Авторы: Поверенова Светлана Фёдоровна, Егорова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МА ДОУ №351
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих
технологий в развитии речи дошкольников»
0
Информационная часть
База МАДОУ №351
Сроки: сентябрь 2011 г. – май 2013 г.
Этапы реализации проекта:
I – подготовительный (сентябрь 2011–октябрь 2011 г.)
II – организационный (октябрь 2011 г. – апрель 2013 г.)
III – итоговый (апрель — май 2013 г.)
Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста
актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является
важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи
необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению,
так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у
детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что
обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в
качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт
показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными
изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический
запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые
распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является
то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что
услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько
однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности
становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано,
что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя
деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к
речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не
только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических
занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна
занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются
инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из
этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с
традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие
инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ,
использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Цель проекта: является развитие речи дошкольников посредством
инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме развития речи дошкольников;
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по
развитию речи у дошкольников.;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и
развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания,
семинары, консультации, буклеты);
- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и
развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);.
Объект: развитие речи дошкольников группы «Белоснежка».
Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная
работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и
развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с
родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей
развития речи дошкольников.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов,
детей и их родителей в развитии речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи
дошкольников;
- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим
технологиям.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в
педагогическую работу ДОУ.
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи
дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
- развитие речи дошкольников;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по
развитию речи дошкольников.
Механизм оценки результатов:
«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы)
под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и
заключительный
1этап — подготовительный этап (сентябрь 2011 года)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
- проведение педагогической диагностики;
-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших
дошкольников ;
- создание речевой среды
2 этап — основной этап (октябрь2011года –апрель 2013года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей
старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями,
педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности
детей 3-4 лет по развитию речи
Обогащение предметно – развивающей среды:
-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по
данной теме
- оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
- занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с
применением
здоровьесбрегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг,
ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика
пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика
бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие,
проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры,
занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,суд-жок
терапия.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального
воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии
коррекции поведения, психогимнастика.
С применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по
развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами,
мнемодорожками, интеллект картами.
С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец
рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от
первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы
на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице,
придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия,
собрания, семинары.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи»,
«Песочная терапия для развития речи дошкольников»,
«Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы»,
«Игровой массаж предметами».
2) памятки:
«Ваш ребенок левша», «Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика»,
«»Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».
3) Родительские собрания «»Здоровьесберегающие технологии в работе по
развитию речи дошкольников»,
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
Работа с педагогами:
Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –
эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи
дошкольников». Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
3 этап — заключительный этап (май 2013год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и
неудач проведенной работы:
- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми,
родителями, педагогами);
- анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ.
Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи
через использования инновационных и развивающих технологий будет
применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена
опытом работы.