Напоминание

Воспитание культуры безопасного образа жизни дошкольников


Автор: Иваноыва Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "Восточненская СОШ" Тындинского района
Населённый пункт: Амурская область, Тындинский район, п. Восточный
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание культуры безопасного образа жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя

общеобразовательная школа»,

Группы дошкольного образования Тындинского района

Воспитание культуры безопасного

образа жизни дошкольников

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Иванова С.С.

Ноябрь 2017 год

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

жизнь

мировоззрение,

умственное

развитие,

прочность

знаний, духовная вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении

всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позво -

лит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирова -

ние культуры здорового и безопасного образа жизни остается лучшей традицией и главным услови-

ем воспитания дошкольников.

Задача раннего воспитания культуры здоровья и безопасного образа жизни актуальна, своевре -

менна и достаточна сложна.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психиче -

ского здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функцио-

нальных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно

на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и

ОБЖ, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни должно начинаться уже в детском

саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохра -

нение и укрепление здоровья, обеспечения безопасного образа жизни. Основой являются еженедель -

ные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятель -

ность педагога и ребенка в течение дня.

На базе ГДО созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления де-

тей. Создана необходимая макро и микро среда. В дошкольном образовательном учреждении функци-

онируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию

потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы

физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятель-

ной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому

образу жизни, основам безопасности. Воспитание идет через все виды деятельности ребенка во вре -

мя пребывания его в ГДО и поддерживается родителями дома.

Формы организации воспитания: ООД (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, те-

атрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Работу по воспитанию воспитания культуры здоровья и безопасного образа жизни я осуще-

ствляла на основе следующих направлений:

Социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению на-

выков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого использовала различные игровые

методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;

Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний.

В доступной форме формировала у детей знания о правилах дорожного движения, пожарной

безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни.

При знакомстве детей с правилами безопасности я делаю акцент на формирование у них опре -

делённой модели поведения:

Предвидеть опасность;

Уметь принять меры во избежание опасности;

Уметь обращаться за помощью к другим;

Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуа-

циях.

Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасны -

ми (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут быть и

безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получа-

ют элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения

и о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении

опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными

явлениями.

В процессе реализации поставленных задач я опираюсь

на следующие педагогические

принципы и методы обучения.

1)

Принцип доступности.

Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени

сложности тематического материала.

2)

Принцип индивидуализации.

Определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

3)

Принцип повторяемости материала.

Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые

жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и поло-

жительные эмоции.

4)

Принцип наглядности.

При разучивании обучающего материала постоянно используются тематические плакаты,

картинки, экскурсии.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,

элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с дру -

гом. Проводя работу по формированию основ ЗОЖ и ОБЖ, я использую такие методические приёмы

как словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным

спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педаго-

гики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому об -

разу жизни можно разделить на два периода.

Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа), второй - дети 5-7 лет (старшая и

подготовительная группа).

Я работаю на средней разновозрастной группе (возраст от трех до пяти лет). Этот возраст

относится к первому периоду обучения навыкам безопасного поведения дошкольников и приобще-

ния их к здоровому образу жизни.

Первый период – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей на -

блюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим ак -

тивно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с

детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок,

примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы.

В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать

детям культурно-гигиенические навыки.

Не забыты русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка»

и др.

На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности. Говоря о

сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело

закреплять с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы мы разыгрывали сказку

«Волк и семеро козлят» на новый лад. Дети были в восторге, взрыв эмоций был неслыханным.

Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдо-

дыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом», которые не только прочитываются по несколько

раз, но и просматриваются на DVD.

Хотелось бы отметить и художественные произведения современных поэтов Н. Мигунова,

Н. Никитина. В своих стихах «Почему надо чистить зубы», «На зарядку становись!» они стараются

прививать детям навыки здорового образа жизни.

В этом возрасте я объясняю детям правила безопасности детских игр «между собой» (не -

льзя садиться другу на спину, нельзя поднимать друг друга, нельзя громко кричать другу в ухо и т.п.).

Учу прислушиваться к сигналам своего организма «хочу есть», «хочу спать» и т.п.

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер

телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необхо -

димую информацию.

Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, прави-

лам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не

шалить»), просмотр фильма «Улица полна неожиданностей» и знакомству с видами транспорта

(«Сложи картинку», «Умные машины»).

Большой популярностью у детей пользуются занятия ОБЖ («Не попади в беду»). Я предо -

стерегаю их о возможных проблемах со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака

бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия способствуют формированию и закреплению знаний об источ -

никах опасности и мерах предосторожности.

Ну и конечно, всеми любимая игра в «Доктора», где дети даже при моём невмешательстве

«блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример

(ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка (перекись во -

дорода), а потом зелёнка».

Принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать в них самосто -

ятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни

и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстанов-

ке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёт -

кое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнако-

мыми людьми (драматизация сказки «Колобок», «Красная Шапочка»).

В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание

детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить

их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат

«Правила безопасности для дошкольников»).

А после таких занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» они долж-

ны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправиль-

ном обращении с электроприборами.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности мы рассматриваем с

детьми плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре», «Один дома») и провожу за -

нятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в беду»). Очень понравилась детям игра «Чего

нельзя делать?».

Прививая детям 3-5 лет необходимость ведения здорового образа жизни и занятий физ -

культурой, я, конечно, опираюсь на режимные мероприятия нашего дошкольного учреждения (физ-

культура, подвижные игры, вечера развлечений и т.п.).

Большую заинтересованность у детей вызывают иллюстрации с изображением последствий

неправильного поведения или неправильного обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картин-

ки не очень приятны на вид, но зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-

нибудь спасут ребёнку жизнь.

Большое внимание уделяю укреплению физического здоровья детей.

Это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, но и ежеднев -

ные комплексы дыхательной гимнастики и массажа В. А. Харченко, игры-драматизации («Зимнее пу-

тешествие Колобка», «Теремок», «Репка»). Эти творческие игры проводятся на материале русских

народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими и, конечно, имеют оздоровительную

направленность, на них малыши закрепляют навыки правильного выполнения элементарного само -

массажа, дыхательных упражнений, обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двига -

тельные навыки. Предлагаемые развлечения приглашают нас и наших воспитанников поиграть в

сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь им найти выход из трудных ситуаций.

Учитывая рекомендации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,

направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, я

провожу ознакомительные беседы, практикумы для отработки защитных навыков поведения. Разы-

грывались ситуации правильного и неправильного поведения дома.

Успешность дошкольников в формировании основ здорового образа жизни через использование

специально организованных форм обучения, обусловлено:

Системой работы с детьми по данному направлению;

Наличием комплексной диагностики потребности здорового образа жизни дошкольников, поз -

воляющей оперативно корректировать педагогический процесс;

Эффективным взаимодействием с родителями воспитанников;

Наличием разнообразных наглядных пособий, способствующих формированию прочных зна -

ний у младших дошкольников.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья и безопасного образа жизни ре-

бенка является культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоро-

вом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с ро -

дителями,

такие

как

информационные

бюллетени,

рекламные

буклеты,

тематические

выставки,

оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся

консультации, родительские собрания, спортивные эстафеты. Родители – постоянные участники

всех конкурсов, проводимых в ГДО.

Планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их

самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здоро-

вого образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, разви -

тие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и

выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и те-

атрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать

внимание и развивать творческие способности детей.



В раздел образования