Автор: Пономарева Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с № 333
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой край родной – моя Осетия"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на
просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города.
Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей.
Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего
народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и
достойными членами общества.
В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного
компонента содержания образования. Наблюдается рост национального
самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки,
приобщится к ним.
Ведущие
цели
Проекта – развитие умственных, творческих и
эмоциональных способностей детей дошкольного возраста через
знакомство с культурой Осетии.
Формирование гражданской
принадлежности, патриотических чувств
Задачи:
- познакомить детей с растительным и животным миром Осетии
- дать представления об особенностях быта осетин
- познакомить с традициями и обрядами осетинского народа
Старший дошкольный возраст (5-7л)
- углубление представлений ребенка о семье и ее истории,
- поощрение посильного участия в подготовке различных семейных праздников,
выполнение постоянных обязанностей по дому,
- формирование интереса к «малой Родине»,
- рассказы о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о
замечательных людях Осетии,
- формирование представлений о том, что Осетия – многонациональная
республика,
- знакомство с горбом, флагом, гимном республики.
Принципы и подходы к формированию проекта.
Проект составлен с учетом возрастной группы.
Проект
реализуется в
организационных и самостоятельных формах обучения. Основные
принципы построения и реализации проекта:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей,
- системность в отборе и предоставлении образовательного материала,
интеграция задач интеллектуально-познавательного, художественно-
эстетического, социально-нравственного развития дошкольников и
обогащение содержания образования,
- деятельный подход к организации образования, включение
познавательного компонента в разнообразные виды и формы детской
деятельности,
- сочетание наглядных и эмоционально-образных технологий обучения,
-открытость программ для повторения и уточнения образовательного
материала в течение года, месяца, недели, включая работу по
взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.
Компоненты патриотического воспитания
Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
Эмоционально-побудительный
(чувства ребенка к окружающему миру)
Деятельный
(отражение отношения к миру в деятельности)
- культура, традиции, творчество народное
- природа родного края, страны, деятельность человека в природе
- история страны, отраженная в памятниках, улицах
- символика
- любовь и чувство привязанности к родной семье
- интерес к жизни родного города
- гордость за достижения своей страны
- уважение к культуре и традициям
- восхищение народным творчеством
- любовь к родной природе, языку
- уважение к человеку-труженику и желание принять участие в труде
- труд
- игра
- продуктивная деятельность
- музыкальная деятельность
- познавательная деятельность
Тематический план
№ Тема
Цели
М/
ц
Содержание работы
1
1-я неделя
Знакомство с
республикой Осетия.
2-я неделя
Творчество народов
Осетии.
3-я неделя
Творчество народов
Осетии
4-я неделя
Творчество народов
Осетии
- Изучение герба, флага.
- Работа в ИЗО – уголке.
- Знакомство с осетинскими
народными пословицами и
поговорками о труде и
урожае...
- Продолжать знакомить с
устным народным
творчеством народов
Осетию
- Продолжать знакомить с
устным народным
творчеством народов
Осетию
09
Рассматривание
картинок.
Самостоятельная
художественная
деятельность «Герб,
флаг»
Занятие: Развитие
познавательных
способностей.
Заучивание пословицы и
поговорки.
Заучивание
стихотворения К. Л.
Хетагурова «Осень»
(«Кому что», изд. «ИР»,
1981 г.)
Чтение сказки
«Волшебная бусинка»
-
2
1-я неделя
Неделя К. Л.
Хетагурова.
2-я неделя
Осетинский орнамент.
3-я неделя
Осетинский орнамент
с усложнением.
4-я неделя
Осетинские игры.
- Тематическое занятие
«Коста - художник и поэт».
- Декоративное рисование
осетинского орнамента
«Поясок», «Коврик»,
«Блюдо».
. - Рисование осетинского
орнамента с усложнением.
Привитие любви к
народным играм.
10
Познакомить с семьёй, с
жизнью
,
с картинами, с их
содержанием.
Самостоятельная
художественная
деятельность .
Занятие: Развитие
детской деятельности
«Поясок», «Чепена».
Знакомство с
осетинскими играми.
3
«Люди – гордость и
любовь»
- Знакомство с осетинской
национальной одеждой.
- Изготовление атрибутов
для осетинского уголка.
- По мотивам народного
орнамента.
- Дать представления о
праздниках, традициях
осетинского народа.
- «Труд взрослых детского
11
Экскурсия в
краеведческий музей.
Работа с родителями.
Занятие: развитие
детской деятельности
«Шапочка».
Праздник «Джеоргуыба»
- День Святого Георгия.
сада» + рисован6ие « Наш
детский сад».
- Беседа по прочитанному,
инсценировка сказки.
Занятие: Развитие
познавательных
способностей .
Рассказывание
осетинской народной
сказки «Старый волк»
(Д/в № 2, 1989 г., стр. 73).
Разучивание народной
игры «Гаккарис».
4
Растительный и
животный мир
родного края.
Знакомство с
предметами быта
осетин.
- Знакомство с
растительным и животным
миром республики.
Рассматривание
иллюстраций художников
музея им. М. С. Туганова
(набор открыток).
- «Я и природа» (Беседа о
природе родного края, его
красоте, заботе человека) +
рисование или аппликация
по теме.
- «Знакомство с
предметами быта осетин и
их предназначением»
Рассказ воспитателя о
ремёслах осетинского
народа + рисование или
лепка «Блюдо» с
последующей росписью в
ИЗО – уголке.
- Разучивание народной
игры.
12
Рассматривание
альбомов о природе
родного края, знакомство
с красной книгой Осетии.
Занятие: Развитие
познавательных
способностей.
Занятие: Развитие
познавательных
способностей, работа в
ИЗО – уголке.
«Слепой медведь».
- Работа со средней
группой.
- Беседа по рассказанному
произведению,
инсценирование.
«Чепена».
Рассказывание
осетинской народной
сказки «У лжи короткие
ноги».
5
Рождество.
Старый Новый год.
Устное народное
творчество.
- Игры народов Кавказа.
- Беседа по прочитанному
рисование в ИЗО – уголке
по теме.
- Драматизация осетинской
сказки для гостей СОШ №
5.
01
Национальные игры по
выбору детей.
Рассказывание сказки
«Ох-ох и сын бедняка».
Вечер отдыха.
6
«Мои земляки –
защитники Отечества».
- Беседы детей с
родителями об их
профессиях.
- Закрепление знаний
пословиц и поговорок о
труде.
- «Трудовые будни
Моздокчан» рисование +
беседа.
- Привитие интереса к
спортивным народным
играм.
- «Мои земляки –
защитники Отечества».
02
Домашнее задание.
Чтение стихов, пословиц
и поговорок.
Занятие: Развитие
познавательных
способностей.
Разучивание осетинской
игры «Перетягивание
каната».
Занятие: тематическое.
Масленица.
7
Сельскохозяйственный
- Продолжать знакомить
03
Рассказ воспитателя о
труд народов Осетии.
«Мой край родной –
моя Осетия».
детей с творчеством
художника – иллюстратора
У. К. Канукова.
- Беседа о
сельскохозяйственном
труде, о нашем районе, о
машинах облегчающих труд
хлеборобов, закрепление
знаний зерновых культур.
- Архитектура, театры,
музыка, ремёсла, обычаи и
т.д.
- Дикламирование.
- «Мой край родной –
Осетия» - символика,
столица, национальные
обычаи.
- Инсценирование после
беседы.
художнике –
иллюстраторе У. К.
Канукове (Мамин-
Сибиряк «Сказка про
храброго зайца», изд.
«ИР», 1980 г.), (А. П.
Чехов «Белолобый», изд.
«ИР», 1982 г.), (К. И.
Чуковский «Телефон»),
(С. Михалков «А что у
вас»).
Праздник сева, выставки,
беседы по теме, по
возможности экскурсия в
поле.
Занятие: «Культура
Осетии».
Чтение стихотворения К.
Хетагурова «Весна».
Занятие: Развитие
познавательных
способностей.
Чтение осетинской
сказки «Сто друзей или
сто лошадей».
8
«Моздок – земли
заветный уголок».
- Знакомство со стихами о
дубе – ровеснике Моздока,
о Моздоке, о
04
Чтение стихов поэтов –
земляков (Л. Пальцева, Р.
Ермизина, Н. Субботина,
«Куадза».
девятиэтажном доме, о
Любови Кондратенко и др.
- Продолжать знакомить с
родным городом.
- Продолжать учить детей
перевоплощению, развитие
театрализованной
деятельности.
- «Кувшин» - лепка роспись
осетинского народного
орнамента стекой .
- Празднование Пасхи.
- «Лучший в мире городок –
наш Моздок» - беседа +
рисование или
конструирование.
В. Саакова и др.).
Рассматривание
альбома, папки –
раскладушки о Моздоке.
Целевая прогулка по
достопримечательным
местам родного города.
Рассказывание народной
сказки «Как Батраз
закалил себя».
Занятие: Развитие
детской деятельности.
«Куадза».
Занятие: Развитие
познавательных
способностей в форме
викторины или поля
чудес.
9
Обобщение
полученных за год
знаний о республике и
городе.
- Литературная викторина
по осетинским сказкам.
- «Мой Иристон».
Обобщение полученных
знаний.
- Закрепление знаний
детьми народных игр и
забав.
05
Развлечение.
Итоговое занятие.
Осетинские народные
игры в спортивном
празднике.
Разучивание народной
песни.
Игра с куклами в
национальной одежде.