Напоминание

"Что должен знать родитель имеющего в семье слепого ребенка в возрасте 2-3 лет"


Автор: Капитонова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеек"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область г.Ноябрьск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Что должен знать родитель имеющего в семье слепого ребенка в возрасте 2-3 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультативная корзина : «Что должен знать родитель имеющего в семье

слепого ребенка в возрасте 2-3 лет»

Раздел: Работа с родителями

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребёнка

(как зрячего, так и слепого) является игра.

Но в период с года до 2 лет, когда ребенок начинает самостоятельно

передвигаться по комнате и квартире, самыми привлекательными для него

будут скорее не игрушки, а вещи (безопасные для здоровья), которые

находятся в комнате. Помочь своему ребенку простукать, опробовать в

смысле двигательных, звуковых и манипуляционных возможностей,

осмотреть (ощупать) предметы, разобраться в лавине новых впечатлений,

побудить к деятельности, ведя его руки по предметам, показывая, чему

служит данный предмет необходимо родителю слепого ребенка.

В организации игры слепого ребёнка, особое место занимают озвученные

игрушки : погремушки, резиновые пищащие игрушки. Они должны издавать

приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался.

Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки,

которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся

игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное ,

осязательное восприятие.

Осязательное обследование деталей игрушек,

действий с ними способствуют развитию мелких движений рук,

формированию правильных приёмов осязательного обследования, овладению

действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами

животных и с предметами, представление о которых дети пока ещё не могут

получить из своей жизненной практики.

Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному

развитию, как слепого, так и зрячего ребенка. Существует целый ряд

игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка, его

осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по

величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего,

относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики и стаканчики.

Пирамидка должна состоять из 3-5 колец одного цвета. Развитию пальцев рук

малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка.

Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по

форме и цвету элементы. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с

кубиками, научиться отличать их от других игрушек

.

Не мало важно в игре для слепого ребенка пространство для игры, для этого

подойдет стандартный стульчик, соединенный со столиком. Родителу

необходимо соблюдать последовательность действий при обледовании

игрушки. Сначала показ , как найти игрушку, затем манипуляция «рука в

руке» по поверхности стола, называние игрушки. Потом предоставление

возможности для самостоятельных поисков.Занимательные предметы с

интересной поверхностью, формой, появление новых вещей (катушек, колец,

пластмассовых стаканчиков, ситечка, ложки из дерева и других безопасных

предметов) будут стимулировать интерес ребенка .

Кроме погремушек и простых по форме предметов, можно использовать

различные вкладыши-стаканчики, коробки и кастрюльки с крышками,

наборы кукольной посуды. Действия с ними будут приятны малышу

.

Предварительно ознакомив ребенка с этими предметами, следующим этапом

необходимо научить ребенка бросать в кастрюльку или металлическое

ведерко мелкие игрушки таким образом, чтобы они издавали звук. Игры «В

коробку - из коробки», будут развивать способность класть и вынимать

предметы из коробки.

П

ри знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует

называть их и комментировать свои действия с ними.

Открывание шкафчиков, ящичков, коробочек, вынимание из них

всевозможных предметов и манипулирование ими - интересное и полезное

занятие для ребенка второго года жизни.Таким образом предоставляется

ребенку возможность получать знания о разнообразных материалах, формах,

усвоение наиболее общих понятий, связанные с взаиморасположением

предметов, их функцией, овладевание целевой манипуляцией, ведущей к

получению заранее запланированного эффекта. Если не мешать и терпеливо

переносить беспорядок, который он сделает, это терпение будет

вознаграждено радостью от дальнейшего правильного развития слепого

ребенка.

В возрасте 2 лет тследует познакомить ребенка с пирамидой, кубиками и

крупными бусами. Обучение так называемым «соотносящим» действиям,

когда необходимо соотнести одну деталь игрушки с другой, играет очень

важную роль в развитии мыслительной деятельности малыша и его мелкой

моторики.

Обучение действиям с дидактическими игрушками, как правило,

осуществляется в определенной последовательности.

Общие требования к организации игры:

игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он

владеет;

при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика

(колокольчик,

погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и др.);

для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать

яркий и

красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность

предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый

цвета;

если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и

немного тяжелее

волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми

детьми;

заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой

площадки,

установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова

или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики,

асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна

быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;

ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать

играющих, задавать

нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с

помощью свистка);

необходимо уделять особое внимание правильной дозировки

физической нагрузки

при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на

слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной

системы и органов слуха.

Последовательность обучения ребенка действиям с большой

пластмассовой пирамидой.

1.

Учить ребенка обхватывать игрушку двумя руками и узнавать ее при

этом по просьбе взрослого. Взрослый называет игрушку, предлагает ее

малышу, просит повторить название.

2.

Учить выделять две основные части игрушки (голову и туловище),

обхватывая двумя ладонями (руки ребенка лежат на игрушке, руки взрослого

направляют движение рук малыша при обследовании частей игрушки).

3.

Учить разбирать игрушку несколькими способами:

взрослый держит пирамиду, ребенок двумя руками снимает голову

клоуна со стержня пирамиды, кладет рядом с игрушкой, затем снимает

кольца двумя руками удобным для него способом;

взрослый сначала держит пирамиду, прижимая ноги клоуна к

поверхности стола или пола, и предлагает малышу двумя руками снять

голову клоуна со стержня. Далее правая рука ребенка остается на вершине

пирамиды, а левая скользит вдоль туловища вниз до ноги игрушки и

обхватывает ее сверху (при этом взрослый может убрать свою руку или

продолжать удерживать пирамиду, придавая ей большую устойчивость).

После того, как ребенок сможет удерживать клоуна одной рукой,

предложите ему снять кольца правой рукой удобным для него способом.

Обязательно научите малыша класть снятые детали рядом с игрушкой,

чтобы позднее он смог их найти.

Для разнообразия действий ребенка можно предложить ему кубики 4-5 штук

сначала среднего размера (длина стороны 4-5 см), чтобы их удобно было

брать в руку.

Последовательность обучения ребенка действиям с кубиками

1.

захватывать кубик одной рукой и отпускать его, обратив внимание

ребенка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми пальцами

руки или только двумя пальцами (большим и указательным);

2.

перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку

или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать

в руках два кубика и т. д.;

3.

ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом («дорожка из

кубиков»).

К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают

использовать предметы и игрушки по их назначению. В первую очередь это

предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Дети правильно

катают машинки, используют звучащие игрушки, ложки, кружки, тарелки,

учатся одеваться и раздеваться. Для них в этом возрасте характерно

одновременное существование разных видов действий с предметами, и это

зависит от качества предмета и степени знакомства с ним ребенка. В

процессе овладения предметными действиями слепой ребенок выделяет

свойства предметов. Так деревянную ложку удобнее удерживать за ручку,

хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные

действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто

человеческим способом ее использования. В этот период развития

необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя

руками, развивать моторику обеих рук, обучать приемам и способам

обследования предметов, расширяя возможности познания. Дети в этот

период используют игрушки, используют игрушки не как средство игры, а

как реальные предметы. Слепой ребенок не может самостоятельно

определить функциональные возможности нового, данного ему в руки

объекта. Он или выпускает его из рук, или совершает неспецифические 4

действия, поскольку предмет совершенно незнаком ребенку и не входит в

систему его связей с внешним миром. Поэтому ребенка необходимо обучать

всем специфическим и функциональным действиям с предметами,

показывать ему способы овладения предметом. Его необходимо учить даже

процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные

действия, речь. Обследование показало, что до двух с половиной лет слепые

дети трудно включаются в игровую ситуацию, рассчитанную на совершение

определенных предметных действий, заложенных в самом предмете.

Пример: играя с телефоном, они снимали трубку, прикладывали к уху,

говорили: «Алло». Но более сложные действия (набор цифр, нажатие

кнопок) дети не могли осуществить. Играя с заводной машинкой, дети

разбивали на два совершенно разных, отнесенных к различным предметам,

действия. Машинку катали, а для ключа искали скважину.( показывая тем

самым функциональное назначение ) Развитие предметной деятельности у

слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет

от неспецифических манипуляций к овладению функциональными

действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не

выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений

пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические

манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых

после двухлетнего возраста, однако, к концу третьего года жизни не у всех

детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная

деятельность. Тесная зависимость психического развития слепого от

обучения выявляется при формировании предметной деятельности. Чтобы

предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего

использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен

всеми элементами предметной деятельности. Он может узнать о назначении

предмета из разговоров взрослых и других источников, но действиям с

предметами в соответствии с их назначением он не может научиться

самостоятельно. Обучение действиям с предметами и игрушками Глубокое

нарушение зрения, прежде всего, отрицательно складывается на развитии

ориентировки ребенка в окружающем пространстве, на развитии действий с

предметами. Отсутствие зрительной информации обедняет чувственный

опыт, резко снижает возможности знакомства ребенка с предметами и

явлениями и может привести к снижению психической активности. Однако

правильное воспитание компенсирует недостатки психического развития,

связанной со слепотой, содействует активному познанию внешнего мира.

Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых

шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку,

строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий

распорядок дня не только дисциплинирует, но и способствует лучшей

ориентации слепого малыша во времени, так как он склонен путать день,

ночь. Tак же огромное значение в развитии слепого ребенка приобретают

игрушки. Слепому малышу нужны озвученные игрушки: погремушки,

резиновые пищащие зайчики, собачки, кошки. Они должны издавать

приятный не резкий звук. 5 Обучая незрячего ребенка хватанию,

необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине,

весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать

предмет. Сначала ребенок первое время будет недолго по времени просто

манипулировать. (от 8 - 24) Упражнения для развития речи слепых детей

раннего возраста. У слепых детей при нормальном развитие интеллекта и

отсутствии органических поражений речевых центров « речь развивается

примерно в те же сроки, что и хорошо видящих детей », так как глубокое

нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ребенка

речи. Хотя в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются

специфические особенности. Первой особенностью являются трудности в

овладении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это

связно с тем, что ребенок лишен возможности, наблюдать за движением губ

говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной

интонацией, с которой произносится каждая фраза. Поэтому речь слепого

ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой.

Артикуляционный аппарат ( губы, язык) его бывает недостаточно подвижен.

Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно

шипящих, свистящих, а также звуков « р», «л». Второй наиболее важной

особенностью речевого развития слепого ребенка является несоответствием

между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его

значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием

познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной

информации об окружающих предметах и явлениях, а информация,

получаемая им с помощью осязания, слуха и , если оно имеется,

остаточного зрения, еще очень скудна. Он еще не научился в достаточной

мере использовать свои сохранные органы чувств. Поэтому узнаваемые им

новые слова далеко не всегда имеют для него ясное значение. Однако ни в

коем случае нельзя останавливать ребенка, если он употребил в речи, то или

иное слово формально. « Употребление слов в их неточном значении все же

играет важную компенсаторную роль в речевом развитии слепого ребенка.

Такие слова дают приблизительное знание о том, чего слепой ребенок не

получить в своем чувственном опыте. На основе использования этих слов

он постоянно участвует в речевом общении с окружающими, где, кроме

того, усваивает и много доступных ему сведений, способствующих

развитию мышления, памяти, воображения ». Обучая малыша

произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом

можно провести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям

свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или

действуют. Поэтому обратить внимание ребенка на то, что прикасаться к

лицу нужно легкими движениями. Обучению правильной артикуляции,

произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый

просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется. Развитию

разговорной речи детей способствуют специальные дыхательные

упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка

дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как

«Подуем на кашку», «Подуем, как ветер ». Чтобы ощутить «ветер», ребенок

дует на руку. Теперь вновь обратимся ко второй особенности развития речи

слепого ребенка. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие

сохранные анализаторы ( включая и остаточное зрение), чем больше он

знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный

опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их

значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание

ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному

обследованию предметов, развитию слухового восприятия. Об этом

подробно говорится в разделе « Развитие действий с предметами». Особое

внимание следует обратить на следующее. Установлено, что «уровень

развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развитие

тонких движений пальцев рук». В отношениях слепого ребенка развитие

тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого

невозможно формирование правильных приемов осязательного

обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так

значимы, как глаза для зрячего. Учитывая это, к развитию тонких движений

пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую

помощь в этом оказать игры – потешки, такие, как «Сорока - белобока»,

«Пальчик – мальчик». Знакомя ребенка второго – третьего года жизни с

различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить

ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не

следует называть его сразу. Сначала надо спросить: « Что это» - и дать одну

– две минуты манипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии

ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно, задавать эти

вопросы, как взрослому, так и самому себе.



В раздел образования