Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ "
Населённый пункт: С. Икряное, Астраханская Область, Икрянинский район
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов ДОУ
«Сказкотерапия» в образовательной деятельности при
формировании речевой активности».
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем
обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой
катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся
уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение
бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной
рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения,
развития и воспитания детей – один из насущных вопросов
дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное
внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность
обновления и качественного улучшения его речевого развития.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны
быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и
гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в
различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими
нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в
области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-
Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и
др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей
дошкольного возраста можно решать через использование метода
сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является
сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что
родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети
находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того
сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в
волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю
ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда,
общение являются внутренними движущими силами речевого и
умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора
на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое
общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся
коммуникативная направленность каждого слова и высказывания
ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических
средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности, развитие диалогической и
монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и
моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся
благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально
– чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному
творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется
формированием образного мышления, которое позволяет ребенку
думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не
видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с
которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью
сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это
такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует
окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о
взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто
идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них,
копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с
человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он
читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях
содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6
лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок,
который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего
дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный
ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются
приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития
вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира»,
настрой на работу с метафорой.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в
обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать
любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться
осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок
интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо
отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты
точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа
сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ
сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно
рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в
настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает,
что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для
разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и
победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее
для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть
всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем,
которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -
результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким
способом доказать обратное.
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник
сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть
самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых,
которая ему так необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать
различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается
речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и
пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.
Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно
устанавливать связь между событиями и строить речевые
умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и
знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе
создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с
детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас
созданы следующие условия :
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная
литература, пособия, оборудование, канцтовары) ;
-практические материалы, разработанные для обеспечения
педагогического процесса при использовании этого метода (конспекты
занятий и т. д.) ;
-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и
качественное улучшение речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с использованием сказки) ;
- наличие специалистов: психолог, логопед, учитель изодеятельности,
которые работают с тесном содружестве.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и
ребёнка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами
сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться
эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием
на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит
отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра.
Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в
себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные
общечеловеческие ценности.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение
словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Сказкотерапия - это:
1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе
взаимоотношений в нём;
2. процесс переноса сказочных символов в реальность;
3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление
прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку
своей особенной сказки;
4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5. выявление и развитие творческих способностей;
6. снижение уровня тревожности и агрессивности;
7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естесственной
коммуникации;
8. развитие умения преодолевать трудности и страхи;
9. формирование навыков адекватного выражения эмоций;
10. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- перессказывания сказок;
-рассказывания сказок от третьего лица;
- группового рассказывания сказок;
-рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей.
Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей.
Консультируем по использованию сказки как средства нравственного
воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости
семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у
ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно
положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие
словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои
собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй
семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в
коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста,
позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,
использовать материал как в виде непосредственно образовательной
деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение
словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.