Напоминание

"Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности


Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ "
Населённый пункт: С. Икряное, Астраханская Область, Икрянинский район
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности при

формировании речевой активности».

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем

обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой

катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся

уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение

бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной

рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения,

развития и воспитания детей – один из насущных вопросов

дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное

внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность

обновления и качественного улучшения его речевого развития.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны

быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и

гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в

различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими

нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в

области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-

Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и

др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей

дошкольного возраста можно решать через использование метода

сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является

сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что

родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети

находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того

сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в

волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю

ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда,

общение являются внутренними движущими силами речевого и

умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора

на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое

общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся

коммуникативная направленность каждого слова и высказывания

ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических

средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения,

восприятия и выразительности, развитие диалогической и

монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и

моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся

благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально

– чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному

творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется

формированием образного мышления, которое позволяет ребенку

думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не

видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с

которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью

сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это

такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует

окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о

взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто

идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них,

копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он

читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях

содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6

лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок,

который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего

дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный

ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются

приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития

вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».

Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира»,

настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в

обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать

любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться

осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок

интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо

отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты

точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа

сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ

сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно

рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в

настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает,

что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для

разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и

победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее

для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть

всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем,

которые они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -

результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким

способом доказать обратное.

3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник

сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть

самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых,

которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать

различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается

речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и

пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.

Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно

устанавливать связь между событиями и строить речевые

умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и

знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе

создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с

детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас

созданы следующие условия :

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная

литература, пособия, оборудование, канцтовары) ;

-практические материалы, разработанные для обеспечения

педагогического процесса при использовании этого метода (конспекты

занятий и т. д.) ;

-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и

качественное улучшение речевого развития детей старшего

дошкольного возраста с использованием сказки) ;

- наличие специалистов: психолог, логопед, учитель изодеятельности,

которые работают с тесном содружестве.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и

ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами

сказки;

При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться

эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием

на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит

отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра.

Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в

себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные

общечеловеческие ценности.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение

словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Сказкотерапия - это:

1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе

взаимоотношений в нём;

2. процесс переноса сказочных символов в реальность;

3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление

прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку

своей особенной сказки;

4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;

5. выявление и развитие творческих способностей;

6. снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естесственной

коммуникации;

8. развитие умения преодолевать трудности и страхи;

9. формирование навыков адекватного выражения эмоций;

10. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- перессказывания сказок;

-рассказывания сказок от третьего лица;

- группового рассказывания сказок;

-рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей.

Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей.

Консультируем по использованию сказки как средства нравственного

воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости

семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у

ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно

положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие

словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои

собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй

семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в

коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста,

позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,

использовать материал как в виде непосредственно образовательной

деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение

словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.



В раздел образования