Автор: Шугарова Зинаида Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/сад №203 компенсирующего вида "Радужка"
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Патриотическое воспитание
Тема: "Моя Родина - Россия"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие детей с нарушением зрения старшего возраста
Тема: «Моя Родина - Россия»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о России;
-познакомить и сформировать уважительное отношение к
государственным символам, названиям народных промыслов.
Коррекционные:
развивать зрительно – моторную координацию.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к семье, сверстникам.
Словарная работа: - гимн, герб, столица, президент, россияне.
Интеграция областей: - познавательное развитие, развитие речи,
художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы: - Изображения гербов и флагов, карта России наглядно-
дидактические пособия, кисти, клей, вата, тарелочки на каждого ребенка,
салфетки бумажные и влажные, цветной картон.
Предварительная работа: - Беседы о российской символике; чтение
стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий
и иллюстраций городов, улиц и т.д.; выполнение работ по мотивам
народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия
Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей) -
Ребята покажите, какое у вас настроение? А, когда у людей хорошее
настроение, то случаются чудеса. (Дети смотрят друг на друга и
улыбаются).
- Как называется наша группа? - «Кораблик»
- Как называется наш детский сад? - «Радужка».
- На какой улице находится наш детский сад? - (Забалуева)
- В каком городе мы живём? - (Новосибирск)
- На планете много разных стран, но самая большая - наша страна.-
- Как она называется? - (Россия.)
- Правильно, Россия. А какая она наша Россия? - (Большая, любимая,
красивая, огромная, богатая, сильная.)
- Граждане России называются - россияне.
- Россия – наша Родина, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?
(Родина – место, где мы родились; Родина у каждого человека одна.)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Исполнение «Песни о Родине» муз. В. Елинека, сл. Е. Карасёвой.
А теперь подойдем к карте.
– Ни одна страна в мире не имеет такой
огромной территории, как Россия.
Посмотрите на карту. ( Показ детям
карты России.)
Вот как много места занимает
территория России.
Когда на одном конце нашей страны
люди ложатся спать, на другом начинается утро.
На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать
солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней –
неделю, а на самолете лететь почти сутки.
И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Но прежде
разомнемся.
Физминутка.
Раскинулась моя страна от севера до юга (руки вверх, вниз)
Когда в одном краю весна, (машут руками как птички)
в другом снега и вьюга (обхватывают себя руками как будто замерзли)
И поезд по стране моей (изображают движение поезда)
К границе от границы (руки слева на право)
Не меньше, чем за десять дней (показывают на пальцах)
И то едва домчится.
- Ребята, а на чем можно путешествовать?
(На самолете, вертолете, на воздушном
шаре, автобусе, машине, поезде и т. д.)
Я предлагаю вам путешествие на поезде.
Отправляемся!
(Дети встают друг за другом, держась за
плечи и под музыку “Паровоз” начинают
движение).
- Мы приехали на станцию
“Государственная”
- Ребята назовите столицу России. -
(Москва.)
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которая любит тебя.
- Кто самый главный в России?
Президентом нашей страны
является?- (В. В. Путин.)
(портрет)
- Назовите государственные символы России. - (Флаг, герб, гимн.)
- Флаг России состоит из трёх полос одинаковой ширины.
- Какие цвета на флаге? – (Белый, красный, синий)
Белый, синий, красный цвета издревна почитались на Руси.
Белый, синий и красный цвета отвечали представлениям о красоте
окружающего мира, доброте и справедливости.
Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.
- Что бывает белого цвета? - (Ответы детей)
- Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.
"Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет", сказал Снег. И на флаге
появилась белоснежная полоска.
- А что бывает синего цвета? - (Ответы детей)
- В России много морей, озер и рек. Все вместе они решили дать флагу свой
глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
- А как вы думаете, что обозначает красный цвет? - (Ответы детей)
- По утрам над страной встает солнце. "Я хочу подарить российскому флагу
свой самый яркий красный цвет"- сказало Солнышко. И третья полоска на
флаге стала красной.
Вот какой он, наш российский флаг: - три полосы - белая, синяя и красная.
В России эти цвета почитались издавна, и имели свои символические знания:
белый – благородность, синий – честность, красный – смелость и
великодушие
Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая полоса? -
(Белого цвета).
- В середине? - (Полоса синего цвета).
- Внизу? - (Полоса красного цвета).
- А где мы ещё можем встретить флаг России? - (На кораблях, в руках
спортсменов, солдат).
Дидактическая игра: «Составь
правильно флаг».
Дети выкладывают из полосок
цветной бумаги флаг России.
- А сейчас посмотрите на герб нашей
страны.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
- Герб России представляет собой
тёмно- красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это
означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
Правой лапой сжимает скипетр, в левой лапе - держава, над головой орла мы
видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и
драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом
наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками
царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом
нашей Родины и символизируют единство России и независимость от других
государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица –
на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного
щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами
развивается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло
ему победить змея.
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет
змея – дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость.
- Где можно увидеть изображение
герба России? - ( На документах и
монетах, дети рассматривают их).
- Ребята скажите, какая главная
песня нашей страны?
Это торжественная песня страны,
слова ее величавы, они прославляют
нашу Родину. Исполняется гимн в
особо торжественных случаях. При
исполнении гимна все
присутствующие выслушивают его
стоя, мужчины без головных уборов, разговаривать нельзя! Такое поведение
во время исполнения гимна считается достойным. Авторы гимна –
композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков.
- Давайте мы встанем и молча послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
- Отправляемся дальше.
Мы приехали на станцию “Историческая”
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
-Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства
российских мастеров. Отгадайте загадки.
Разноцветные подружки.
Любят прятаться друг в дружке.
Что это? - (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. - ( Показ матрешки.)
- Матрёшка - игрушка особая. Чем
она отличается от других? -
(Ответы детей).
Дидактическая игра: «Собери
матрешку»
- Мы продолжаем путь.
Следующая станция «Игровая»
- Есть удивительно хорошая русская
пословица «Делу время – потехе
час».
В старину после работы люди любили петь песни, водили хороводы и
проводили интересные народные игры.
Предлагается русская
народная игра «Кто сильнее»
- (Перетягивание каната).
- Отправляемся дальше.
Мы приехали на станцию
“Лесная”
Посмотрите на картину. Что
это? - (Лес).
– Россия – самая богатая
лесами страна в мире. Лес –
это огромный дом. Только
одно дерево может дать приют
и корм многим зверям и
птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам
знакомы? - (Береза, дуб, тополь, осина и т. д.)
- Какое дерево является символом России. - (Береза).
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Предлагается выполнение аппликации «Береза в снегу».
(Дети садятся за столы).
- Аппликация у нас будет
необычная, мы будем работать
без ножниц. Посмотрите, что
есть у березы - ствол, ветви.
Ствол будем делать из
бумажного белого
прямоугольника, обрываем его с
обеих сторон, придавая форму
треугольника. ( Показ приема
обрывания). Приклеиваем ствол
на основу, а веточки и темные
пятнышки рисуем черным фломастером. Наклеиваем вату на ветки. Можно
наклеить под березой «сугробы, так
как много снега намело.
Не забываем пользоваться салфетками.
Итог:
- Вот и закончилось наше путешествие
по России. О многом мы вспомнили,
многое узнали. Так что такое Родина?
Как называется наша Родина? Кто
такие жители России? - (Ответы
детей).
Дети показывают свои работы.