детьми

интересной

и

разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный

инвентарь,

правилам

обращения

с

которым

воспитатель

обучает

детей

на

прогулке

или

предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за

содержанием

игр

и

взаимоотношениями

детей

и

скорректировать

их

при

необходимости.

Планируйте

подвижные

игры

большой

подвижности:

например,

«Лошадки»,

«Воробушки

и

автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок», и игры средней и малой подвижности.

В

теплое

время

можно

заниматься

изобразительной

деятельностью,

развитием

речи,

математическим развитием, театрализацией.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал.

Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь,

не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и

прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности. Приемы: «Волшебные

часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться».

Подготовка

ко

сну

,

сон

ВАЖНО! Спальню

перед

сном

проветривают

со

снижением

температуры

воздуха

в

помещении на 2-3 градуса. После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать.

После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не

рекомендуется

отвлекаться

шумными

играми,

эмоциональными

разговорами. При

раздевании

воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна

быть

спокойной

и

расслабляющей.

Нужный

настрой, положительное

отношение

к

дневному

сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо

проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому,

поправить одеяло и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу,

создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Необходимо правильно будить детей после сна - дать возможность 5 – 10 минут полежать.

Игровые

моменты

В

первую

половину

дня

в

работе

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

широко

используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и

воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Мотивы общения с детьми

просты и понятны: «Научите, меня, пожалуйста», «Расскажите, где Вы были и что видели».

Следует создавать условия для самостоятельной деятельности детей

Основной задачей остается формирование культурно – гигиенических навыков. Можно

продолжить работу с выбранным сказочным персонажем, игрушкой

Работе по формированию культуры поведения поможет сказка. Например: сказка «Три

медведя» на новый лад, о том, как Маша заблудилась в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут

медведи. Только Маша вошла в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А- а, давно тебя

ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает лапы,

Маша учит его пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды.

Общаясь с детьми старшего возраста воспитатель проводит беседы:

«Что

означают

Ваши

имена?»,

«

Как

вас

будут

называть,

когда

будете

взрослыми?»,

«Почему людей надо приветствовать при встрече?», «Как стать красивым?», «Моя одежда, мой

костюм», «Моя комната, мои игрушки»

Для закрепления норм поведения можно провести игру « Кто знает больше приветствий».

Формированию

культуры

поведения,

навыков

доброжелательных

взаимоотношений

со

сверстниками и взрослыми будут способствовать:

Чтение рассказов В.Осеевой «Три сына», «Волшебное слово» и других.

Рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения».

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Копилка добрых дел и поступков.

Загадывание загадок.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения

ко всему происходящему в группе проводятся игры: «Поговорим по телефону», «Кто больше

знает

вежливых,

добрых,

ласковых

слов» , «Волшебное

слово»,

«Кто

лучше

знает

правила

поведения на улице и в общественных местах».

Используется чтение художественной литературы, проводятся беседы на нравственные

темы, о проведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.

Для

закрепления

навыков

в

старшем

дошкольном

возрасте

проводятся

конкурсы

«Чистюля», «Мойдодыр», «Между мальчиками и девочками».

Рассматривается с детьми образец сервировки стола. Организуется беседа, какие блюда

готовит мама. Проводятся занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно пользоваться ножом».

Правильно

составленный

режим

дня

имеет

большое

гигиеническое

и

педагогическое

значение.

Ежедневно

повторяясь,

он

приучает

организм

ребёнка

к

определённому

ритму,

обеспечивает

смену

деятельностей,

тем

самым

предохраняет

нервную

систему

детей

от

переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков,

воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает

у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Таким

образом,

правильная

организация

режимных

моментов

в

ДОУ

должна

соответствовать задачам воспитания и возрастным особенностям дошкольников, способствовать

воспитанию и развитию здоровых, бодрых, деятельных детей и позволит успешно решить задачи

всестороннего развития и подготовки к школе.



В раздел образования