Напоминание

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.Г. Распутина


Автор: Ерошкина Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 156
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.Г. Распутина
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство детей

старшего дошкольного

возраста с творчеством

В. Г. Распутина

Работу выполнила

Ерошкина Светлана Сергеевна

Воспитатель МБДОУ № 156

г. Иркутска

«Детство мое

пришлось на войну и

голодные

послевоенные годы, -

вспоминает писатель.

- Оно было нелегким,

но оно, как я теперь

понимаю, было

счастливым»

Он прославил

край таёжный

15 марта 1937 года в семье

молодого работника из

районного поселка Усть-Уда,

затерявшегося на таежном

берегу Ангары почти на

полпути между Иркутском и

Братском, появился сын

Валентин, впоследствии

прославивший этот чудный

край на весь мир

Вскоре родители перебрались в

родовое отцовское гнездо –

деревню Аталанка. Красота

природы Приангарья

захлестнула впечатлительного

парнишку с первых же лет

жизни, навсегда поселившись в

потаенных глубинах его

сердца, души, сознания и

памяти, проросла в его

произведениях зернами

благодатных всходов,

вскормивших своей

духовностью не одно

поколение россиян.

Деревня Аталанка

Красавица

Ангара

Местечко с берегов красавицы Ангары

стало центром мироздания для

талантливого мальчугана. Грамоте и

счету Валентин научился с малых лет –

уж очень жадно тянулся он к знаниям.

Смышленый паренек читал все что ни

попадалось: книги, журналы, обрывки

газет. Отец, вернувшись с войны

героем, заведовал почтовым

отделением, мать работала в сберкассе.

Беззаботное детство оборвалось разом

–у отца на пароходе срезали сумку с

казенными деньгами, за что он угодил

на Колыму, оставив жену с тремя

малолетними детьми на произвол

судьбы.

Усть-Удинская

средняя школа

В Аталанке была только

четырехлетка. На дальнейшую

учебу Валентина снарядили в

Усть-Удинскую среднюю школу.

Взрослел паренек на

собственном голодном и горьком

опыте, но неистребимая тяга к

знаниям и не по-детски

серьезная ответственность

помогли выстоять. Об этом

сложном периоде жизни

Распутин позже напишет в

рассказе «Уроки французского»,

удивительно трепетном и

правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только

пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954

года, блестяще сдав вступительные экзамены, он

стал студентом филологического факультета

Иркутского университета

Работа в газете «Советская молодёжь»

Жилось нелегко. Думалось о

матери и младших.

Валентин чувствовал себя в

ответе за них. Подрабатывая

на жизнь где только

возможно, он стал

приносить свои статьи в

редакции радио и

молодежной газеты. Еще до

защиты дипломной работы

он был принят в штат

иркутской газеты

«Советская молодежь

Начало творческого пути

Его первый рассказ

«Я забыл спросить у

Лешки» (альманах

«Ангара», 1961 г.)

В «Сибирячке» в разные годы были

опубликованы произведения «Край

возле самого неба», «В тайге над

Байкалом», «Мама куда-то ушла», «Что

передать вороне», «На реке Ангаре» и

другие.

«Сибирячок» В.Г. Распутин.

Частое появление имени Распутина в

журнале помогает воспитывать юного

читателя. Его произведения,

адресованные детям, значимы. Они

пронизаны истиной любовью к Родине,

к гармонии духовной и телесной,

вызывают душевную чистоту и веру в

жизнь, в счастье.

Викторина для детей и родителей

По детским рассказам Валентина Григорьевича Распутина

Первый тур тема: «Детство»

1.Место рождения ?

(деревня Аталанка)

2. Чем любили заниматься деревенские ребята в Аталанке?

3. В каком произведении писатель рассказывает о своей учебе в

Усть–Уде?

4. В каких детских журналах печатался ?

Второй тур тема: «Река моего детства»

1. Что ждал мальчик себе в подарок на День рождения в рассказе

«День рождения»?

(чтобы тронулся лед на реке)

2. В рассказе «За рекой» мальчик выпросил у бакенщика два

ближних бакена. Вопрос: Что мальчик делал с ними утром и

вечером?

(зажигал и гасил бакены)

3. Рассказ «В лодке». Дедушка вечером брал мальчика с собой лучить. На

носу лодки горело ярко смолье. Дедушка стоял в лодке, расставив ноги с

наготовленной острогой. Вопрос: Что значит лучить?

(добывать рыбу острогой в излучине реки)

4. В рассказе «Ночная гроза» мальчик встал и побежал. Куда он

бежал?

(на берег реки)

Третий тур тема: «В тайге над Байкалом»

1.Как мальчишки заманивали кабаргу в рассказе «Кабарга»?

(они делали пикульки из березы и пищали, кабарга неслась на этот зов

думая, что это ее кабаржонок)

2.Что боятся горы в рассказе «Горные речки»?

(рек и ручьев)

3.Сколько рек и речек впадает в Байкал и сколько вытекает из него?

(336 и одна)

4.В рассказе «Мама куда-то ушла», мальчик остался один. Что

больше всего он боялся?

(одиночества)

Дополнительные вопросы по книге «Край возле самого неба»

(о маленькой горной стране Тофаларии)

1. Как в переводе на русский язык звучит слово «тофалар?

(человек)

2. Как называются горы, где живут тофалары?

(Саяны)

3. Почему охотники с нетерпением ожидают снег?

(на снегу остаются следы)

4. Как соболю удалось перехитрить собаку?

(зверек схитрил, он забрался на скалу, на которую собаке не

забраться, спрыгнул и пошел по своим следам)

5. Самый страшный враг для оленей и друг?

(волк и собака)

Заключение:

Игра – лабиринт «Поздравь писателя»

(«Сибирячок»,№2, 2007г., с.15)

На разгадывание лабиринта 1-2 минуты.

Спасибо за внимание!



В раздел образования