Развитие личностных качеств учащихся при игре на фортепиано.
Автор: Шатырко Наталья Николаевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО "Гиагинская ДШИ Населённый пункт: Республика Адыгея станица Гиагинская Наименование материала: статья Тема: Развитие личностных качеств учащихся при игре на фортепиано. Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Шатырко Наталья Николаевна
преподаватель
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Гиагинская детская школа искусств»
муниципального образования
«Гиагинский район»
ст. Гиагинская
Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является
главной
задачей
на
музыкальных
занятиях
в
современном
обучении.
Овладение игрой на инструменте дает детям круг новых знаний и навыков.
Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи. Современный
процесс в музыкальном образовании должен быть сфокусирован на личности
ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения с
музыкой.
Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии
преподавателя.
Чуткий
педагог-
это,
прежде
всего,
прекрасный
знаток
сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому,
что в личности ребенка будет определяющим, какую позицию он займет по
отношению к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является
чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся
личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый
учитель
в
жизни
ребенка.
Преподаватель
по
классу
фортепиано
должен
обладать
высокой
культурой
общения,
богатым
и
гибким
воображением,
находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес
учащегося к труду и игре на фортепиано, желание преодолеть трудности и
достичь
поставленную
цель.
А
для
этого
педагог
должен
развивать
и
воспитывать личностные качества учащегося.
Личностные качества учащегося при игре на фортепиано- это воля,
внимание,
самостоятельность
мышления,
точность
в
выполнении
поставленной
цели
и
задачи,
систематичность
в
работе.
Эти
качества
стимулируют планомерное развитие необходимых навыков. Предпосылками
развития
воли
является
заинтересованность,
вызывающая
потребность
в
деятельности. Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются
в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Главный фактор в
воспитании
воли-
режим,
определённый
порядок
жизни
ребёнка.
Точное
выполнение
режима
приучает
ребёнка
к
порядку,
организованности,
дисциплине. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе цели, ему должен
указывать их педагог и родители. Педагогу следует обратить внимание на
привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за
инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребёнок должен устоять
против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал.
Отказ
от
этого
требует
определённого
напряжения
воли.
В
процессе
воспитания детям надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать
свою
волю,
ибо
волевые
качества
воспитываются
только
постоянной
тренировкой.
Внимание- следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У
детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Работая с
учеником важно с первых шагов учить ребёнка правильно распределять свое
внимание. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но
столь же быстро устают. Другие проявляют медлительность в работе, третьи-
и медлительность, и небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный
подход:
одних
приучать
к
тщательной
и
детальной
работе,
у
других-
поощрять самостоятельность и активность.
Выбор репертуара во многом определяется характером ученика. Для
преодоления заторможенности, флегматичности в характере
детей будут
важны
пьесы
с
активным
действием.
Для
учащихся
с
повышенной
импульсивностью можно рекомендовать пьесы созерцательного характера
для
воспитания
вдумчивости
и
умения
вслушиваться
в
исполняемое
произведение.
Воспитание
волевых
качеств-
настойчивости,
сосредоточенности,
внимания
и
других-
является
одним
из
важнейших
задач
музыкальной
педагогики.
Именно
наличие
внимания
способствует
быстрому
и
качественному освоению навыков и психомоторных актов, а настойчивость,
активность,
целеустремлённость-
способствуют
усовершенствованию
усвоенных
навыков
и
быстрому
продвижению
ученика.
Отсутствие
внимания, недостаточная организованность и не привычка к труду являются
часто причиной большого «отсева» ребят после первых года-двух обучения в
музыкальной
школе,
тогда
как
своевременная
тренировка
внимания
и
воспитание волевых качеств помогли бы маленькому музыканту преодолеть
самый
трудный,
самый
насыщенный-
начальный
период
обучения.
Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство вообще и
занятие музыкой в частности требуют постоянного и упорного труда, что
совершенство
в
исполнении
рождается
лишь
в
процессе
большой
и
длительной работы.
Задача
педагога
создать
специальные
условия,
в
которых
учебная
деятельность
станет
активной,
а
мышление
с
репродуктивного
уровня
поднимется
на
творческий
уровень.
Сегодня
педагог-пианист
должен
осуществлять
комплексное
развивающее
обучение:
развивать
слух
и
творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки,
интересно
проводить
уроки.
Для
достижения
развивающего
эффекта
теоретические сведения лучше объяснять в доступной для понимания форме.
Ученик
должен
получить
простое,
желательно
образное,
но
точное
определение всех необходимых понятий в музыке. Тогда за словами будет
стоять звуковой образ. Такая работа делает текст понятным, что облегчает
заучивание наизусть и ведёт к более осмысленному исполнению.
Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной,
оптимизирует
его
творческие
способности,
развивает
фантазию
и
воображение,
артистичность,
интеллект,
т.е.
формирует
универсальные
способности, важные для любой сферы деятельности.