Напоминание

"Сказка учит и воспитывает"


Автор: Батыршина Фирузя Ханяфиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДСКВ№9 "Солнышко"
Населённый пункт: ХМАО - ЮГРА город Лангепас
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Сказка учит и воспитывает"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Сказка учит и воспитывает»

«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания,

опасности, призвания, усилия и победы.

- Она учит его мужеству и верности;

- она учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира.

В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость»

(И.А. Ильина)

Актуальность

XXI век постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в

российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой

дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше

частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо

воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру

поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных

сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания

любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая

которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст -

возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко

всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если

она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть

уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И

это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства

ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство

собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки

внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные

сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие

морально-нравственные истины, как:

добра побеждает зло («Золушка»);

учат дружить («Теремок»)

учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);

уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за

меньших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);

учат переживать за героев на которых выпали испытания («Царевна-

лягушка»);

помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);

высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не

существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы

старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра

и благородна Золотая рыбка?

вызывают интерес к жизни русских героев. «Илья Муромец»«Про

Добрыню Никитича и Змея Горынича»«Алеша Попович и Тугарин

Змеевич»

Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей».

Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских

героев.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью,

упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой,

честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую

ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница,

рукодельница). Наиболее популярные сказки для формирования женских черт

характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских

сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному

строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к

супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для

героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено

желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор

лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое

подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда

прийти на помощь.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную

среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила

приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать

лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду?

Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь,

терпимость являются основными проявлениями женственности в русской

культуре.

А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый,

трудолюбивый, любящий Родину). Самые популярные сказки для

формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В

них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех

поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе

противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том,

при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых

историях можно объяснить мальчику типологию противника,

предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с

одним противником нужна сила, с другим - осторожность и

предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная

команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи во-первых – адекватное

восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-

третьих – желание победить врага.

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к

которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями

любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может

определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её

содержании всегда заложен урок, который они постепенно

воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в

дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится

специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и

позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для

ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность,

которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со

сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка

"сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации,

т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим

человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со

сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него

одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством

ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из

различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,

позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок

отождествляет себя с положительным героем.



В раздел образования