Напоминание

"Умелые ладошки"


Автор: Гаврилова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №114 " Челнинская мозайка"
Населённый пункт: Р.Татарстан г. Набережные Челны
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Умелые ладошки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ общеразвивающего вида по познавательно-речевому направлению

«Детский сад №114 «Челнинская мозаика»

РАССМОТРЕНО и

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического

совета

протокол № 1

от «____» ____________2017 г.

Дополнительная образовательная

программа

по художественному-эстетическому направлению

«Умелые ладошки»

Для детей дошкольного возраста ( от 3 до 7 лет)

(срок реализации программы – 4 года)

Автор воспитатель 1 кв.категории

Гаврилова Н.А.

1

СОГЛАСОВАНО

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 114

«Челнинская мозаика»

_____________Г.Р. Минеханова

«____» _______________2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

1

Пояснительная записка

2

1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

«Умелые ладошки»

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе

творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место

и назначение в этом прекрасном мире.

Основной

целью

современной

системы

дополнительного

образования

является

воспитание

и

развитие

личности

ребенка.

Достижение

этой

цели

невозможно

без

реализации

задач,

стоящих

перед

образовательной

областью

«Художественное

творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное

искусство

располагает

многообразием

материалов

и

техник.

Зачастую

ребенку

недостаточно

привычных,

традиционных

способов

и

средств,

чтобы

выразить

свои

фантазии.

Проанализировав

авторские

разработки,

различные

материалы,

а

также

передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и

зарубежными

педагогами-практиками,

я

заинтересовалась

возможностью

применения

нетрадиционных

приемов

изодеятельности

в

работе

с

дошкольниками

для

развития

воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники

рисования

демонстрируют

необычные

сочетания

материалов

и

инструментов.

Становление

художественного

образа

у

дошкольников

происходит

на

основе

практического

интереса

в

развивающей

деятельности.

Рисование

необычными

материалами,

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции.

Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых

им

предметов

в

каче стве

художе ственных

материалов,

удивляет

с во е й

непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает

ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя

дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности,

индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и

красоту, приносить людям радость.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания

программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых

подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи

творческого

восприятия

и

развития

личности

в

целом.

В

системе

эстетического,

творческого

воспитания

подрастающего

поколения

особая

роль

принадлежит

изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,

способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,

трудовой

и

творческой

активности,

воспитывает

целеустремленность,

усидчивость,

чувство

взаимопомощи,

дает

возможность

творческой

самореализации

личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети

знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,

многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных

3

знаний

создавать

свои

рисунки.

Таким

образом,

развивается

творческая

личность,

способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского

интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает

экспериментировать,

творить.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная,

завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,

искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к

развитию

воображения,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.

Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки –

инструменты

души.

Творческий

процесс

-

это

настоящее

чудо.

творчестве

нет

правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих

способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных

материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так

как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В

связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского

интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное

условие

развития

ребенка

не

только

оригинальное

задание,

но

и

использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит

детей

свободно

выражать

свой

замысел.

Побуждает

детей

к

творческим

поискам

и

решениям.

Учит

детей

работать

с

разнообразными

художественными

,природными

и

бросовыми

материалами

.

Развивает

мелкую

моторику

рук.

Развивает

творческие

способности,

воображение

и

полёт

фантазии.

Во

время

работы

дети

получают

эстетическое

удовольствие.

Воспитывается

уверенность

в

своих

творческих

возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы

«Умелые ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она

имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы

и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные

инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное

рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность

использования

хорошо

знакомых

им

бытовых

предметов

в

качестве

оригинальных

художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет

средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

4

Развивающие:

-

развивать

художественный

вкус,

пространственное

воображение,

творчество

и

фантазию,

наблюдательность

и

воображение,

ассоциативное

мышление

и

любознательность

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:

удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным

трудом.

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с

использованием различных материалов.

Знакомить

детей

с

изобразительным

искусством

разных

видов

(живописью,

графикой,

скульптурой,

дизайном)

и

жанров,

учить

понимать

выразительные

средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте

природы, произведений классического искусства,

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и

явлений окружающей деятельности.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.

Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание

цветов.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные принципы:

1.Принцип поэтапности

2. Принцип динамичности

3. Принцип сравнений

4. Принцип выбора

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

тычок жесткой полусухой кистью,

рисование пальчиками,

рисование ладошкой, оттиск пробкой,

оттиск печатками из картофеля,

обрывание бумаги, скатывание бумаги,

оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой

бумагой,

восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,

набрызг, отпечатки листьев.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в

себя следующие виды деятельности:

- репродуктивная;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

5

- игровая;

- трудовая;

- двигательная.

Программа

включает

в

себя

широкое

использование

иллюстративного

материала,

использование

методических

пособий,

дидактических

игр

и

художественных

произведений.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно -эстетическое

воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

договариваться о совместной работе, ее содержании;

планировать

свою

работу,

определять

ее

последовательность,

содержание,

композицию,

дополнения;

радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только

со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и

понимать интересы другого человека.

Структура занятий:

- Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма

преподнесения

материала.

Сказочное

повествование,

игровые

ситуации,

элементы

пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию

слушателя,

то

в

ситуацию

актёра,

собеседника

придают

занятиям

динамичность,

интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной

Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

- Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление

художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы

является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого

процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков

способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном

творчестве.

Позволяет

детям

уверенно

обрабатывать

различные

материалы

(бумагу,

пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

- Художественно-изобразительная деятельность

Связана

с

содержанием

конкретного

занятия

и

включает

задания,

связанные

с

использованием

выразительных

возможностей

материалов,

техник

исполнения.

Предусматривает

использование

синтеза

видов

искусств

и

художественных

видов

деятельности.

Литературные

произведения

помогают

формированию

у

детей

умения

сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений

изобразительного искусства, настроение живой природы.

Музыкальное

сопровождение

побуждает

дошкольников

через

пластические

этюды,

импровизации

передавать

эмоции,

чувства

в

практической

деятельности:

рисовании,

лепке, аппликации, дизайн- творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя

птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются

игровые персонажи- Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают

неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость,

уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках,

6

изобразительных

материалах,

замечать

необычное

в

обыденном,

в

неказистом

-

выразительное.

- Презентация работ.

Соединение

индивидуальных

и

коллективных

форм

работы

способствует

решению

творческих

задач.

Выставки

детского

изобразительного

творчества,

индивидуальные

вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей

деятельности.

Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности,

выразительности,

глубины

замысла

помогает

детям

ощутить

радость

успеха,

почувствовать значимость своего труда.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа

ведется

с

детьми

желающими

рисовать

и

имеющими

индивидуальные

возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в

ходе индивидуальной

повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми

дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение

одного учебного года. Курс программы включает 32 занятия по темам.

Возрастные особенности детей

Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в

различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу,

координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в

выборе

способа

изображения.

В

этом

возрасте

закрепляются

и

совершенствуются

представления,

а

так

же

умения

и

навыки

изображения

украшения.

Развиваются

самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать

свое

отношение

к

изображаемому,

используя

полученные

знания.

В

изображении

предметного

мира

ребенок

передает

как

общие,

типичные,

так

и

характерные,

индивидуальные признаки предметов или живых объектов.

Особенности возрастной группы детей

Работа

ведется

с

детьми

желающими

рисовать

и

имеющими

индивидуальные

возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в

ходе

индивидуальной

повседневной

изобразительной

деятельности

и

диагностики.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек,

Первый год обучения

дети 3-4 года

Младший дошкольный возраст

15 минут

Второй год обучения

дети 4-5 года

Средний дошкольный возраст

20 минут

Третий год обучения

дети 5-6 лет

Старший дошкольный возраст

25 минут

Четвертый год обучения

дети 6-7 лет

Подготовительная группа к

школе

30 минут

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на четыре учебных года.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 3-4 года

Младший дошкольный возраст

15 минут

7

Второй год обучения

дети 4-5 года

Средний дошкольный возраст

20 минут

Третий год обучения

дети 5-6 лет

Старший дошкольный возраст

25 минут

Четвертый год обучения

дети 6-7 лет

Подготовительная группа к

школе

30 минут

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия

проводятся

по

группам.

Наполняемость

до

10

человек,

что

позволяет

продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной

формой

работы

с

детьми

является

занятие,

продолжительность

которого

соответствует возрастным нормам детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Умелые ладошки»

Первый год обучения

3-4 года

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений

народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы;

радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

Знать

и

называть

материалы,

которыми

можно

рисовать;

цвета,

определенные

программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по

содержанию сюжета

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам

Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками

Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые

мелки+акварель.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Умелые ладошки»

Второй год обучения

4-5 лет

Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно

путем

создания

отчетливых

форм,

подбора

цвета,

аккуратного

закрашивания,

использования

разных

материалов:

карандашей,

красок

(гуашь),

фломастеров,

цветных жирных мелков и др.

Передавать

несложный

сюжет,

объединяя

в

рисунке

несколько

предметов,

располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые

мелки+

акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки.

Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Умелые ладошки»

Третий год обучения

5.6 лет

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная

графика, народное декоративное искусство).

Создавать

изображения

предметов

натуры,

по

представлению);

сюжетные

изображения.

Использовать

разнообразные

композиционные

решения,

изобразительные материалы.

Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.

Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Знать особенности изобразительных материалов.

Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,

композиция).

Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые

мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой.

Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна,

линии, точки.

Различать

и

совмещать

разные

техники

традиционного

и

нетрадиционного

изобразительного искусства.

Различать основные виды ИЗО

Знать имена и работы наиболее известных художников.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Умелые ладошки»

Четвертый год обучения

6-7 лет

Различать

виды

изобразительного

искусства:

живопись,

графика,

скульптура,

декоративно – прикладное и народное искусство.

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и

сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Называть основные выразительные средства произведений искусства.

Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Знать особенности изобразительных материалов.

Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,

композиция).

Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые

мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой.

Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна,

линии, точки.

Различать

и

совмещать

разные

техники

традиционного

и

нетрадиционнного

изобразительного искусства.

Различать основные виды ИЗО

Знать имена и работы наиболее известных художников.

Уметь передать особенности архитектурных строений.

Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.

Уметь передавать движение предметов и живых существ.

9

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 3-4 лет

К

концу

года

умения

детей

во

всех

видах

изобразительной

деятельности

должны

расшириться

и

совершенствоваться.

Существует

много

тестов,

позволяющих

оценить

творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня

развития

образной

креативности

может

быть

использован

тест

П.

Торранса

«Дорисовывание

фигур»;

тесты

Торшиловой

Е.

М.

«Диагностика

типов

и

уровней

эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у

детей

развитие

художественного

восприятия,

проанализировать

урове нь

сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится

в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое,

оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального

подхода,

систематической

организации

выставок

внутри

детского

сада.

Проводятся

открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является

участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни

овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя

ребенка

Форма

Изображение

предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача

движения

Цвет

Общее

число

баллов

1

2

3

Итого

баллов

п о

критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом

изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,

цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и

добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

10

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур,

правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый,

голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении

оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или

более насыщенного цвета.

-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 4-5 лет

К

концу

года

умения

детей

во

всех

видах

изобразительной

деятельности

должны

расшириться

и

совершенствоваться.

Существует

много

тестов,

позволяющих

оценить

творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня

развития

образной

креативности

может

быть

использован

тест

П.

Торранса

«Дорисовывание

фигур»;

тесты

Торшиловой

Е.

М.

«Диагностика

типов

и

уровней

эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у

детей

развитие

художественного

восприятия,

проанализировать

урове нь

сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится

в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое,

оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального

подхода,

систематической

организации

выставок

внутри

детского

сада.

Проводятся

открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является

участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни

овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя

ребенка

Форма

Изображение

предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача

движения

Цвет

Общее

число

баллов

1

2

3

Итого

баллов

п о

11

критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом

изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,

цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и

добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур,

правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый,

голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении

оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или

более насыщенного цвета.

-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 5-6 лет

К

концу

года

умения

детей

во

всех

видах

изобразительной

деятельности

должны

расшириться

и

совершенствоваться.

Существует

много

тестов,

позволяющих

оценить

творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня

12

развития

образной

креативности

может

быть

использован

тест

П.

Торранса

«Дорисовывание

фигур»;

тесты

Торшиловой

Е.

М.

«Диагностика

типов

и

уровней

эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у

детей

развитие

художественного

восприятия,

проанализировать

урове нь

сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится

в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое,

оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального

подхода,

систематической

организации

выставок

внутри

детского

сада.

Проводятся

открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является

участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни

овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя

ребенка

Форма

Изображение

предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача

движения

Цвет

Общее

число

баллов

1

2

3

Итого

баллов

п о

критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом

изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,

цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и

добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

13

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур,

правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый,

голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении

оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или

более насыщенного цвета.

-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 6-7 лет

К

концу

года

умения

детей

во

всех

видах

изобразительной

деятельности

должны

расшириться

и

совершенствоваться.

Существует

много

тестов,

позволяющих

оценить

творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня

развития

образной

креативности

может

быть

использован

тест

П.

Торранса

«Дорисовывание

фигур»;

тесты

Торшиловой

Е.

М.

«Диагностика

типов

и

уровней

эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у

детей

развитие

художественного

восприятия,

проанализировать

урове нь

сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится

в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое,

оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального

подхода,

систематической

организации

выставок

внутри

детского

сада.

Проводятся

открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является

участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни

овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя

ребенка

Форма

Изображение

предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача

движения

Цвет

Общее

число

баллов

1

2

3

Итого

баллов

п о

критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом

изобразительной деятельностью/рисование/

14

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,

цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и

добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур,

правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый,

голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении

оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или

более насыщенного цвета.

-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Первый год обучения

3-4 года

п/

п

Наименование разделов и тем

художественно-

изобразительного

творчества и декоративно-

Количество часов

Количество

часов

Теория

Практика

15

прикладного искусства

1

Игра-беседа «Условия

безопасной

работы».

2

1

1

2

Игра: «Знакомство с чудо-

помощниками»

2

1

1

3

«Знакомство с пейзажем»

3

1

3

4

«Творим без кисточки»

3

-

1

5

«Способы тонирования

бумаги»

1

1

-

6

«Декоративно-прикладное

искусство»

1

1

-

7

«Дорисуй…»

2

-

1

8

«Оттиск»

2

1

1

9

«Натюрморт»

2

1

2

10

« Животные и человек»

2

1

2

Всего:

20

8

12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Второй год обучения

4-5 года

п/

п

Наименование разделов и тем

художественно-

изобразительного

творчества и декоративно-

прикладного искусства

Количество часов

Количество

часов

Теория

Практика

1

Игра-беседа «Условия

безопасной

работы».

1

1

-

2

Игра: «Знакомство с чудо-

помощниками»

2

1

1

3

«Знакомство с пейзажем»

2

-

2

4

«Творим без кисточки»

1

-

1

5

«Способы тонирования

бумаги»

1

1

-

6

«Декоративно-прикладное

искусство»

2

1

1

7

«Дорисуй…»

2

1

2

8

«Оттиск»

2

1

1

9

«Набрызг»

1

-

1

10

«Натюрморт»

2

-

1

11

« Животные и человек»

3

2

1

16

12

Рисуем ватными палочками

1

-

1

Всего:

20

8

12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Третий год обучения

5-6 лет

п/

п

Наименование разделов и тем

художественно-

изобразительного

творчества и декоративно-

прикладного искусства

Количество часов

Количество

часов

Теория

Практика

1

Игра-беседа «Условия

безопасной

работы».

1

1

-

2

Игра: «Знакомство с чудо-

помощниками»

1

1

-

3

«Знакомство с пейзажем»

4

1

3

4

«Творим без кисточки»

1

-

1

5

«Способы тонирования

бумаги»

1

1

-

6

«Натюрморт»

1

-

1

7

« Животные и человек»

2

1

1

8

Архитектура

1

-

1

9

«Знакомство с кляксографией»

1

-

1

10

«Уроки раскрепощения»

2

1

1

11

«Набрызг»

1

-

1

Всего:

16

6

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Четвертый год обучения

6-7 лет

п/

п

Наименование разделов и тем

художественно-

изобразительного

творчества и декоративно-

прикладного искусства

Количество часов

Количество

часов

Теория

Практика

1

Игра-беседа «Условия

безопасной

работы».

1

1

-

2

Игра: «Знакомство с чудо-

помощниками»

1

1

-

17

3

«Знакомство с пейзажем»

4

1

3

4

«Творим без кисточки»

1

-

1

5

«Способы тонирования

бумаги»

1

1

-

6

«Натюрморт»

1

-

1

7

«Животные и человек»

2

1

1

8

Архитектура

1

-

1

9

«Знакомство с кляксографией»

1

-

1

10

«Набрызг»

1

-

1

11

«Стилистический рисунок»

2

1

1

Всего:

16

6

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Первый год обучения

с 3 до 4 лет

Месяц

Календарные

сроки освоен.

Занятие

Тема занятия

Кол-во

занятий

Январь

1-9

13

«Зимушка-Зима»

1

10-16

14

«Снеговик и его друзья»

1

17-23

15

«Снегирь»

1

24-30

16

«Осьминожек»

1

Февраль

1-9

17

«Укрась лошадку»

1

10-16

18

«Красивая тарелочка»

1

17-13

19

«Узор на шапочке»

1

24-30

20

«Матрешки»

1

Март

1-9

21

«Портрет мамы»

1

10-16

22

«Подводный мир»

1

17-23

23

«Плюшевый мишка»

1

24-30

24

«Капель»

1

Апрель

1-9

25

«Звезды в космосе»

1

10-16

26

«Березка»

1

17-23

27

«Ежик»

1

24-30

28

«Весна пришла»

1

Май

1-9

29

«Первые цветы»

1

10-16

30

«Одуванчик»

1

17-23

31

«Божья коровка»

1

24-30

32

«Дорисуй…»

1

Всего занятий в год

20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Второй год обучения

с 4 до 5 лет

Месяц

Календарные

Занятие

Тема занятия

Кол-во

18

сроки освоен.

занятий

Январь

1-9

13

«Зимушка-Зима»

1

10-16

14

«Елочная игрушка»

1

17-23

15

«Снежинка»

1

24-30

16

«Украсим вазу»

1

Февраль

1-9

17

«Зимний пейзаж»

1

10-16

18

«Снеговичок»

1

17-13

19

«Ледяная избушка»

1

24-30

20

«Машина»

1

Март

1-9

21

«Подснежникм»

1

10-16

22

«Золотая рыбка»

1

17-23

23

«Дорисуй…»

1

24-30

24

«Верба»

1

Апрель

1-9

25

«Дом для птички»

1

10-16

26

«Весна»

1

17-23

27

«Солнышко»

1

24-30

28

«Капель»

1

Май

1-9

29

«Сирень»

1

10-16

30

«Одуванчик»

1

17-23

31

«Ваза»

1

24-30

32

«Одуванчик»

1

Всего занятий в год

20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Третий год обучения

с 5 до 6 лет

Месяц

Календарные

сроки освоен.

Занятие

Тема занятия

Кол-во

занятий

Январь

1-9

1

«Зимний пейзаж с избами» - 1

занятие

1

10-16

2

«Зимний пейзаж с избами» - 2

занятие

1

17-23

3

«Рисование с манкой»

1

24-30

4

« П о

м о т и в а м

л ю б и м о й

сказки»

1

Февраль

1-9

5

«Натюрморт со свечами» - 1

занятие

1

10-16

6

«Натюрморт со свечами» - 2

занятие

1

17-13

7

«Портрет папы»

1

24-30

8

«Клякса»

1

Март

1-9

9

«Открытка маме»

1

10-16

10

«Осьминог»

1

17-23

11

«Ежик»

1

24-30

12

«Морской пейзаж»

1

19

Апрель

1-9

13

«Подснежники»

1

10-16

14

«Космос»

1

17-23

15

«Бабочка»

1

24-30

16

«Ваза с цветами»

1

Май

1-9

17

«День Победы»

1

10-16

18

«Весна в родном городе»

1

17-23

19

«Свободная тема»

1

24-30

20

«Лето»

1

Всего занятий в год

20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «Умелые ладошки»

Четвертый год обучения

с 6 до 7 лет

Месяц

Календарные

сроки освоен.

Занятие

Тема занятия

Кол-во

занятий

Январь

1-9

1

«Новый Год»

1

10-16

2

«Рождество»

1

17-23

3

«Снегири на дереве»»

1

24-30

4

«Зимняя рябина»

1

Февраль

1-9

5

«Арбузы»

1

10-16

6

«Чудо-юдо, рыба кит»

1

17-13

7

«Масленица»

1

24-30

8

«23 февраля»

1

Март

1-9

9

«8 марта»

1

10-16

10

«Сказочные животные»

1

17-23

11

«Весна»

1

24-30

12

«Подводное царство»

1

Апрель

1-9

13

«Любимое животное»

1

10-16

14

«Ракета»

1

17-23

15

«Шурале»

1

24-30

16

«Болтливая утка»

1

Май

1-9

17

«День Победы»

1

10-16

18

«Комната моей мечты»

1

17-23

19

«Бабочка»

1

24-30

20

«Лето»

1

Всего занятий в год

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Умелые ладошки»

Первый год обучения

с 3 до 4 лет

Цель занятий:

1.

Знакомство

с

особенностями

изобразительной

деятельности,

с

материалами

и

инструментами.

2. Освоение навыков работы с ними.

3. Развитие способности к цветовосприятию и форморазличению.

4. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти.

20

5. Установка интереса к изобразительной деятельности, формирование желания творить.

Задачи изобразительной деятельности детей 3 – 4 лет

Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире

доступными графическими и живописными средствами.

Продолжать

учить

рисовать

карандашами

и

фломастерами

проводить

линии

(вертикальные,

горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы,

создавая тем самым выразительные образы.

Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью

(набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с

краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса,

хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать

осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить

линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый,

черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание

детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Учить

ритмичному

нанесению

линий,

штрихов,

пятен,

мазков;

сопровождать

движения

карандаша

или

кисти

словами,

игровыми

д е й с т в и я м и

(например:«Дождик, чаще – кап – кап – кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ –

топ!»).

Приобщать

детей

к

декоративной

деятельности:

учить

украшать

дымковскими

узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и

разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные)

в

разных

направлениях,

перекрещивая

их.

Подводить

детей

к

изображению

предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из

комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и

др.).

Формировать

умение

создавать

несложные

сюжетные

композиции,

повторяя

изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или

изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (колобок катится по дорожке

и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года,

научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать

навыки

рисования

концом

кисти

тонких

линий,

закреплять

приемы

вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета.

Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего,

зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать

их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных

движений и их позу.

21

3.Научить

детей

характерно

изображать

шерсть,

оперение

следующими

приемами:

штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и

сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить

различать

предметы

прямоугольной,

треугольной

и

квадратной

формы

и

изображать их в рисунках.

2.Помочь

детям

освоить

в

рисовании

формообразующие

движения

для

изображения

прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять

навыки

закрашивания

изображений

карандашами

и

красками

в

одном

направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить

детей

с

некоторыми

изделиями

декоративно-прикладного

искусства

(декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать

сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение

ритма.

3.

Учить

нарядно

украшать

предметы

посредством

ритма,

чередования

цвета

и

симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора

и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать

абстрактно-образное

мышление,

творческое

воображение,

целостное

и

структурное

восприятие:

выделять

предмет

из

фона,

линий;

видеть

образ

в

пятне,

абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы

в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от

негативного

воздействия

информационной

среды,

«перестроить

на

игровом

уровне»

болезненное состояние духа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Умелые ладошки»

Второй год обучения

с 4 до 5 лет

Цель занятий:

1. Освоение материалов, изобразительных техник.

22

2. Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира.

3. Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

4. Знакомство с народным декоративным искусством.

5. Знакомство с творчеством художников.

Задачи изобразительной деятельности детей 4 – 5 лет.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать

сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья

на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие

(солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная,

квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в

соответствии

с

содержанием

действия

и

включенными

в

действие

объектами.

Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине:

дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках

окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам

добавить

новые

(коричневый,

оранжевый,

светло

зеленый);

формировать

представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для

получения нужных цветов и оттенков.

Развивать

желание

использовать

в

рисовании

разнообразные

цвета,

обращать

внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок;

использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи

только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить

мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие

линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять

умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К

концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета,

изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании

сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Продолжать

развивать

эстетическое

восприятие,

воображение,

эстетические

чувства, художественно – творческие способности.

Декоративное рисование:

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам

дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские

изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов

для создания узоров в стиле этих росписей.

Познакомить

детей

с

городецкими

изделиями.

Учить

выделять

элементы

городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета,

используемые в росписи.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года,

научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

23

3.Формировать

навыки

рисования

концом

кисти

тонких

линий,

закреплять

приемы

вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета.

Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего,

зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать

их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных

движений и их позу.

3.Научить

детей

характерно

изображать

шерсть,

оперение

следующими

приемами:

штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и

сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить

различать

предметы

прямоугольной,

треугольной

и

квадратной

формы

и

изображать их в рисунках.

2.Помочь

детям

освоить

в

рисовании

формообразующие

движения

для

изображения

прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять

навыки

закрашивания

изображений

карандашами

и

красками

в

одном

направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить

детей

с

некоторыми

изделиями

декоративно-прикладного

искусства

(декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать

сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение

ритма.

3.

Учить

нарядно

украшать

предметы

посредством

ритма,

чередования

цвета

и

симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора

и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать

абстрактно-образное

мышление,

творческое

воображение,

целостное

и

структурное

восприятие:

выделять

предмет

из

фона,

линий;

видеть

образ

в

пятне,

абстрактном рисунке.

24

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы

в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от

негативного

воздействия

информационной

среды,

«перестроить

на

игровом

уровне»

болезненное состояние духа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Умелые ладошки»

Третий год обучения

с 5 до 6 лет

Цель занятий:

1. Расширение кругозора через обращение к произведениям русских художников.

2. Знакомство с новыми техниками рисования

3. Ознакомление с историей и архитектурой родного города.

4. Развитие навыков самостоятельного проектирования своей работы.

Задачи изобразительной деятельности детей 5 - 6 лет.

Предметное рисование:

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,

объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание

детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их

передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать

внимание

детей

на

то,

что

предметы

могут

по

разному

располагаться

на

плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться,

менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать

овладению

композиционными

умениями:

учить

располагать

предмет

на

листе

с

учетом

его

пропорций

(если

предмет

вытянут

в

высоту,

располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не

очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).

Закреплять

способы

и

приемы

рисования

различными

изобразительными

материалами

(цветные

карандаши,

гуашь,

акварель,

цветные

мелки,

пастель,

сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким

нажимом

на

него,

чтобы

при

последующем

закрашивании

изображения

не

оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и

легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом,

тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге,

рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять

знания

об

уже

известных

цветах,

знакомить

с

новыми

цветами

(фиолетовый)

и

оттенками

(голубой,

розовый,

темно

зеленый,

сиреневый),

развивать чувство цвета.

Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании

гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на

карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до

трех оттенков.

25

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года,

научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать

навыки

рисования

концом

кисти

тонких

линий,

закреплять

приемы

вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета.

Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего,

зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать

их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных

движений и их позу.

3.Научить

детей

характерно

изображать

шерсть,

оперение

следующими

приемами:

штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и

сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить

различать

предметы

прямоугольной,

треугольной

и

квадратной

формы

и

изображать их в рисунках.

2.Помочь

детям

освоить

в

рисовании

формообразующие

движения

для

изображения

прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять

навыки

закрашивания

изображений

карандашами

и

красками

в

одном

направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить

детей

с

некоторыми

изделиями

декоративно-прикладного

искусства

(декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать

сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение

ритма.

3.

Учить

нарядно

украшать

предметы

посредством

ритма,

чередования

цвета

и

симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора

и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

26

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать

абстрактно-образное

мышление,

творческое

воображение,

целостное

и

структурное

восприятие:

выделять

предмет

из

фона,

линий;

видеть

образ

в

пятне,

абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы

в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от

негативного

воздействия

информационной

среды,

«перестроить

на

игровом

уровне»

болезненное состояние духа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Умелые ладошки»

Четвертый год обучения

с 6 до 7 лет

Цель занятий:

1.

Усложнение

композиций

детских

рисунков,

создание

многофигурных

повествовательных иллюстративных работ.

2. Освоение новых видов изображения: витраж, мозаика.

3. Продолжение знакомства с городом и пригородами родного города.

Задачи изобразительной деятельности детей 6-7 лет.

Предметное рисование:

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,

объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание

детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их

передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать

внимание детей на то, что предметы могут по–разному располагаться на плоскости

(стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы

и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать

овладению

композиционными

умениями:

учить

располагать

предмет

на

листе

с

учетом

его

пропорций

(если

предмет

вытянут

в

высоту,

располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не

очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).

Закреплять

способы

и

приемы

рисования

различными

изобразительными

материалами

(цветные

карандаши,

гуашь,

акварель,

цветные

мелки,

пастель,

сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким

нажимом

на

него,

чтобы

при

последующем

закрашивании

изображения

не

оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и

легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом,

тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге,

рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять

знания

об

уже

известных

цветах,

знакомить

с

новыми

цветами

(фиолетовый)

и

оттенками

(голубой,

розовый,

темно

зеленый,

сиреневый),

развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и

оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при

27

рисовании

акварелью).

При

рисовании

карандашом

учить

передавать

оттенки

цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут,

регулируя нажим, передавать до трех оттенков.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года,

научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать

навыки

рисования

концом

кисти

тонких

линий,

закреплять

приемы

вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета.

Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего,

зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать

их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных

движений и их позу.

3.Научить

детей

характерно

изображать

шерсть,

оперение

следующими

приемами:

штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и

сказочных персонажах

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать бюст человека.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить

различать

предметы

прямоугольной,

треугольной

и

квадратной

формы

и

изображать их в рисунках.

2.Помочь

детям

освоить

в

рисовании

формообразующие

движения

для

изображения

прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять

навыки

закрашивания

изображений

карандашами

и

красками

в

одном

направлении.

Декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.Познакомить

детей

с

некоторыми

изделиями

декоративно-прикладного

искусства

(декоративное украшение предметов одежды), понятием «элемент узора». Учить замечать

сочетания цветов, расположение элементов узора.

28

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение

ритма.

3.Учить

нарядно

украшать

предметы

посредством

ритма,

чередования

цвета

и

симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора

и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать

абстрактно-образное

мышление,

творческое

воображение,

целостное

и

структурное

восприятие:

выделять

предмет

из

фона,

линий;

видеть

образ

в

пятне,

абстрактном рисунке.

2.Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в

эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4.Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от

негативного

воздействия

информационной

среды,

«перестроить

на

игровом

уровне»

болезненное состояние духа.

Графика. Стилистический рисунок.

Задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми видами стилистического рисунка. Учить замечать

сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение

ритма.

3.Учить

нарядно

украшать

предметы

посредством

ритма,

чередования

цвета

и

симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора

и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

ПО ПРОГРАММЕ «Умелые ладошки»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного

овладения

детьми

умениями

и

навыками

необходимо

учитывать

возрастные

и

индивидуальные

особенности

детей,

их

желания

и

интересы.

С

возрастом

ребёнка

расширяется

содержание,

усложняются

элементы,

форма

бумаги,

выделяются

новые

средства выразительности.

Работа кружка «Умелые ладошки» позволяет систематически и последовательно решать

задачи

развития

художественно-творческих

способностей.

На

занятиях

используется

музыкальное

сопровождение,

что

способствует

созданию

ребенком

выразительного

художественного образа

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и

оборудования:

акварельные краски, гуашь;

простые карандаши, ластик;

печатки из различных материалов;

наборы разнофактурной бумаги;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки, губки;

коктельные трубочки;

29

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти;

кисти.

место для выставки детских работ

парта детская, стул детский

демонстрационная доска,

дидактический материал в соответствии с темами занятий

различные игрушки

наглядный и раздаточный материал в соответствии с темой занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

2.

И

учеба,

и

игра

изобразительное

искусство.

М.В.

Трофимова,

Т.И.

Тарабарина.

Ярославль. 1987 г.

3. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

5. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.

6. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007

7. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

8. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

9. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.

10. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.

11. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.

12. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.

13. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.

14. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т. Н. Доронова, С. Г.

Якобсон.

М., 1992 г.

15. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным

искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.

16.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

Старшая

группа.

Планирование,

конспекты,

методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

17.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

Средняя

группа.

Планирование,

конспекты,

методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

18.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

Младшая

группа.

Планирование,

конспекты,

методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

19.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

Подготовительная

группа.

Планирование,

конспекты,

методические рекомендации, И.А. Лыкова, М. 2007

20.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

Ранний

возраст.

Планирование,

конспекты,

методические рекомендации, И.А. Лыкова, 2007

21. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

30

22.

Игрушки

из

ладошки.

Аппликация.

Рабочая

тетрадь

для

детей

5-7

лет.

Н.В.

Дубровская, 2004

23. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.

Дубровская,

2004

24. Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004

25 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006

26. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008

27. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008

28. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

29. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008

30. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

31



В раздел образования