Напоминание

Воспитание культуры поведения младших школьников.


Автор: Ярхунова Эльвира Феридовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Урмаевская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры поведения младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание культуры поведения младших школьников.

«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот

человеческой мысли». М.И.Калинин.

Актуальность темы обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей

стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на

первый план ценности личности. Особое значение приобретают отношения людей и

форма выражения этих отношений в обществе.

Духовное богатство человечества, отражённое в культуре, осознаётся обществом,

как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В

связи с этим особенно остро встаёт вопрос о повышении качества воспитательного

процесса, о поиске новых, более эффективных методов и приёмов воспитания.

Модернизация образования предполагает ориентацию на развитие созидательной

личности, обладающей гражданской ответственностью, толерантностью и культурой,

способностью к успешной социализации и социальному самоопределению.

Проблема воспитания личности рассматривается в работах О.С.Богдановой,

Е.В.Бондаревской, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, О.С. Газмана, В.А. Сластёнина,

И.Ф.Харламова, Н.Е. Щурковой и др.

Опрос родителей выявил их затруднения в воспитании детей и подтвердил

необходимость повышения их педагогической культуры и компетентности в воппросах

формирования поведенческой культуры детей в условиях семьи, поиск путей творческого

взаимодействия семьи и образовательного учреждения в решении данных проблем.

Слово «культура» первоначально возникло в латинском языке и обозначало

возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона («Туксуланские беседы»)

говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь

ввиду просвещённость, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово

«культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и русский.

Главной функцией культуры является гуманистическая функция. Культура

облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт,

любовь к другим людям.

Мы все как будто хорошо представляем себе, что стоит за словами «культура

поведения». И всё же полезно обратиться к научному определению понятия. Здесь нам

поможет «Словарь по этике». «Культура поведения — совокупность форм повседневного

поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят

внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.»

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и

внутренней культуры человека. Внутренняя и внешняя культура выражаются в отношении

к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого

отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.

Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах

личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего: вежливость,

тактичность, деликатность, корректность, достоинство, аккуратность, обязательность,

скромность и др.

Внешняя же культура, или культура поведения — это умение человека вести себя в

обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее

место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается

сложившимися нормами и правилами культурного поведения.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Н.Е.Щурковой, школа

предъявляет детям ежедневно практическую модель культуры взаимодействия людей,

воплощённую в традициях, обычаях и правилах школьного поведения. Необходимо

научить гуманистическому отношению к человеку, которое проявляется в конкретных

реальных поведенческих характеристиках. Среди этой категории характеристик можно

выделить следующие:

безусловное уважение человека;

соблюдение неприкосновенности личности;

принятие индивидуальной данности каждого человека.

Ребёнок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти

правила вполне доступны ребёнку и постепенно усваиваются им в процессе общения с

другими людьми в повседневной жизни и становятся со временем привычками поведения

и навыками. Не даром говорят: «Посеешь привычку — пожнёшь характер.»

В процессе своего развития, отмечает Л.С.Выготский, ребёнок усваивает не только

содержание культурного опыта, но и приёмы и формы культурного поведения, культурные

способы мышления. В развитии поведения ребёнка следует, таким образом, различать две

основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с

процессами общеорганического роста и созревания. Другая — линия культурного

совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления,

овладения культурными средствами поведения.

Родителям и педагогам следует помнить о некоторых особенностях младшего

школьного возраста:

Неустойчивость навыков и привычек.

Неточность выполнения правил поведения.

Недостаточная осознанность своих поступков.

Подражательность.

Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа

находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей. К.Д.Ушинский

отмечал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту

воспитательную силу, которую нельзя заменить не учебниками, ни моральными

сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.» А.С.Макаренко говорил, что детей и

молодёжь воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего

воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно

влияют своим поведением и моральным обликом.

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать

выполнение правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо

отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной.

Требования взрослых к поведению ребёнка должны постоянно усложняться.

Требования должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок,

поэтому необходимо меньше пользоваться словом «нельзя».

Предъявление одинаковых требований к поведению детей со стороны взрослых

составляет обязательное условие в воспитании культуры поведения в школе и дома.

К.Д.Ушинский и Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том , что истинно воспитанный

человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть

преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективна, если она проводится

не от случая к случаю, а в определённой системе, которая должна обеспечить накопление

у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение моральных представлений.

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора

методов работы с детьми. Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Воспитание — это

обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая

детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными

средствами». Главными методами воспитания культуры поведения являются приучения

школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им

соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к

культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь

ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их

форма зависят от характера правила. Так, например, возможны занятия, где учитель

показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в

гости, как вести себя за столом. На этом же занятии дети повторяют действия учителя,

учатся поступать правильно. Потом эти упражнения включаются в разнообразную

деятельность школьников. Дети едут в театр, на экскурсию, идут на день рождения к

товарищу. Здесь они уже самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны

взрослых должны действовать в соответствии с известным им правилом. Учитель

наблюдает за поведением детей в школе, он отмечает их проблемы, ошибки в поступках и

суждениях, видит всё хорошее и плохое, что делают дети, на что можно опереться в

дальнейшей работе.

Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем

проводится и индивидуальная работа с учениками в зависимости от уровня их

воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном

контакте с родителями.

Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо

формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и

соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм

поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила,

выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться

определённых норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от

школьного коллектива.

Необходимо заметить , что воспитание нравственности и культуры поведения тесно

связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной

работы школы. Однако часто такое воспитание сводилось к набору внеклассных

мероприятий, которые не всегда учитывали личностные переживания и чувства учащихся ,

их потребности и личную заинтересованность. В наше сложное время особенно нужна

активная работа разума школьника и его души, нужны время и специальные усилия, чтобы

процесс воспитания нравственного и культурного поведения был не стихийным и

кратковремменым, а системным и глубоким. Сегодня такое воспитание предполагает

формирование этической культуры школьников, развитие мышления и обогащение

ребёнка эмоциональным опытом переживаний.

Для осуществления данной цели можно взять на вооружение программу этического

воспитания, автором которой является А.И. Шемшурина, курс «Я и мой мир» Н.И.

Элиайзберг, программу курса для младших школьников «Основы этикета»

Л.И.Бондаренко, опыт преподавателей этикета Санкт-Петербурга (Т.Ф.Клемантович ,

Н.В.Егоровой, Т.Г.Новиковой, Г.П.Виноградовой и др.)

Успехов вам, друзья!

Использованная литература.

1.Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1982. Т.2. С.6-361

2.Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

3.Крупская Н.К. О школьном воспитании.- М., 1973

4.Курочкина И.Н. Культура поведения ребёнка: практические советы педагога.: Школьная

Пресса, 2005 год.

5.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр.пед. соч. - М., 1977.-Т.2

6.Основы школьной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1986.

7.Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. - М., 1996

8.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинени Этическая я. Т.1. Под ред.

Пискунова А.И., и др.- М.: Педагогика. - 1974. - 584 с.

9.Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Москва, 1998 г.

10.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. Спб.:Питер.-

2005. - 366 с.

11.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.



В раздел образования