Автор: Исаева Татьяна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №78 "Пчелка"
Населённый пункт: г.Орск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования с детьми ЗПР"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники
рисования в работе с детьми ЗПР
«Истоки способностей и дарования детей -
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок». В. А. Сухомлинский
Для детей с ограниченными возможностями важная роль принадлежит
продуктивным видам деятельности в коррекционно-педагогической системе
воспитания, в том числе и рисования. К сожалению, на занятиях
изобразительным искусством нетрадиционные техники используются редко, не
учитывается их высокая коррекционная значимость.
Воображение и фантазия-это важнейшая сторона жизни каждого ребенка, но их
необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается в
процессе основных видов деятельности: игры, труда, общения, в том числе и
через использование нетрадиционных техник рисования.
В основном, дети с ЗПР копируют образец, предъявленный им, а нетрадиционные
техники изображения не позволяют им этого сделать, так как педагог вместо
образца показывает только способ действия. Это дает толчок к развитию
воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.
Такие занятия не утомляют дошкольников, а вызывают радостное
настроение, помогают почувствовать себя свободными, уверенными в своих
силах.
Основные различия между дошкольниками с ограниченными возможностями и их
нормально развивающимися сверстниками находятся не только в сфере собственно
изобразительной деятельности. Эти отличия состоят в том, что дети данной категории
плохо воспринимают и накапливают образы окружающей действительности, у них не
формируются механизмы воспроизведения образов представлений в умственном плане,
затрудненно создание их на основе новых или видоизмененных образов. Детям
требуется гораздо большее время для первичного восприятия предмета, без помощи
взрослого они не могут вычленить существенные признаки этого предмета,
последовательно его проанализировать.
В подавляющем большинстве у детей старшего дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья отсутствуют сюжетные изображения. Таким
образом, знание специфики изобразительной деятельности и владение методикой
исследования уровней форсированности изобразительных навыков позволяет педагогу
проводить грамотный мониторинг общего развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, поскольку в художественно-продуктивной деятельности
находят отображение разные линии развития (физическое, психа-моторное, речевое,
нравственное, социальное и др.). На мой взгляд, в настоящее время имеются все
предпосылки для создания социально-педагогической модели формирования
изобразительной деятельности в системе воспитания и обучения детей с задержкой
психического развития. Такие дети требуют больше внимания и предварительной
работы. Для этого существует множество игр и увлекательных упражнений.
Пальчиковая гимнастика
В своей работе я использую различные нетрадиционные техники,
которые ввожу поэтапно: от простого к сложному. Это рисование
руками (пальчиками, ладошкой), печатание листьями, пробками.
Дети очень любят рисовать в технике "монотипия",
"кляксография« и рисования восковыми мелками вместе с
акварелью
.
Эти игры с красками развивают не только воображение,
фантазию, творчество, но и глазомер, координацию, чувство
цвета и формы, способствуют развитию исследовательских
способностей, так как им предоставляется возможность
экспериментировать в процессе изобразительной деятельности.
Таким образом использование нетрадиционных
техник изображения способствует развитию познавательной
деятельности, коррекции психических процессов и личностной
сферы дошкольников с ЗПР в целом.
Техника «рисование руками»
Техника «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
Оборудование: бумага для рисования размером А4 - A3 или ватман, гуашь
разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с
водой для мытья рук. Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до
консистенции жидкой сметаны. Широкой кистью нанести краску на поверхность
кисти ребенка (ладонная часть кисти, ребро ладони, пальцы), после чего оставить
отпечаток на листе бумаги.
Техника работы восковыми мелками
Техника работы восковыми мелками и акварелью очень проста, но эффектная. На
первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск
отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных
результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью
необычайно выразительны.
Особых секретов в этой технике нет: сначала нужно нарисовать «восковую»
картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Акварель скатывается с
жирного мазка пастели и остаётся только на чистом листе. Проявляющийся
рисунок очень яркий, видны все штрихи и линии. Такой вид рисования вызывает
бурю позитивных эмоций и развивает воображение.
«Кляксография»
Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" - это очередное волшебство
уроков рисования.
Делится на разные способы вот несколько из них:
•
Выдувание трубочкой. На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не
хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое
ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!
Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень
полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и
дыхательную систему ребёнка в целом.
•
Выливание. Ребёнок зачерпывает жидкую краску ложечкой, выливает на
бумагу, накрывает другим листом. Затем, верхний лист снимает и определяет
на что похоже изображение. При необходимости можно дорисовать детали.
Эта техника требует достаточно развитого воображения, поэтому лучше ее
использовать со старшими детьми и проводя предварительную работу.
Изобразительная деятельность является особой средой, необходимой для
развития ребёнка. Рисуя, ребёнок ощущает себя свободными, уверенными в
своих суждениях. Применение в работе этих техник помогает
взаимодействовать, обучаться детям разного уровня развития, различного
социального положения, с отставанием в психическом развитии, левши и
правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главной задачей
педагога является развитие интереса к изобразительному искусству и
потребность в нем.
Существуют и другие нетрадиционные техники .Но они по- моему мнению слишком сложны
для детей с ЗПР и требуют очень большой подготовки.
Организация работы с родителями - важная составляющая нашей деятельности. МЫ
планируем проводить консультации, открытые и совместные занятия по рисованию
нетрадиционными техниками изображения для детей и родителей, привлекать взрослых к
оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, к другим
мероприятиям.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит
комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития
творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
По результатам работы в течение года я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением
нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить
динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети
становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие
простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются
распознание и определения цвета, формы, величины.
Это интересно!
Чем еще рисуем мы!
Спасибо за
внимание!