Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
Автор: Хайдаршина Нелли Тальгатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №11" Населённый пункт: г. Дегтярск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей Раздел: дошкольное образование
мнемотехники в обучении рассказыванию детей
Актуальность
проблемы.
Наиболее
сложная
форма
речевой
деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение
определенного
содержания,
составные
языковые
компоненты
которой
представляют собой организованное по законам логики и грамматического
строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным
видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль
в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде
средства
получения
знаний
и
средства
контроля
за
этими
знаниями.
Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в
усвоении учебного материала по школьным предметам. Красивая грамотная
речь
является
важным
условием
умственного
воспитания
ребёнка.
Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи
наблюдаются у детей с ОНР.
Трудности
объясняются
особенностями
развития.
Дошкольники
отличаются недостаточной сформированностью как произносительной, так и
семантической
сторон
речи.
Ребенок
испытывает
трудности
в
отборе
лексических
средств,
в
способах
выражения,
лексико-грамматическом
структурировании,
в
реализации
замысла
высказываний,
в
нарушении
связности и последовательности изложения, в построении и удержании в
памяти программ внутренней речи.
Реализация
связного
развернутого
высказывания
предполагает
задействование контроля за процессом речевой деятельности с опорой на
слуховое, зрительное восприятие. Успешность обучения воспитанников в
школе зависит от уровня овладения связной речью в детском саду.
Адекватное
восприятие
и
воспроизведение
текстовых
материалов,
умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои
суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного
развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у
школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к
образовательному процессу в детском саду. Каждый воспитатель знает, как
трудно
научить
детей
грамотно
составлять
рассказы
и
пересказывать.
Старший
дошкольныйвозраст
наиболее
благоприятен
для
своевременной
коррекции
навыков
связной
речи,
закладывания
основ
грамотного
оформления своих высказываний.
Считаю,
что
чем
раньше
мы
будем
побуждать
детей
осознанно
рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим ихк обучению в
первом классе. Обоснование использования метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей с ОНР.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство
запоминания».
Мнемотехника
–
это
система
методов
и
приёмов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации.
Я успешно использую этот метод при работе с детьми старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР,
т.
к.
наличие
зрительного
плана-схемы
облегчает овладение связной речью.
Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, я
использую
готовыемнемотаблицы.
Мнемотаблицы
учат
фиксировать
полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их
количество могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Но при
заполнении
схемы-модели
дети
более
активно
включены
в
работу.
Они
предлагают
сами,
каким
значком-символом
или
картинкой
они
заменят
ключевое слово в предложении, выбирают цвета для рисунка.
У дошкольниковпоявляется интерес к данному виду деятельности.
Дети проявляют активность при составлении рассказов и пересказе. Наличие
зрительного
плана-схемы
делает
рассказы
чёткими,
связными
и
последовательными. Картинки у детей перед глазами — и это помогает
удержать в памяти программу внутренней речи. Использование мнемосхем,
таблиц
помогает
установить
последовательность
излагаемого
материала,
проследить логические связи между предложениями в тексте.
Также рисование и закрашивание на занятиях способствует развитию
мелкой моторики детей. При использовании мнемотехники, также как и при
других
методах
работы
с
текстом
активизируется
словарный
запас,
расширяются
представления
об
окружающем
мире,
развивается
грамматический строй речи.
С
помощью
мнемотехники
можно
пересказывать,
составлять
рассказы-описания, творческие рассказы.
Цели
метода:
научить
детей
пересказывать,
составлять
рассказы
Задачи
метода:
Упражнять
детей
в
пересказе,
составлении
рассказов,
используя мнемотаблицы и мнемосхемы.
-
Закреплять
умение
составлять
текст
связно,
в
логической
последовательности.
-Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить
текст. Расширить круг знаний об окружающем мире.
- Активизировать словарный запас.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
-
Пробудить
желание
пересказывать
как
на
занятии,
так
и
в
повседневной жизни.
-
Помочь
преодолеть
робость,
застенчивость;
научить
свободно
держаться перед аудиторией.
Перед
проведением
занятия
рекомендуется
п р ов е с т и
предварительную
работу:
-
предложить
детям
найти
познавательный
материал на интересующую тему статьи, книги, картинки (привлекаются к
работе родители);
- уточнить в беседе с детьми о уже сформированных представлениях
об
обсуждаемом
предмете
или
явлении;
подготовка
оборудования
и
раздаточного материала;
- выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на
занятии. В занятия я включаю подвижные игры, словесные игры, слушание
музыки, чтение стихов. На занятиях идёт работа по увеличению словарного
запаса. Подбираются глаголы, прилагательные, слова-синонимы в контексте
данного
рассказа.
Эти
слова
записываются
рядом
с
мнемотаблицей
или
схемой-моделью на доске, чтобы учащиеся их использовали в своём рассказе.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные
свойства
и
признаки
рассматриваемого
предмета,
установить
последовательность
изложения
выявленных
признаков;
обогащают
словарный запас детей.
Для
изготовления
этих
картинок
не
требуются
художественные
способности:
любой
педагог
в
состоянии
нарисовать
или,
владея
компьютером сделать подобные символические изображения предметов и
объектов к выбранному рассказу.
Для начальной работы, используем цветные эйдетические таблицы,
т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка –
красная. Позже – усложняем или заменяем другой заставкой - изобразить
персонажа
в
графическом
виде,
в
одном
цвете,
чтобы
не
отвлекать
внимание на яркость символических изображений.
Стихотворения.
Эйдетические
таблицы
особенно
эффективны
при
разучивании
стихотворений.
Суть
заключается
в
следующем:
на
каждое
слово
или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом,
все
стихотворение
зарисовывается
схематически.
После
этого
ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем
готовую план -
схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс
создания своей схемы.
Описательный рассказ
Это
наиболее
трудный
вид
в
монологической
речи.
Описание
задействует
все
психические
функции
(восприятие,
внимание,
память,
мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в
течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это
анализ.
Что
ребенку
очень
трудно.
Считаю,
что
здесь
важно
научить
ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают
радостно.
Но
чтобы
рассказы
детей
были
не
однообразные,
логично
построенные, существенную помощь окажут эйдотаблицы
Пересказ
Ему
принадлежит
особая
роль
в
формировании
речи.
Здесь
совершенствуется
структура
речи,
ее
выразительность
умение
строить
предложения. И если пересказывать с помощью эйдотаблиц, когда дети
видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует
на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Работу
на
занятиях
по
эйдетическим
таблицам
необходимо
начинать строить в три этапа.
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов слов в образы.
3
этап: После
перекодирования
осуществляется
пересказ
сказки
или
рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших
– дети должны уметь самостоятельно.
Используя
таблицы,
например
при
заучивании
стихотворений
облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети
легко
вспоминают
картинки
и
их
последовательность,
затем
легко
припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при
обучении составлению рассказов я тоже использую эйдетические таблицы.
Сначала
беседуем
с
детьми
по
тексту,
отслеживаем
последовательность
заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании
объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом,
размера, частей и материала.
В работе с эйдетическими таблицами, необходимо не злоупотреблять
во время занятий их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В
процессе работы стало понятным, что за время занятия и повседневной
совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать
только
1-2
таблицы. Повторное
рассматривание
эйдетической
таблицы
использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или
пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю
им в перекодировке информации или установлении последовательности. В
процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к таблицам.
После развивающей деятельности с использованием эйдетических таблиц,
дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы,
сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с
небольшой
помощью
воспитателя.
Самым
продуктивным
является
этап
самостоятельного
использования
эйдетических
таблиц,
когда
дети
в
самостоятельной
деятельности
рассказывают
знакомые
произведения
или
придумывают свои рассказы.
В данной работе мы затронули только определённую деятельность
детей
по
развитию
речи. Эйдетику можно использовать практически во
всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна.
Придумывая
модели
к
играм
нужно
придерживаться
следующих
требований:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета
2. Раскрыть сущность в объекте.
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она
была им понятна.