Автор: Ерошкина Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 156
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.Г. Распутина
Раздел: дошкольное образование
Знакомство детей
старшего дошкольного
возраста с творчеством
В. Г. Распутина
Работу выполнила
Ерошкина Светлана Сергеевна
Воспитатель МБДОУ № 156
г. Иркутска
«Детство мое
пришлось на войну и
голодные
послевоенные годы, -
вспоминает писатель.
- Оно было нелегким,
но оно, как я теперь
понимаю, было
счастливым»
Он прославил
край таёжный
15 марта 1937 года в семье
молодого работника из
районного поселка Усть-Уда,
затерявшегося на таежном
берегу Ангары почти на
полпути между Иркутском и
Братском, появился сын
Валентин, впоследствии
прославивший этот чудный
край на весь мир
Вскоре родители перебрались в
родовое отцовское гнездо –
деревню Аталанка. Красота
природы Приангарья
захлестнула впечатлительного
парнишку с первых же лет
жизни, навсегда поселившись в
потаенных глубинах его
сердца, души, сознания и
памяти, проросла в его
произведениях зернами
благодатных всходов,
вскормивших своей
духовностью не одно
поколение россиян.
Деревня Аталанка
Красавица
Ангара
Местечко с берегов красавицы Ангары
стало центром мироздания для
талантливого мальчугана. Грамоте и
счету Валентин научился с малых лет –
уж очень жадно тянулся он к знаниям.
Смышленый паренек читал все что ни
попадалось: книги, журналы, обрывки
газет. Отец, вернувшись с войны
героем, заведовал почтовым
отделением, мать работала в сберкассе.
Беззаботное детство оборвалось разом
–у отца на пароходе срезали сумку с
казенными деньгами, за что он угодил
на Колыму, оставив жену с тремя
малолетними детьми на произвол
судьбы.
Усть-Удинская
средняя школа
В Аталанке была только
четырехлетка. На дальнейшую
учебу Валентина снарядили в
Усть-Удинскую среднюю школу.
Взрослел паренек на
собственном голодном и горьком
опыте, но неистребимая тяга к
знаниям и не по-детски
серьезная ответственность
помогли выстоять. Об этом
сложном периоде жизни
Распутин позже напишет в
рассказе «Уроки французского»,
удивительно трепетном и
правдивом.
В аттестате зрелости Валентина были только
пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954
года, блестяще сдав вступительные экзамены, он
стал студентом филологического факультета
Иркутского университета
Работа в газете «Советская молодёжь»
Жилось нелегко. Думалось о
матери и младших.
Валентин чувствовал себя в
ответе за них. Подрабатывая
на жизнь где только
возможно, он стал
приносить свои статьи в
редакции радио и
молодежной газеты. Еще до
защиты дипломной работы
он был принят в штат
иркутской газеты
«Советская молодежь
Начало творческого пути
Его первый рассказ
«Я забыл спросить у
Лешки» (альманах
«Ангара», 1961 г.)
В «Сибирячке» в разные годы были
опубликованы произведения «Край
возле самого неба», «В тайге над
Байкалом», «Мама куда-то ушла», «Что
передать вороне», «На реке Ангаре» и
другие.
«Сибирячок» В.Г. Распутин.
Частое появление имени Распутина в
журнале помогает воспитывать юного
читателя. Его произведения,
адресованные детям, значимы. Они
пронизаны истиной любовью к Родине,
к гармонии духовной и телесной,
вызывают душевную чистоту и веру в
жизнь, в счастье.
Викторина для детей и родителей
По детским рассказам Валентина Григорьевича Распутина
Первый тур тема: «Детство»
1.Место рождения ?
(деревня Аталанка)
2. Чем любили заниматься деревенские ребята в Аталанке?
3. В каком произведении писатель рассказывает о своей учебе в
Усть–Уде?
4. В каких детских журналах печатался ?
Второй тур тема: «Река моего детства»
1. Что ждал мальчик себе в подарок на День рождения в рассказе
«День рождения»?
(чтобы тронулся лед на реке)
2. В рассказе «За рекой» мальчик выпросил у бакенщика два
ближних бакена. Вопрос: Что мальчик делал с ними утром и
вечером?
(зажигал и гасил бакены)
3. Рассказ «В лодке». Дедушка вечером брал мальчика с собой лучить. На
носу лодки горело ярко смолье. Дедушка стоял в лодке, расставив ноги с
наготовленной острогой. Вопрос: Что значит лучить?
(добывать рыбу острогой в излучине реки)
4. В рассказе «Ночная гроза» мальчик встал и побежал. Куда он
бежал?
(на берег реки)
Третий тур тема: «В тайге над Байкалом»
1.Как мальчишки заманивали кабаргу в рассказе «Кабарга»?
(они делали пикульки из березы и пищали, кабарга неслась на этот зов
думая, что это ее кабаржонок)
2.Что боятся горы в рассказе «Горные речки»?
(рек и ручьев)
3.Сколько рек и речек впадает в Байкал и сколько вытекает из него?
(336 и одна)
4.В рассказе «Мама куда-то ушла», мальчик остался один. Что
больше всего он боялся?
(одиночества)
Дополнительные вопросы по книге «Край возле самого неба»
(о маленькой горной стране Тофаларии)
1. Как в переводе на русский язык звучит слово «тофалар?
(человек)
2. Как называются горы, где живут тофалары?
(Саяны)
3. Почему охотники с нетерпением ожидают снег?
(на снегу остаются следы)
4. Как соболю удалось перехитрить собаку?
(зверек схитрил, он забрался на скалу, на которую собаке не
забраться, спрыгнул и пошел по своим следам)
5. Самый страшный враг для оленей и друг?
(волк и собака)
Заключение:
Игра – лабиринт «Поздравь писателя»
(«Сибирячок»,№2, 2007г., с.15)
На разгадывание лабиринта 1-2 минуты.
Спасибо за внимание!