Автор: Агафонова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Актуальность: Признание современным обществом уникальности и
самоценности
детства,
демографическая
политика
государства
предполагает
обновление
содержания
дошкольного
образования.
В
«Концепции
содержания
непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» среди приоритетных
задач
выделена
задача
«обеспечения
эмоционального
благополучия
каждого
ребенка,
развитие
его
положительного
самоощущения»,
там
же отмечена
необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-
ценностному,
социально-личностному,
познавательному,
эстетическому
развитию
ребенка и сохранению его индивидуальности» [1]. В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования сосредоточено внимание на
охране
и
укреплении
эмоционального
благополучия
детей,
развитии
у
них
э с т е т и ч е с к и х
ч у вс т в ,
эм о ц и о н а л ь н о - н р а вс т ве н н о й
о т з ы вч и в о с т и ,
доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Решению
указанных
задач
должно
способствовать
повышение
уровня
эмоционального
развития детей [3].
Развитие и формирование эмоций происходит на протяжении всего периода
дошкольного детства. Однако сенситивным периодом для развития эмоциональной
сферы
ребенка
является
ранний
возраст,
в
котором
наиболее
интенсивно
формируется
его
психика,
закладываются
основные
личностные
образования
и
когнитивные характеристики, восприятие окружающего носит непосредственный
эмоциональный характер.
Эмоциональное
развитие
как
важнейшая
характеристика
личности
рассматривается
в
работах
отечественных
исследователей
(Е.И.
Изотова,
Е.В.
Никифорова, Н.С. Ульянова, и др.).
По мнению современных ученых Новоселовой, Парамоновой, Урунтаевой и
др, развитию эмоциональной сферы личности, в наибольшей степени способствует
театрально-игровая деятельность [4].
Однако
на
практике
развитию
эмоциональной
сферы
ребенка
раннего
возраста
уделяется недостаточно внимания. В настоящее время ее используют
больше для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста,
а в повседневной жизни групп детей раннего возраста работа по использованию
театрально-игровой деятельности ведется бессистемно, эпизодически, зачастую для
того, чтобы привлечь внимание детей.
Как следствие, в практике наблюдаются нарушения психо - эмоционального
развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в
общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию
чувств. Следствием этого является то, усложняется процесс вхождения ребенка
раннего возраста в новую социальную ситуацию [5].
Таким образом, выявленные противоречия между широкими возможностями
театрально-игровой
деятельности
как
средство
эмоционального
развития
дошкольников и недостаточным использованием ее в эмоциональном развитии детей
раннего возраста, обозначили актуальность разработки нашего проекта.
Цель: Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития
эмоциональной сферы детей раннего возраста.
1.
Общие положения
Проект разработан в соответствии с :
Федеральным Законом от 23.12. 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании
в
Российской Федерации» [2];
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования (Приказ Минобразования России №1155 от 17.10.2013 года);
База
создания
и
реализация
проекта:
МБДОУ
№
27,
группа
детей
раннего
возраста №2.
Основными участниками являются:
воспитатели группы
дети группы
2
музыкальный работник
родители
Тип проекта: творческий, игровой.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации: учебный 2015 – 2016 год
учет принципов построения развивающей среды
опора
на
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия
между
воспитателем и ребенком.
2. Организационный компонент
1. Условия создания:
реализация
идей
и
задач
общеобразовательной
Программы
воспитания
и
обучения в детском саду - Под ред. М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой,
Т.С.
Комаровой.
учет принципов построения развивающей среды
опора
на
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия
между
воспитателем и ребенком.
3. Проектирование
Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития
эмоциональной сферы детей раннего возраста по следующим направлениям:
- создание комфортных, благоприятных условий для развития эмоциональной
сферы ребенка с помощью театрально-игровой деятельности.
- приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра;
- расширить взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию
в творческой деятельности группы.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
3
«Физическое развитие»
Предполагаемый результат:
создание
положительной
эмоциональной
среды
общения
между
детьми,
родителями и воспитателями;
пополнение развивающей предметно - пространственной среды
(костюмы,
декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры, различные
виды театра).
повышение активности родителей в образовательном процессе группы.
3.1. Содержательный компонент проекта представлен в Приложении 1.
Результаты проектной работы:
1.
Разработан перспективный план по включению элементов театральной игры в
режимные моменты, групповые и индивидуальные занятия, дидактические и
подвижные игры.
2.
Разработаны
сценарии
праздников,
конспекты
развлечений
с
элементами
театрально - игровой деятельности.
3.
Создание
творческих
групп
родителей для
выполнения
групповых
и
индивидуальных заданий по изготовлению театральных атрибутов.
4.
Разработка
и
проведение
инновационных
форм
работы
с
родителями:
организация
творческих
выставок,
непосредственное
участие
родителей
в
праздниках и развлечениях.
5.
Оформление театрально – игровой среды в группе, создание разных видов
театра.
6.
Фотоотчет о результатах работы.
Таким
образом,
представленный
нами
проект
по
организации
театрально-
игровой деятельности позволяет:
разнообразно активизировать развитие эмоциональной сферы детей.
стабилизировать
эмоционально
комфортную
атмосферу
в
группе
и
содействовать благоприятному эмоциональному настрою.
обеспечить эмоциональную включенность детей в совместную со взрослым
деятельность и в ситуации социального взаимодействия.
4
расширить сотрудничество с родителями.
повысить эффективность педагогической деятельности воспитателей.
Практическая
значимость:
разработанный
проект
по
организации
театрально-
игровой деятельности детей раннего возраста может быть использован в практике
дошкольных образовательных учреждений.
Используемые источники и литература:
1.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено)
утверждена
Федеральным
координационным
советом
по
общему
образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
2.
Федеральный
Закон
от
23.12.
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации».
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования:
утвержден
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации 25 ноября 2013 – М: Сфера, 2014.
4.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2006.
5.
Артемова
Л.В.
Театрализованные
игры
дошкольников.-
М.,
Просвещение,
2011.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проект «Организация театрально-игровой среды для развития
эмоциональной сферы детей раннего возраста»
Мероприятия
Сроки
ответственные
Результат
Подготовительный этап
Подбор,
изучение
и
анализ
методической
литературы и пособий,
н е о б х о д и м ы х
д л я
работы по проекту
сентябр
ь
Воспитатели
Изучена литература по теме.
Определены
цели
и
задачи
проекта.
Перспективное
планирование
в о с п и т а т е л я
п о
театрально
–
игровой
деятельности.
сентябр
ь -
октябрь
Воспитатели
Разработан
перспективный
п л а н
п о
в к л ю ч е н и ю
элементов
театральной
игры
в
р е ж и м н ы е
м о м е н т ы ,
групповые и индивидуальные
занятия,
дидактические
и
подвижные игры.
К о н с у л ь т а ц и я
н а
родительском собрании
на
тему:
«Театр
как
средство
развития
и
в о с п и т а н и я
д е т е й
младшего
дошкольного
возраста»
октябрь
Воспитатели
Проведено
анкетирование
с
родителями по выявлению их
з а п р о с о в ,
и н т е р е с о в ,
пожеланий и способностей в
т о й
и л и
и н о й
о б л а с т и
деятельности.
О ф о р м л е н а
н а г л я д н а я
информация
в
родительский
уголок: консультации.
Осенний
праздник «Ай
да
репка!»,
оснащение
среды к празднику.
октябрь
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
родители
Р а з р а б о т а н
с ц е н а р и й
праздника,
п р и вл еч е н и е
родителей
к
изготовлению
декораций.
З и м н и й
п р а з д н и к
«Огоньки
горят
н а
ёлке».
декабрь
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
родители
Р а з р а б о т а н
с ц е н а р и й
праздника,
п р и вл еч е н и е
родителей
к
украшению
группы.
Ве сенний
п р а зд н и к
«Весенние гости»
февраль
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
родители
Р а з р а б о т а н
с ц е н а р и й
праздника,
п р и вл еч е н и е
родителей
к
украшению
группы.
Основной этап
Создание
творческой
группы
родителей
для
г р у п п о в ы х
и
октябрь-
март
Воспитатели,
родители
Организована работа по
с родителями:
-
связать
шапочки
-
маски,
6
индивидуальных
заданий.
пальчиковый театр;
-
приобрести
настольный
театр;
-
и з го т о в и т ь
ш и р м у
и
подставки – ладошки;
-
приобрести
новые
книги,
раскраски,
дидактические
игры, пазлы.
- пополнить музыкальный
уголок.
-
п о п о л н е н и е
у г о л к а
«ряженья».
- создать альбом по русским
народным сказкам.
Заключительный этап
Организация
выставок
р а б от
р од ит е ле й
в
группе.
апрель
Воспитатели
Налажено взаимодействие, у
родителей появился интерес к
т е а т р у
и
с о в м е с т н о й
деятельности.
Оформление
театрально
–
игровой
среды
апрель
Воспитатели
О ф о р м л е н ы
к а р т о т е к и ,
конспекты к развлечениям и
сказкам,
ф о т о о т ч ё т ы ,
консультации.
О б о б щ е н и е
и
представление опыта.
май
Воспитатели,
методист
Выступление
на
итоговом
педсовете с презентацией.
7