Авторы: Сенькина Любовь Леонидовна, Петрова Елена Михайловна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 110"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Альбом юного инженера"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №110»
г. СЫКТЫВКАРА
Альбом юного инженера
«МОЙ ПЕРВЫЙ РОБОТ»
Координаторы проекта: Сенькина Л.Л., Петрова Е.М.
Актуальность:
«Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык твое молчание немое
И твой таинственный язык как что-то близкое, родное…»
Иван Никитин искренне любил природу, впрочем, как и многие другие поэты-лирики: например, Сергей Есенин,
Михаил Лермонтов, Афанасий Фет – иначе обилие стихотворений о красоте родных просторов никак не объяснишь. Жаль,
что столь трепетное отношение к зеленым насаждениям прослеживается исключительно в теории – по крайней мере, в
настоящее время.
На практике же леса планеты, а российские в особенности, нещадно вырубают с целью получения качественной
древесины, для изготовления бумаги, мебели, строительных материалов, дабы очистить территории для возведения
различных зданий, прокладки дорог. Но все же есть надежда, что наша страна не превратится в один «прекрасный» день в
сплошную степь.
Так, ученые выяснили, что массовое уничтожение лесов провоцирует таяние льдов в северных широтах Земли,
нарушает микроклимат, лишает места жительства многие виды животных и растений. На сегодняшний день по итогам
регулярных вырубок каждый пятый представитель флоры находится на грани исчезновения. Между тем за последние 10
тысяч лет Евразия потеряла больше половины своего природного богатства в виде лесов.
Ежегодно в России отмечают великое для отечественной природы событие — День посадки леса. Всероссийский день
леса появился благодаря ООН. Этот важный для всего мира шаг одобрило Правительство Российской Федерации – так и
появился праздник, аналогичный Дню дерева, непосредственно в нашей стране.
Всероссийский день посадки леса приходится на вторую субботу мая каждого года. Традиционно День посадки леса –
это скорее общественная акция, нежели торжественное мероприятие. Проходит она следующим образом: лесные хозяйства
заранее готовятся к празднику, выделяют территории для озеленения и необходимое количество посадочного материала.
Затем набирают группу добровольцев (к сведению, их находится не очень много), желающих поучаствовать в ликвидации
плачевных последствий повсеместной вырубки лесных насаждений, вручают им требуемые орудия труда, информируют о
правилах посадки молодых деревьев и дают возможность почувствовать себя созидателем, а не разрушителем.
Но это очень трудоемкая и длительная работа, требующая участия большого количества людей и затрат физических
сил. Нередко в процесс посадки леса вносит свои коррективы погода, люди не могут долго работать под дождем, земля
становится вязкой, скользкой, по ней очень неудобно ходить.
Поэтому,
чтобы
ускорить
и
оптимизировать
процесс
посадки
лесных
саженцев,
мы
решили начать работу над проектом «Живи, лес, живи!» и изобрести ЛЕСОРОБОТА-2017,
который, мы надеемся, поможет процессу восстановления лесного богатства нашей Родины.
Наш девиз: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Содержание
Пояснение
Название проекта
«Живи, лес, живи!!!»
Тип
Педагогический
Вид
Краткосрочный, познавательный
Организаторы
Петрова Елена Михайловна
Сенькина Любовь Леонидовна
Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Целевая группа
Воспитанники подготовительной группы
Сроки реализации
1 месяц
Основание для
разработки проекта
В рамках изучения тематической недели «Профессии» все дети готовили презентации или доклады о
профессиях своих родителей. А Дима подготовил рассказ о профессии своего дяди, который работает
лесничим. Дети очень заинтересовались, а что же это за профессия? Чем занимается лесничий?
Каковы его обязанности? И т.д. Поэтому мы решили начать работу над этим проектом.
Цель
Использование
конструирования
и
моделирования
в
образовательном
процессе,
в
ходе
ознакомления детей с процессом лесозаготовки и посадки зеленых саженцев.
Задачи
1. Формировать у детей представление о том, что лес-наше богатство, о его значимости для всего
живого.
2. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей лесной промышленности.
3. Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, создавать привлекательную
проблемную ситуацию, способствующую возникновению у детей собственных познавательных и
творческих замыслов.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а
при необходимости восстанавливать.
5. Вовлечь родителей
в образовательный процесс с целью развития совместной конструктивно-
творческой деятельности с детьми.
Подготовительный
этап
- Определение темы проекта;
- Постановка цели, задач;
- Составление перспективного плана;
-
Подбор
художественной
литературы
о
лесе;
иллюстраций
и
картинок
с
изображением
лесозаготовительной техники, инструментов и приспособлений для посадки саженцев и т.д.
- Подготовка к практическим занятиям, сценария театрализованного спектакля; разработка бесед,
экскурсий, наблюдений, презентаций, игр и т.д.;
-
Пополнение
предметно-развивающей
среды
центра
природы:
книги,
энциклопедии,
иллюстрации,
альбомы,
дидактические
игры,
мнемотаблицы,
пиктограммы,
схемы,
таблицы,
атрибуты для игр и т.д.;
-
Пополнение
центра
конструирования
новыми
конструкторами,
бросовым
материалом,
схематичными изображениями способов крепления деталей и т.д.
- Работа с родителями (создание рекламы проекта, сообщение темы, цели; привлечение мам и пап к
проекту, к подбору материала).
Реализация
проекта:
Совместная
деятельность
1. Предварительная беседа с детьми о лесе, о профессии лесничего и т.д.
Модель трех вопросов: что мы знаем? что мы хотим узнать? как мы будем это делать?
Во время беседы проводится обязательная фиксация ответов и желаний детей, чтобы учесть их в
дальнейшей работе .
воспитателя и детей 2. Экскурсия в библиотеку, музей.
3. НОД «Удивительный лес!»
3. НОД «Для чего нам нужен лес?»
4. Викторина «Лес-наше богатство!»
5. Сочинение экологических сказок «Почему плачут елочки»
6. Рисование «После отдыха в лесу».
7. Лепка «Кто-кто в лесочке живет?»
8. Конструирование «Лесозаготовительная техника».
9. Создание макета «Лесное царство».
10. Просмотр видеофильма «Профессия-лесник!».
11. Составление альбома «Правила поведения в лесу».
12. Аппликация «Елочка» (из разных материалов).
13. Разучивание физкультминутки «Здравствуй, лес!».
14. Дидактические игры «Отгадай загадку, подбери картинку», «Собери инструмент из частей»,
«Чего не стало?», «Четвертый лишний».
15. Игра на внимание «Услышишь — хлопни» (закрепление правил поведения в лесу).
16. Изготовление запрещающих знаков-символов «Нельзя!».
17. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Прогулка», Г.Ладонников «Дикарь в лесу», В.
Бианки «Лесная газета», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Снегирев Г. «Кто сажает лес?»
Дмитриев Ю «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Рассказы моей полянки».
18. Сюжетно-ролевые игры «Посадка леса», «Прогулка в лесу».
19. Выставка лесозаготовительной техники в миниатюре.
Совместная
деятельность
родителей и детей
20. Моделирование ситуаций «Что произошло или что случилось?»
21. Познавательная беседа-путешествие во времени «Что было-что стало» .
22. Изготовление моделей роботов из разных видов конструкторов и из бросового материала.
23. Составление алгоритма посадки лесных саженцев.
1. Подбор картинок, иллюстраций, стихотворений, загадок о лесе, об опасных ситуациях в лесу.
2. Информационный лист «Сохраним лес для будущих поколений».
3. Изготовление листовок в защиту леса «Срубил дерево-посади два!».
4. Выставка совместных рисунков «Мы любим лес в любое время года!»
5. Оказание помощи в оформлении коллажа «Лес-это чудо, жить без него нам было б худо!» (подбор
картинок, вырезок из газет, журналов с изображением леса, лесозаготовительной техники, диких
животных и т.д.).
6. Презентация семейных проектов «ЛЕСОРОБОТ-2017».
Итог
Участие
в
фестивале
технического
творчества
и
образовательной
робототехники
«ИкаРенок-
старт»
Ожидаемые
результаты
-
формирование
представлений
у
детей
о
лесе,
о
профессии
лесничего,
о
лесозаготовительной
технике, о способах лесовосстановления;
-
формирование
представлений
у
детей
о
том,
что
сохранность
природных
объектов
—
это
обязанность человека;
- вовлечение родителей в совместную конструктивно-познавательную деятельность с ребенком в
условиях семьи и детского сада, понимание родителями важности бережного отношения к лесу
Сетевая паутинка нашего исследования
1.
Узнать обо всем у взрослых(педагогов, родителей, работников библиотеки, музея и т.д.)
2.
Найти информацию в познавательной литературе (энциклопедии, справочники и т.д.)
3.
Пообщаться с людьми, работающими в лесной отрасли
4.
Провести интернет-исследование по исследуемой теме
Таким
образом,
проведя
исследование,
мы
выяснили,
что
в
лесной
отрасли
есть
необходимые
инструменты,
оборудование и техника для посадки леса. Но на наш взгляд, они не очень удобны и имеют низкую производительность.
Процесс модернизации
Процесс модернизации
инструментов, орудий, механизмов для посадки леса
инструментов, орудий, механизмов для посадки леса
1 вариант:
1 вариант:
в этом процессе участвуют два человека: один с помощью железного лесопосадочного меча с ручками
в этом процессе участвуют два человека: один с помощью железного лесопосадочного меча с ручками
(сделанного вручную) делает лунки, а другой берет из мешка или ведра саженец помещает его в лунку присыпает землей и
(сделанного вручную) делает лунки, а другой берет из мешка или ведра саженец помещает его в лунку присыпает землей и
притаптывает.
притаптывает.
2
вариант:
2
вариант:
это
посадочная
труба,
в
этом
процессе
задействован
один
человек,
этот
инструмент
более
это
посадочная
труба,
в
этом
процессе
задействован
один
человек,
этот
инструмент
более
усовершенствованный, изготовленный на заводе, у него есть рычаги, с помощью которых человек отправляет саженец в
усовершенствованный, изготовленный на заводе, у него есть рычаги, с помощью которых человек отправляет саженец в
лунку
по
железной
трубе.
Саженцы
находятся
с
двух
сторон,
в
специальных
корзинах,
прикрепленных
ремнями.
лунку
по
железной
трубе.
Саженцы
находятся
с
двух
сторон,
в
специальных
корзинах,
прикрепленных
ремнями.
Занимающиеся
посадкой
работники
получают
возможность
работать
в
эргономически
правильном
положении
и
с
Занимающиеся
посадкой
работники
получают
возможность
работать
в
эргономически
правильном
положении
и
с
максимальной производительностью, что обеспечивает скорость и удобство посадки, нежели в первом варианте.
максимальной производительностью, что обеспечивает скорость и удобство посадки, нежели в первом варианте.
3 вариант:
3 вариант:
механизированный, в этом процессе задействовано четыре человека (тракторист, два сажальщика и человек
механизированный, в этом процессе задействовано четыре человека (тракторист, два сажальщика и человек
следующий за трактором, который контролирует процесс посадки и в случае, если это необходимо подсаживает саженцы.
следующий за трактором, который контролирует процесс посадки и в случае, если это необходимо подсаживает саженцы.
Но есть одно но, этот трактор может проехать только по раскорчеванным, убранным от пней местам, т.е. в лесничествах,
Но есть одно но, этот трактор может проехать только по раскорчеванным, убранным от пней местам, т.е. в лесничествах,
на расчищенных площадках.
на расчищенных площадках.
Для того, чтобы оптимизировать и усовершенствовать процесс посадки леса
МЫ РЕШИЛИ ОТКРЫТЬ ДЕТСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
Вначале мы конструировали пробные модели роботов для посадки леса из разных видов конструкторов, но они на
наш взгляд, имели низкую проходимость в условиях леса
Рассмотрев с детьми модели машины из LEGO Education WeDo и картинки ленточного транспортера,
мы решили соединить их в одну конструкцию
Конструирование модели «Лесоробот-2017»
Используемые детали
Шаг 1: Сборка ходовой части
Шаг 2: Установка мотора
Шаг 3: Закрепление мотора
Шаг 4: Установка зубчатых колес
Шаг 5: Подготовка крепления для коммутатора
Шаг 6: Установка коммутатора и подсоединение к нему
мотора и датчика расстояния
В процессе испытаний у нас возникли сложности с выпирающими проводами,
влияющими на скорость движения транспортерной ленты.
Шаг 7: Возникла необходимость прижать их, укрепив дополнительную ось.
Шаг 8: Установка креплений для транспортера
Шаг 9: Сборка ленточного транспортера
Шаг10: Закрепление ленты на транспортере
(для ленты мы использовали бумагу и малярный скотч)
Установка кулачков
Шаг 11: Установка транспортера на крепления, прикрепление датчика расстояния
Шаг 12: Сборка и установка манипулятора для раскапывания лунок
Шаг 13: Сборка контейнера для посадочного материала
УРА! Наш ЛЕСОРОБОТ-2017 готов!!!
Шаг 14: Составление программы
Шаг 15: Испытание ЛЕСОРОБОТА-2017
ВЫВОДЫ:
По окончании работы над проектом дети, расширив свой кругозор, получили большой объем знаний и умений, среди
которых особое место занимают:
сформированые представления о труде лесничего, его обязанностях;
систематизированые знания по процессу посадки лесных саженцев;
дети
научились
создавать
действующие
модели
роботов,
на
основе
конструктора LEGO Education WeDo 9580,
Ресурсный набор LEGO Education WeDo 9585;
дети
получили
дополнительный
опыт
взаимодействия
как
со
взрослыми
(педагоги;
родители;
работники
библиотеки, музея) так и со сверстниками;
на протяжении работы над проектом у детей появилась возможность реализовать свои творческие способности и
технические
умения,
проявить
инициативу
в
познавательно-исследовательской
и
конструктивно-технической
деятельности.
Используемое оборудование:
Базовый
набор LEGO Education WeDo 9580, Ресурсный набор LEGO Education WeDo 9585, персональный компьютер,
программное обеспечение LEGO Education WeDo.
Список литературы:
1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по
разделу «Мир природы», утренники, викторины. Игры.- 2-е изд., стереотип./ Волгоград: Учитель, 2008.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО,
2008.Степановских А.С. Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
3. Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у
детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:
АРКТИ, 2004.
4. Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
5. Красиков С. Лесная энциклопедия. М., 1991
6. Новиков Ю.Н. Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, –
М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
9. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
10. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
11. LEGO Education WeDo Teacher's Guide