Автор: Поклонская Наталья Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Новосельская СОШ"
Населённый пункт: село Новое Село Стародубского района Брянской области
Наименование материала: разработка урока по географии
Тема: Литосфера
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок по теме Литосфера
Класс: 6
Цели: 1. Систематизировать знания уч-ся по теме « Литосфера».
2. Определить уровень знаний уч-ся по этой теме
3.Проверить умения уч-ся применять приёмы учебной деятельности
при характеристике географических объектов и работы с
картографическими пособиями.
Оборудования: физическая карта полушарий, глобусы, коллекция минералов,
карты гор.
Ход урока.
1.
Оргмомент
2.
Проверка пройденного материала.
Вводное слово учителя:
Есть на всё в программе мера
Наша тема «Литосфера»
Завершилась, как ни жаль,
И теперь зовёт нас вдаль
« Гидросфера»- оболочка,
Только рано ставить точку: оробочка с к
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть затейник.
Я сегодня- Коробейникми
У меня «товар» по теме,
На « покупку» будет время.
( коробочк.а с картинками и вопросами)
2.Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните, для примеру,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
( ученики определяют названия образцов горных пород и минералов)
На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников
,цветов.
Или карточки с картинками пород.
Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их? Кто поэт?
( Проверяются пробы пера- опережающие задания.)
Ученический вариант.
Далёкое время застыло на камне,
А мы прикоснулись к нему.
Попала к нам в руки великая тайна,
Мы сбросим веков пелену.
Учитель, показывая на карту говорит:
Неровная поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь- впадина дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
Ученики говорят, что и на материках, и в Мировом океане есть равнины
и горы.
Вывешиваются картины гор.
Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие супер силы
Их в движенье приводили?
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?
С помощью карты ученики называют горы, объясняют, как
пользоваться шкалой высот, и называют принцип деления гор по
высоте.( низкие, средние, высокие).
А теперь, друзья, сравним.
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
Называются основные низменные равнины, возвышенности и
плоскогорья.
И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может, верное решенье
Нам подскажет их строенье.( вулкан)
По цветным фотографиям уч-ки определяют, что это вулканы, и
рассказывают о строении вулканических гор.
А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?.
Вам минуточка дана.
Кто на дне « бывал не раз»,
Дайте образный рассказ.
Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.
62
0
с. ш. 150
0
з.д. ( Мак- Кинли)
31
0
ю.ш. 70
0
з.д. ( Аконкагуа)
3
0
ю.ш. 38
0
в.д. ( Килиманджаро)
29
0
с.ш. 87
0
в.д. ( Джомолунгма)
77
0
ю.ш. 170
0
в.д. (Эребус)
А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты.
Разминка:
От дождей, текучих вод
Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его? ( овраг)
Чтоб узнать глубины вод,
Что применим ? (Эхолот)
По пустыне гонит ветер
Горы жёлтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. ( барханы)
Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла?
Ещё вопрос вам от меня? ( вулканы)
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. ( гейзер )
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. ( гранит)
Я слова читаю вам
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие – то
понятия, и определить лишнее слово.
1.
Ядро, мантия, впадина, земная кора.
2.
Вершина , дюны, барханы, овраг.
3.
Подошва, склон, вершина, отмель.
4.
Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
5.
Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
6.
Низменность, перевал, гребень, хребет.
Игра- соревнование « Восхождение на гору»
На двух склонах гор показаны остановки два ученика получают карточки с
пятью вопросами. Если ответы верные, ученик продвигает свой флажок к
вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине.
Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт
продвигаться нельзя.
Лучше всего таким образом проверять знание карты
( карточка №1 1. Что такое рельеф? 2. Назовите строение Земли. 3.
Самая высокая гора в мире? 4. Как изменяется температура горных
пород с глубиной. 5. Какие вулканы называют действующими, какие –
потухшие?
Карточка №2 1. Назовите компоненты рельефа.2.Что такое
землетрясение? 3.На каком материке больше всего равнин? 4.Где в
России больше всего вулканов? 5.Как различаются горы по высоте?)
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдёт на карте.
В путь!
Счастливого в вам старта!
Подведение итогов
Рефлексия.
Д/з повторить тему: Литосфера