Автор: Сидбаева Фяридя Сибгатулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №69
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Конспект совместной экспериментальной деятельности воспитателя и детей
Тема: "Волшебница вода"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экспериментированию в группе раннего возраста
Волшебница вода.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская.
Цели: формировать у детей представления о качественных изменениях воды
и ее свойствах.
Задачи:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная,
мутная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей,
теплой, мутной.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная,
теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
5. Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.
Целевые ориентиры: может по просьбе взрослого рассказать о предметах,
отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности,
владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки»,
принимает участие в игре «Для чего нужна вода».
Оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей,
ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, крахмал, кофе, сахар, варенье,
ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки,
сюжетные картинки.
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
Дети проходят на стульчики.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Ребята, я заблудился. Я был
маленькой капелькой, однажды подул сильный ветер и унес меня.
-Я жил там, где много воды. А где была вода, всем было хорошо. Счастливые
рыбки плавали в воде, цветы издавали волшебный аромат, а растения
радовали своей зеленью. Люди и животные пили воду и купались в озере.
Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса. Давайте я
вам покажу, какая волшебная бывает вода.
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас.
-Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап).
- У нас дома откуда мы берем воду? (из крана).
-Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая).
-Какой водой лучше мыть руки? (теплой).
- Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети
определяют воду в ведерках холодную и горячую.
2. Основная часть. Опыты с водой.
Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»
Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем
холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка: в одном
горячая вода, а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают
ведерки с водой, смешивают воду в тазике).
Опыт: «Цвет воды»
- А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом
стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.)
Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку). Это еще
одно свойство воды – вода прозрачная.
-Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье).
Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет, а если мы размешаем в воде
сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся?
(растворился в воде). Вот какая волшебная вода – может менять цвет и
растворять вещества.
Опыт: «Форма воды»
(Налить немного воды на плоскую тарелку). Что случилось с водой? Она
растеклась по тарелке. Вода не имеет формы, так как она жидкая и
растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет
форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия). Это тоже
свойство воды – она не имеет формы.
3. Физкультминутка «Рыбки»
Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.
Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" (Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. " (Качаем сомкнутыми ладонями -
отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать!" (Ладони поворачиваются на
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями – дрожь.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Ладони раскрываются и соединяются –
рот.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.)
-Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают
их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого
свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).
-Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые).
Опыт «Что сказала водичка?»
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
- Что ответила вам водичка? (Буль)
- Вода умеет издавать разные звуки.
Опыт: «Тонет или плывет»
-Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте
проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети
опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни
утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)
-Капитошка принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают
их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки– тяжелые или легкие?
(Щепки легкие).
-А что легче, что тяжелее – щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети
бросают камень в тазик с водой.)
-Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка?
(Щепка плавает)
-Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он
упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.
-Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?
4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода»
- Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них
видите.
- Рыбки плавают в озере.
- Дети поливают цветы.
- Из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом.
- Бабушка моет посуду.
- Мама в ванночке купает малыша.
5. Рефлексия.
- Да, вода всегда нам нужна, чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать
малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода
нужна для жизни рыб, птиц и растений. Вот какая нужная вода. Спасибо тебе,
Капитошка, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о
воде.
«Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
-Капитошка принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с
водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.