Автор: Батыршина Фирузя Ханяфиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДСКВ№9 "Солнышко"
Населённый пункт: ХМАО - ЮГРА город Лангепас
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Сказка учит и воспитывает"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Сказка учит и воспитывает»
«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания,
опасности, призвания, усилия и победы.
- Она учит его мужеству и верности;
- она учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира.
В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость»
(И.А. Ильина)
Актуальность
XXI век постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в
российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой
дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше
частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо
воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру
поведения у детей уже в младшем возрасте.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных
сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания
любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая
которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст -
возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко
всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если
она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть
уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И
это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства
ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство
собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки
внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные
сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие
морально-нравственные истины, как:
добра побеждает зло («Золушка»);
учат дружить («Теремок»)
учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за
меньших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);
учат переживать за героев на которых выпали испытания («Царевна-
лягушка»);
помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);
высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не
существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы
старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра
и благородна Золотая рыбка?
вызывают интерес к жизни русских героев. «Илья Муромец»«Про
Добрыню Никитича и Змея Горынича»«Алеша Попович и Тугарин
Змеевич»
Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей».
Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских
героев.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью,
упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой,
честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую
ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница,
рукодельница). Наиболее популярные сказки для формирования женских черт
характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских
сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному
строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к
супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.
В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для
героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено
желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор
лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое
подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда
прийти на помощь.
Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную
среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила
приумножается.
Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать
лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду?
Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь,
терпимость являются основными проявлениями женственности в русской
культуре.
А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый,
трудолюбивый, любящий Родину). Самые популярные сказки для
формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В
них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех
поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе
противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том,
при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых
историях можно объяснить мальчику типологию противника,
предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с
одним противником нужна сила, с другим - осторожность и
предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная
команда и т.д.
Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи во-первых – адекватное
восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-
третьих – желание победить врага.
Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к
которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями
любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может
определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её
содержании всегда заложен урок, который они постепенно
воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в
дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится
специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и
позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для
ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность,
которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со
сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка
"сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации,
т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим
человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.
Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со
сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него
одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством
ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из
различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,
позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок
отождествляет себя с положительным героем.