Напоминание

"Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"


Авторы: Поверенова Светлана Фёдоровна, Егорова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МА ДОУ №351
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих

технологий в развитии речи дошкольников»

0

Информационная часть

База МАДОУ №351

Сроки: сентябрь 2011 г. – май 2013 г.

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (сентябрь 2011–октябрь 2011 г.)

II – организационный (октябрь 2011 г. – апрель 2013 г.)

III – итоговый (апрель — май 2013 г.)

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста

актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является

важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи

необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению,

так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у

детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что

обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в

качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт

показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными

изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический

запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые

распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является

то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что

услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько

однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности

становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано,

что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя

деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к

речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не

только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических

занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна

занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются

инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из

этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с

традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие

инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ,

использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель проекта: является развитие речи дошкольников посредством

инновационных и развивающих технологий.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую

литературу по проблеме развития речи дошкольников;

- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по

развитию речи у дошкольников.;

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и

развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания,

семинары, консультации, буклеты);

- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и

развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);.

Объект: развитие речи дошкольников группы «Белоснежка».

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная

работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и

развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с

родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей

развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов,

детей и их родителей в развитии речи дошкольников.

Теоретическая значимость заключается в разработке:

- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи

дошкольников;

- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим

технологиям.

Практическая значимость:

- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в

педагогическую работу ДОУ.

- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи

дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

- развитие речи дошкольников;

- родители будут активными участниками образовательного процесса по

развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы)

под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и

заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2011 года)

- изучение психолого-педагогической методической литературы;

- проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших

дошкольников ;

- создание речевой среды

2 этап — основной этап (октябрь2011года –апрель 2013года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей

старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями,

педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности

детей 3-4 лет по развитию речи

Обогащение предметно – развивающей среды:

-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по

данной теме

- оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

- занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с

применением

здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг,

ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,

релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика

пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика

бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие,

проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры,

занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,суд-жок

терапия.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального

воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии

коррекции поведения, психогимнастика.

С применением мнемотехники

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по

развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами,

мнемодорожками, интеллект картами.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец

рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от

первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы

на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице,

придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия,

собрания, семинары.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи»,

«Песочная терапия для развития речи дошкольников»,

«Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы»,

«Игровой массаж предметами».

2) памятки:

«Ваш ребенок левша», «Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика»,

«»Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».

3) Родительские собрания «»Здоровьесберегающие технологии в работе по

развитию речи дошкольников»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –

эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи

дошкольников». Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

3 этап — заключительный этап (май 2013год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и

неудач проведенной работы:

- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми,

родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей

старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ.

Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи

через использования инновационных и развивающих технологий будет

применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена

опытом работы.



В раздел образования