Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ


Автор: Агафонова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Актуальность: Признание современным обществом уникальности и

самоценности

детства,

демографическая

политика

государства

предполагает

обновление

содержания

дошкольного

образования.

В

«Концепции

содержания

непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» среди приоритетных

задач

выделена

задача

«обеспечения

эмоционального

благополучия

каждого

ребенка,

развитие

его

положительного

самоощущения»,

там

же отмечена

необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-

ценностному,

социально-личностному,

познавательному,

эстетическому

развитию

ребенка и сохранению его индивидуальности» [1]. В Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования сосредоточено внимание на

охране

и

укреплении

эмоционального

благополучия

детей,

развитии

у

них

э с т е т и ч е с к и х

ч у вс т в ,

эм о ц и о н а л ь н о - н р а вс т ве н н о й

о т з ы вч и в о с т и ,

доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Решению

указанных

задач

должно

способствовать

повышение

уровня

эмоционального

развития детей [3].

Развитие и формирование эмоций происходит на протяжении всего периода

дошкольного детства. Однако сенситивным периодом для развития эмоциональной

сферы

ребенка

является

ранний

возраст,

в

котором

наиболее

интенсивно

формируется

его

психика,

закладываются

основные

личностные

образования

и

когнитивные характеристики, восприятие окружающего носит непосредственный

эмоциональный характер.

Эмоциональное

развитие

как

важнейшая

характеристика

личности

рассматривается

в

работах

отечественных

исследователей

(Е.И.

Изотова,

Е.В.

Никифорова, Н.С. Ульянова, и др.).

По мнению современных ученых Новоселовой, Парамоновой, Урунтаевой и

др, развитию эмоциональной сферы личности, в наибольшей степени способствует

театрально-игровая деятельность [4].

Однако

на

практике

развитию

эмоциональной

сферы

ребенка

раннего

возраста

уделяется недостаточно внимания. В настоящее время ее используют

больше для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста,

а в повседневной жизни групп детей раннего возраста работа по использованию

театрально-игровой деятельности ведется бессистемно, эпизодически, зачастую для

того, чтобы привлечь внимание детей.

Как следствие, в практике наблюдаются нарушения психо - эмоционального

развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в

общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию

чувств. Следствием этого является то, усложняется процесс вхождения ребенка

раннего возраста в новую социальную ситуацию [5].

Таким образом, выявленные противоречия между широкими возможностями

театрально-игровой

деятельности

как

средство

эмоционального

развития

дошкольников и недостаточным использованием ее в эмоциональном развитии детей

раннего возраста, обозначили актуальность разработки нашего проекта.

Цель: Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития

эмоциональной сферы детей раннего возраста.

1.

Общие положения

Проект разработан в соответствии с :

Федеральным Законом от 23.12. 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании

в

Российской Федерации» [2];

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования (Приказ Минобразования России №1155 от 17.10.2013 года);

База

создания

и

реализация

проекта:

МБДОУ

27,

группа

детей

раннего

возраста №2.

Основными участниками являются:

воспитатели группы

дети группы

2

музыкальный работник

родители

Тип проекта: творческий, игровой.

Вид проекта: групповой.

Сроки реализации: учебный 2015 – 2016 год

учет принципов построения развивающей среды

опора

на

личностно-ориентированную

модель

взаимодействия

между

воспитателем и ребенком.

2. Организационный компонент

1. Условия создания:

реализация

идей

и

задач

общеобразовательной

Программы

воспитания

и

обучения в детском саду - Под ред. М.А.Васильевой,

В.В.Гербовой,

Т.С.

Комаровой.

учет принципов построения развивающей среды

опора

на

личностно-ориентированную

модель

взаимодействия

между

воспитателем и ребенком.

3. Проектирование

Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития

эмоциональной сферы детей раннего возраста по следующим направлениям:

- создание комфортных, благоприятных условий для развития эмоциональной

сферы ребенка с помощью театрально-игровой деятельности.

- приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра;

- расширить взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию

в творческой деятельности группы.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3

«Физическое развитие»

Предполагаемый результат:

создание

положительной

эмоциональной

среды

общения

между

детьми,

родителями и воспитателями;

пополнение развивающей предметно - пространственной среды

(костюмы,

декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры, различные

виды театра).

повышение активности родителей в образовательном процессе группы.

3.1. Содержательный компонент проекта представлен в Приложении 1.

Результаты проектной работы:

1.

Разработан перспективный план по включению элементов театральной игры в

режимные моменты, групповые и индивидуальные занятия, дидактические и

подвижные игры.

2.

Разработаны

сценарии

праздников,

конспекты

развлечений

с

элементами

театрально - игровой деятельности.

3.

Создание

творческих

групп

родителей для

выполнения

групповых

и

индивидуальных заданий по изготовлению театральных атрибутов.

4.

Разработка

и

проведение

инновационных

форм

работы

с

родителями:

организация

творческих

выставок,

непосредственное

участие

родителей

в

праздниках и развлечениях.

5.

Оформление театрально – игровой среды в группе, создание разных видов

театра.

6.

Фотоотчет о результатах работы.

Таким

образом,

представленный

нами

проект

по

организации

театрально-

игровой деятельности позволяет:

разнообразно активизировать развитие эмоциональной сферы детей.

стабилизировать

эмоционально

комфортную

атмосферу

в

группе

и

содействовать благоприятному эмоциональному настрою.

обеспечить эмоциональную включенность детей в совместную со взрослым

деятельность и в ситуации социального взаимодействия.

4

расширить сотрудничество с родителями.

повысить эффективность педагогической деятельности воспитателей.

Практическая

значимость:

разработанный

проект

по

организации

театрально-

игровой деятельности детей раннего возраста может быть использован в практике

дошкольных образовательных учреждений.

Используемые источники и литература:

1.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное

звено)

утверждена

Федеральным

координационным

советом

по

общему

образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

2.

Федеральный

Закон

от

23.12.

2012

г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации».

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования:

утвержден

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации 25 ноября 2013 – М: Сфера, 2014.

4.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,

2006.

5.

Артемова

Л.В.

Театрализованные

игры

дошкольников.-

М.,

Просвещение,

2011.

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект «Организация театрально-игровой среды для развития

эмоциональной сферы детей раннего возраста»

Мероприятия

Сроки

ответственные

Результат

Подготовительный этап

Подбор,

изучение

и

анализ

методической

литературы и пособий,

н е о б х о д и м ы х

д л я

работы по проекту

сентябр

ь

Воспитатели

Изучена литература по теме.

Определены

цели

и

задачи

проекта.

Перспективное

планирование

в о с п и т а т е л я

п о

театрально

игровой

деятельности.

сентябр

ь -

октябрь

Воспитатели

Разработан

перспективный

п л а н

п о

в к л ю ч е н и ю

элементов

театральной

игры

в

р е ж и м н ы е

м о м е н т ы ,

групповые и индивидуальные

занятия,

дидактические

и

подвижные игры.

К о н с у л ь т а ц и я

н а

родительском собрании

на

тему:

«Театр

как

средство

развития

и

в о с п и т а н и я

д е т е й

младшего

дошкольного

возраста»

октябрь

Воспитатели

Проведено

анкетирование

с

родителями по выявлению их

з а п р о с о в ,

и н т е р е с о в ,

пожеланий и способностей в

т о й

и л и

и н о й

о б л а с т и

деятельности.

О ф о р м л е н а

н а г л я д н а я

информация

в

родительский

уголок: консультации.

Осенний

праздник «Ай

да

репка!»,

оснащение

среды к празднику.

октябрь

Воспитатели,

музыкальный

руководитель,

родители

Р а з р а б о т а н

с ц е н а р и й

праздника,

п р и вл еч е н и е

родителей

к

изготовлению

декораций.

З и м н и й

п р а з д н и к

«Огоньки

горят

н а

ёлке».

декабрь

Воспитатели,

музыкальный

руководитель,

родители

Р а з р а б о т а н

с ц е н а р и й

праздника,

п р и вл еч е н и е

родителей

к

украшению

группы.

Ве сенний

п р а зд н и к

«Весенние гости»

февраль

Воспитатели,

музыкальный

руководитель,

родители

Р а з р а б о т а н

с ц е н а р и й

праздника,

п р и вл еч е н и е

родителей

к

украшению

группы.

Основной этап

Создание

творческой

группы

родителей

для

г р у п п о в ы х

и

октябрь-

март

Воспитатели,

родители

Организована работа по

с родителями:

-

связать

шапочки

-

маски,

6

индивидуальных

заданий.

пальчиковый театр;

-

приобрести

настольный

театр;

-

и з го т о в и т ь

ш и р м у

и

подставки – ладошки;

-

приобрести

новые

книги,

раскраски,

дидактические

игры, пазлы.

- пополнить музыкальный

уголок.

-

п о п о л н е н и е

у г о л к а

«ряженья».

- создать альбом по русским

народным сказкам.

Заключительный этап

Организация

выставок

р а б от

р од ит е ле й

в

группе.

апрель

Воспитатели

Налажено взаимодействие, у

родителей появился интерес к

т е а т р у

и

с о в м е с т н о й

деятельности.

Оформление

театрально

игровой

среды

апрель

Воспитатели

О ф о р м л е н ы

к а р т о т е к и ,

конспекты к развлечениям и

сказкам,

ф о т о о т ч ё т ы ,

консультации.

О б о б щ е н и е

и

представление опыта.

май

Воспитатели,

методист

Выступление

на

итоговом

педсовете с презентацией.

7



В раздел образования