Напоминание

"Мой край родной – моя Осетия"


Автор: Пономарева Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с № 333
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой край родной – моя Осетия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на

просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города.

Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей.

Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего

народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и

достойными членами общества.

В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного

компонента содержания образования. Наблюдается рост национального

самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки,

приобщится к ним.

Ведущие

цели

Проекта – развитие умственных, творческих и

эмоциональных способностей детей дошкольного возраста через

знакомство с культурой Осетии.

Формирование гражданской

принадлежности, патриотических чувств

Задачи:

- познакомить детей с растительным и животным миром Осетии

- дать представления об особенностях быта осетин

- познакомить с традициями и обрядами осетинского народа

Старший дошкольный возраст (5-7л)

- углубление представлений ребенка о семье и ее истории,

- поощрение посильного участия в подготовке различных семейных праздников,

выполнение постоянных обязанностей по дому,

- формирование интереса к «малой Родине»,

- рассказы о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о

замечательных людях Осетии,

- формирование представлений о том, что Осетия – многонациональная

республика,

- знакомство с горбом, флагом, гимном республики.

Принципы и подходы к формированию проекта.

Проект составлен с учетом возрастной группы.

Проект

реализуется в

организационных и самостоятельных формах обучения. Основные

принципы построения и реализации проекта:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей,

- системность в отборе и предоставлении образовательного материала,

интеграция задач интеллектуально-познавательного, художественно-

эстетического, социально-нравственного развития дошкольников и

обогащение содержания образования,

- деятельный подход к организации образования, включение

познавательного компонента в разнообразные виды и формы детской

деятельности,

- сочетание наглядных и эмоционально-образных технологий обучения,

-открытость программ для повторения и уточнения образовательного

материала в течение года, месяца, недели, включая работу по

взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.

Компоненты патриотического воспитания

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально-побудительный

(чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельный

(отражение отношения к миру в деятельности)

- культура, традиции, творчество народное

- природа родного края, страны, деятельность человека в природе

- история страны, отраженная в памятниках, улицах

- символика

- любовь и чувство привязанности к родной семье

- интерес к жизни родного города

- гордость за достижения своей страны

- уважение к культуре и традициям

- восхищение народным творчеством

- любовь к родной природе, языку

- уважение к человеку-труженику и желание принять участие в труде

- труд

- игра

- продуктивная деятельность

- музыкальная деятельность

- познавательная деятельность

Тематический план

№ Тема

Цели

М/

ц

Содержание работы

1

1-я неделя

Знакомство с

республикой Осетия.

2-я неделя

Творчество народов

Осетии.

3-я неделя

Творчество народов

Осетии

4-я неделя

Творчество народов

Осетии

- Изучение герба, флага.

- Работа в ИЗО – уголке.

- Знакомство с осетинскими

народными пословицами и

поговорками о труде и

урожае...

- Продолжать знакомить с

устным народным

творчеством народов

Осетию

- Продолжать знакомить с

устным народным

творчеством народов

Осетию

09

Рассматривание

картинок.

Самостоятельная

художественная

деятельность «Герб,

флаг»

Занятие: Развитие

познавательных

способностей.

Заучивание пословицы и

поговорки.

Заучивание

стихотворения К. Л.

Хетагурова «Осень»

(«Кому что», изд. «ИР»,

1981 г.)

Чтение сказки

«Волшебная бусинка»

-

2

1-я неделя

Неделя К. Л.

Хетагурова.

2-я неделя

Осетинский орнамент.

3-я неделя

Осетинский орнамент

с усложнением.

4-я неделя

Осетинские игры.

- Тематическое занятие

«Коста - художник и поэт».

- Декоративное рисование

осетинского орнамента

«Поясок», «Коврик»,

«Блюдо».

. - Рисование осетинского

орнамента с усложнением.

Привитие любви к

народным играм.

10

Познакомить с семьёй, с

жизнью

,

с картинами, с их

содержанием.

Самостоятельная

художественная

деятельность .

Занятие: Развитие

детской деятельности

«Поясок», «Чепена».

Знакомство с

осетинскими играми.

3

«Люди – гордость и

любовь»

- Знакомство с осетинской

национальной одеждой.

- Изготовление атрибутов

для осетинского уголка.

- По мотивам народного

орнамента.

- Дать представления о

праздниках, традициях

осетинского народа.

- «Труд взрослых детского

11

Экскурсия в

краеведческий музей.

Работа с родителями.

Занятие: развитие

детской деятельности

«Шапочка».

Праздник «Джеоргуыба»

- День Святого Георгия.

сада» + рисован6ие « Наш

детский сад».

- Беседа по прочитанному,

инсценировка сказки.

Занятие: Развитие

познавательных

способностей .

Рассказывание

осетинской народной

сказки «Старый волк»

(Д/в № 2, 1989 г., стр. 73).

Разучивание народной

игры «Гаккарис».

4

Растительный и

животный мир

родного края.

Знакомство с

предметами быта

осетин.

- Знакомство с

растительным и животным

миром республики.

Рассматривание

иллюстраций художников

музея им. М. С. Туганова

(набор открыток).

- «Я и природа» (Беседа о

природе родного края, его

красоте, заботе человека) +

рисование или аппликация

по теме.

- «Знакомство с

предметами быта осетин и

их предназначением»

Рассказ воспитателя о

ремёслах осетинского

народа + рисование или

лепка «Блюдо» с

последующей росписью в

ИЗО – уголке.

- Разучивание народной

игры.

12

Рассматривание

альбомов о природе

родного края, знакомство

с красной книгой Осетии.

Занятие: Развитие

познавательных

способностей.

Занятие: Развитие

познавательных

способностей, работа в

ИЗО – уголке.

«Слепой медведь».

- Работа со средней

группой.

- Беседа по рассказанному

произведению,

инсценирование.

«Чепена».

Рассказывание

осетинской народной

сказки «У лжи короткие

ноги».

5

Рождество.

Старый Новый год.

Устное народное

творчество.

- Игры народов Кавказа.

- Беседа по прочитанному

рисование в ИЗО – уголке

по теме.

- Драматизация осетинской

сказки для гостей СОШ №

5.

01

Национальные игры по

выбору детей.

Рассказывание сказки

«Ох-ох и сын бедняка».

Вечер отдыха.

6

«Мои земляки –

защитники Отечества».

- Беседы детей с

родителями об их

профессиях.

- Закрепление знаний

пословиц и поговорок о

труде.

- «Трудовые будни

Моздокчан» рисование +

беседа.

- Привитие интереса к

спортивным народным

играм.

- «Мои земляки –

защитники Отечества».

02

Домашнее задание.

Чтение стихов, пословиц

и поговорок.

Занятие: Развитие

познавательных

способностей.

Разучивание осетинской

игры «Перетягивание

каната».

Занятие: тематическое.

Масленица.

7

Сельскохозяйственный

- Продолжать знакомить

03

Рассказ воспитателя о

труд народов Осетии.

«Мой край родной –

моя Осетия».

детей с творчеством

художника – иллюстратора

У. К. Канукова.

- Беседа о

сельскохозяйственном

труде, о нашем районе, о

машинах облегчающих труд

хлеборобов, закрепление

знаний зерновых культур.

- Архитектура, театры,

музыка, ремёсла, обычаи и

т.д.

- Дикламирование.

- «Мой край родной –

Осетия» - символика,

столица, национальные

обычаи.

- Инсценирование после

беседы.

художнике –

иллюстраторе У. К.

Канукове (Мамин-

Сибиряк «Сказка про

храброго зайца», изд.

«ИР», 1980 г.), (А. П.

Чехов «Белолобый», изд.

«ИР», 1982 г.), (К. И.

Чуковский «Телефон»),

(С. Михалков «А что у

вас»).

Праздник сева, выставки,

беседы по теме, по

возможности экскурсия в

поле.

Занятие: «Культура

Осетии».

Чтение стихотворения К.

Хетагурова «Весна».

Занятие: Развитие

познавательных

способностей.

Чтение осетинской

сказки «Сто друзей или

сто лошадей».

8

«Моздок – земли

заветный уголок».

- Знакомство со стихами о

дубе – ровеснике Моздока,

о Моздоке, о

04

Чтение стихов поэтов –

земляков (Л. Пальцева, Р.

Ермизина, Н. Субботина,

«Куадза».

девятиэтажном доме, о

Любови Кондратенко и др.

- Продолжать знакомить с

родным городом.

- Продолжать учить детей

перевоплощению, развитие

театрализованной

деятельности.

- «Кувшин» - лепка роспись

осетинского народного

орнамента стекой .

- Празднование Пасхи.

- «Лучший в мире городок –

наш Моздок» - беседа +

рисование или

конструирование.

В. Саакова и др.).

Рассматривание

альбома, папки –

раскладушки о Моздоке.

Целевая прогулка по

достопримечательным

местам родного города.

Рассказывание народной

сказки «Как Батраз

закалил себя».

Занятие: Развитие

детской деятельности.

«Куадза».

Занятие: Развитие

познавательных

способностей в форме

викторины или поля

чудес.

9

Обобщение

полученных за год

знаний о республике и

городе.

- Литературная викторина

по осетинским сказкам.

- «Мой Иристон».

Обобщение полученных

знаний.

- Закрепление знаний

детьми народных игр и

забав.

05

Развлечение.

Итоговое занятие.

Осетинские народные

игры в спортивном

празднике.

Разучивание народной

песни.

Игра с куклами в

национальной одежде.



В раздел образования