Автор: Запорожец Людмила Юрьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГКОУ Кадетская школа №1785 "Таганский кадетский корпус"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка по курсу "Защита животных"
Тема: "Проблема физического и душевного страдания животных.Проблема владения животными"
Раздел: полное образование
Методическая разработка занятия по биологии по курсу
«Защита животных»
Автор :
учитель химии и биологии ГКОУ Кадетская школа № 1785
«Таганский кадетский корпус»
Запорожец Людмила Юрьевна
г. Москва 2018
Методическая разработка занятия по курсу
«Защита животных»
Тема:
«Проблема
физических
и
душевных
страданий
животных.
Проблема владения животными.»
Цель. Сформировать основы гуманного отношения к животным; раскрыть
права и обязанности владельца животных; воспитать у учащихся основы
нравственного отношения к ним.
План:
1. Отношение человека к страданиям животных.
2. Проблема сочувствия к животным в высказываниях философов.
3. Развитие гуманизма.
4. Право собственности на животных.
5. Обязанности владельца.
В
этой
теме
необходимо
проанализировать
проблему
физических
и
душевных страданий животных, осветить проблему владения животными,
которая включает в себя вопросы благосостояния животных и обязанностей
хозяина.
Люди! Убить человека не трудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным блеяниям, режет телят неповинных;
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны плачу дитяти;
Овидий
С
давних
пор
люди
интуитивно
ощущали,
что
животные
способны
испытывать страдания. Отношения между человеком и животным всегда
были достаточно близкими. Проблема страданий животных, начиная с Будды,
была
для
многих
мыслителей
очень
важным
вопросом.
Во
времена
Средневековья французский философ Мишель де Монтень (1532-1592 гг.)
осудил жестокость по отношению к животным: «Среди других пороков нет
другого, который я ненавидел бы больше, чем жестокость».
Английский философ конца XVIII века Дж. Бентам считал допустимым
умерщвление
животных,
но
был
категорически
против
причинения
им
страданий.
Говоря о страданиях, гуманисты прошлых веков, как правило, имели в
виду физические страдания. На самом деле, животные могут испытывать и
психические
стрессы,
как
и
человек.
Наличие
сознания
у
животных
позволяет оценивать ситуацию, переживать страх за свою жизнь, жизнь своих
детенышей. Известно, что подопытные животные испытывают страх перед
комнатой, где им пришлось пережить эксперименты, и перед операционным
столом. Отловленные бездомные собаки и кошки находятся некоторое время
в шоковом состоянии и отказываются от еды.
Появление закона о защите животных от жестокого обращения является
свидетельством
того,
что
общество
признало
у
животных
способность
испытывать страдания.
Хотя
слово
«владелец»,
«хозяин»
животного
привычное,
суть
их,
оказывается,
имеет
противоречия.
«Владение»
означает
право
человека
поступать с собственным объектом, как он захочет. Человек может сломать,
уничтожить свою собственность, бросить в мусорный ящик. А может ли
человек подобным образом поступить с животным?
В
цивилизованном
государстве
есть
законы,
запрещающие
человеку
произвольно обращаться с животными: бить их, резать, убивать, оставлять
без
присмотра.
А
значит,
право
владения
животным
предоставляет
возможность использовать животное ограниченным образом, а не как угодно.
Права на животное регулируются принципами этики.
Право
человека
на
животное
меняло
свой
характер
исторически:
границы этого права постепенно сужались (т.е. тенденция к сокращению прав
человека). Животные порождают сами себя, могут жить без человека.
Но человек лишил возможности некоторых животных жить независимо
от него. Имеет ли человек право чувствовать себя по отношению к ним
обладателем? Право собственника - это право сильного. Это как если бы мы
провели аналогию с собственными детьми - может человек считать себя
владельцем ребенка? Вправе распоряжаться его жизнью?
У
владельца
есть
обязанности:
добровольная
забота
о
животном,
ответственность за него, и как представителя человечества - перед миром
животных, за психологическое состояние животного. Поэтому тот, кто берет
животное,
должен
знать
обязанности
и
уметь
обращаться
с
животными.
Животное не может покупаться для развлечений и не может быть подарено
(потому что может оказаться ненужным).