Автор: Шишмарева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 49
Населённый пункт: Г.Иркутск
Наименование материала: Статья по литературному чтению
Тема: "Формирование читательской грамотности у младших школьников."
Раздел: начальное образование
Формирование читательской грамотности у младших школьников
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности
у ч а щ и х с я ,
п р и в о д я т с я
п р и м е р ы
и с п о л ь з о в а н и е
у ч и т е л е м
УМК «Перспективная начальная школа».
Приоритетной
целью
в
современной
школе
является
развитие
личности, способной ориентироваться в обществе, готовой к саморазвитию и
самообразованию.
Задача
начального
общего
образования
- э т о
формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место
среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и
работа с информацией. Успешное обучение невозможно без формирования
правильной
читательской
деятельности.
Современное
обще ство
заинтересовано в квалифицированном читателе, умеющем ориентироваться
в изобилии информации. К.Д. Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не
значит; что читать и как понимать – вот в чём главное дело».
Чтение - сложный психофизиологический процесс. Как научить детей
читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот
вопрос
волнует
и
учителей,
и
родителей.
Процесс
совершенствования
техники
чтения
чрезвычайно
трудный.
Я
предлагаю
в
процессе
навыка
чтения специальные тренировочные упражнения (представленные в данном
материале), условно разделенные на несколько групп:
1.Психологические упражнения (слайд 2).
Начало работе с книгой кладут упражнения «Поза», «Расслабиться»,
Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения,
держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой (при чтении
левой страницы - правой рукой и наоборот). Фаза расслабления обеспечивает
максимальный
отдых
путем
снятия
напряжения
всей
мускулатуры.
По
команде
«Расслабиться!»
глаза
читающих
отрываются
от
текста
и
закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус
откидывается
назад,
голова
опускается,
устанавливается
полная
тишина,
расслабление
длится
20-30
с.
На
протяжении
фазы
расслабления
нужно
несколько
раз
тихо
повторить:
«Вы
чувствуете
себя
хорошо,
все
тело
расслабилось,
вы
отдыхаете...».
Затем
фаза
расслабления
прерывается
командой «Поза!», после чего ученики принимают правильную позицию и
вновь приступают к чтению.
2.Упражнения на развитие зоркости (слайд 3).
Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно
проводить тренировочные упражнения начиная с букварного периода.
Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова,
подбираемые из текста букваря, например:
1. Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, у, р, о, ы;
2) ма, ра, ла, ны, са;
3) река, речка, ручей, ручка, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
мел - мель, мал -мял, мыл -мил.
3. Работа с предложением.
После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного-
двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных
слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая
их сначала так:
Лара
сама
мыла
раму.
Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму. В послебукварный
период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным
набором:
Дал агроном черенки
И научил.
Как их в землю вкопать.
Как поливать.
Как с крапивой бороться.
Данная группа упражнений, связанная со зрительным восприятием,
направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к
зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
3.Артикуляционная гимнастика (слайд 4-7).
(Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции.)
С целью совершенствования произношения я провожу работу над дикцией и
постановкой дыхания.
Дикция - основа четкости, понятийности речи. Артикуляционная гимнастика
проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание
уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот
некоторые упражнения.
1. Чтение шепотом в медленно:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют — очень любим мы уют.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
2. Чтение тихо н умеренно:
арка – арца
арта – арда
арла – арба
арфа – арва
3. Чтение громко и уверенно:
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
4. Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра... Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда... Га, га, га!
Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет..-Ку-ка-ре-ку!
5. Скороговорки на проговариванне согласных звуков:
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. И др.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления,
весело, грустно и др.
4.Метод динамического чтения (слайд 8-11).
Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а
целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами (про себя).
5.Упражнения на развитие антиципации (слайд 12).
При
чтении
текста,
поймав
боковым
зрением
контуры
следующего
слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое
слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы)
называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют некоторые
упражнения.
6.Упражнения на развитие речи без повторов (слайд 13-14).
При чтении глаза движутся не только слева направо, но и наоборот.
Это,
хотя
и
оказывает
некоторое
положительное
влияние
(исправляется
ошибка), в то же время снижает темп чтения.
7.Упражнения для развития темпа (скорости) чтения (слайд 15)
Указанные ниже упражнения я провожу с привлечением незнакомого
текста,
затем
текст
прочитывается
вслух
и
идет
обычная
работа
над
выразительностью, пересказом и т. д.
Выполнение
каждого
из
этих
упражнений
занимает
5-7
минут.
Ценность
этих
упражнений
в
том,
что
после
первого
самостоятельного
знакомства
с
текстом
дети
читают
его
вслух
выразительно,
уверенно
пользуются антиципацией.
8.Упражнения на развитие осознанности чтения (слайд 16-17).
С
этой
целью
я
использую
логические
упражнения,
время
для
прочтения
слов
в
которых
максимально
сокращено.
За
короткое
время
ребенок
должен
не
только
успеть
прочитать
слова,
но
и
произвести
определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и
т. д.
Список использованной литературы
1. Савенкова
Л.Г.,
Ермолинская
Е.А.
Изобразительное
искусство.
3
класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2016г.
2. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 3 класс: Учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2013.
3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. М. Рост-
книга, 2012.