Напоминание

"Русская матрёшка"


Автор: Агафонова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: проект
Тема: "Русская матрёшка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 комбинированного вида»

Краткосрочный проект

во второй группе раннего возраста

«Русская матрёшка»

Подготовила воспитатель:

Агафонова А.А.

г. Мончегорск, 2017

"Мы уверены в том, что народная игрушка является,

при тщательном ее изучении, неисчерпаемым

источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

Актуальность: Данный проект разработан в силу актуальности на сегодняшний

день проблемы художественно - эстетического воспитания дошкольников

Проект

направлен

на

решение

вопросов

приобщения

дошкольников

к

искусству.

Содержание

расширено

за

счет

включение

задач

педагогического

просвещения

родителей,

вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс,

повышение роли семьи в современном обществе, воспитания детей на традициях

народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная

фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает

внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки

надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Цель: Воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству

развития интеллекта, речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи:

- формировать представления о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в

разных видах детской деятельности

- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую

моторику рук;

- обогащать словарный запас дошкольников;

Проблема: В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем –

либо

удивить.

Целенаправленное

ознакомление

детей

с

русской

игрушкой

матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг

представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для

ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив

их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Предмет проекта: Матрёшка.

Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный,

Участники:

дети

второй

группы

раннего

возраста,

родители,

воспитатели,

физкультурный и музыкальный работники.

Предполагаемый

результат: Заинтересованность

детей

русской

народной

игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности. Приобретение

детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.

Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в

детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.

Предметно – развивающая среда:

- игрушки матрёшки;

- иллюстрации матрёшек;

- дидактические игры.

Направление реализации проекта:

- совместная деятельность с детьми;

- взаимосвязь с родителями.

Срок реализации: 2 недели, с 20.03.2017 по 31.03.2017

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

1.

Определение темы проекта.

2.

Формирование цели и определение задач.

3.

Подбор материала по теме проекта.

4.

Составление плана основного этапа работы.

5.

Подборка нужной литературы

6.

Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках - матрёшках.

7.

Рассматривание игрушки матрёшки.

8.

Подготовка наглядно – дидактического материала и его рассматривание.

II этап - Основной. Организация практической работы над проектом.

1.

Подбор методической и художественной литературы.

2.

Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка- Матрешка».

3.

Образовательная деятельность:

Познавательно-исследовательская деятельность.

ОД: «Один – много» (умение группировать предметы)

ОД: «Мы – матрёшки, мы – сестрички»

ОД: «Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька»

ОД по формированию целостной картины мира «Расписная матрёшка»

Речевое развитие

- Рассматривание изображений разных матрёшек.

- Чтение стихов, потешек и загадок о матрёшке.

Художественно –эстетическое развитие

- Рисование: «Нарядим матрёшку», «Укрась платочек для матрёшки»; коллективная

работа «Укрась сарафан для матрёшки»

- Лепка: «Мама печет баранки», «Погремушка».

Музыка

- развлечение: «В гости к нам пришла Матрёшка».

Игровая деятельность.

- Дидактические игры: «Укрась Матрёшку»,

«Найди такую же»,

«Сложи Матрёшку по образцу»,

«Составь Матрёшку»,

«Разложи по величине»,

«Укрась Матрёшку»

- Пальчиковая гимнастика - «Мы – красавицы матрешки»

- Физкультминутки «Весёлые матрёшки», «Маша-растеряша»

Физическая деятельность

- развлечение: «Матрёшка в гостях у ребят»

- подвижные игры: «Бегите к матрешке!», «Шли матрешки по дорожке».

III этап – Заключительный

1.

Работа с информацией, дополнительной литературой;

2.

Выполнение оформления проекта.

3.

Домашнее задание для первой группы родителей: книжка- малышка.

4.

Выставка

«Матрешка»

-

авторские

работы

второй

группы

родителей,

выполненная из любого материала.

5.

Консультация «Игры с матрёшкой».

Итог проекта:

- Разработка конспектов ОД.

- Выставка: «Книжка - малышка», рукотворная матрёшка (сделаны родителями)

- Оформление папки для родителей «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

- Картотека потешек, стихотворений, физминуток, загадок о матрёшках.

- Родительское собрание в форме круглого стола.

- Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта дети узнали, что матрёшка появилась давно.

Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-

своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. В группе дети раскрасили

своих матрёшек, на родительском собрании родители своих.

Считаем, что проект не прошёл зря и дети узнали, а главное запомнили много

нового о красавице матрёшке.

Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так

нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В

русской

игрушке,

отразились

народные

представления

о

мире,

добре,

красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Список литературы:

Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные

куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей

дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.

Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.:

Паритет, 2010.

Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

"Игры с матрешкой"(памятка для родителей)

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь

вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление

половинок – покажите, как смешно, когда две половинки не совпадают.

Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку

в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию).

Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой

возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится

выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок

догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с

другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на

две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора,

строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит,

какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в

них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые

тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий

можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны

естественно вплетаться в сюжет игры.

4. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую,

среднюю, двух самых низких матрешек.

5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или

названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте

им имена по названиям пальцев.

6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как

стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить

матрешки по местам.

7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или

горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и

положить в матрешку столько же горошинок.

8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте

каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня.

Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые

происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на

“старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.

9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах.

Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пальчиковая гимнастика: «Мы – красавицы матрешки»

Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена. (На обоих руках зажимаем по одному пальчику)

Два – Малаша,

Мила – три.

Четыре – Маша.

Маргарита – это пять.

Нас не трудно сосчитать. (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)

В. Степанов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ФИЗМИНУТКА

“ВЕСЁЛЫЕ МАТРЕШКИ”:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево -вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (хлопают в ладоши)

ФИЗМИНУТКА

«МАША - РАСТЕРЯША»

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет, (руки вперёд, в стороны)

Под кроватью нет. (руки вниз, в стороны)

Вот какая Маша, (наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным

пальцем)

Маша растеряша!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект ОД «Мама печет баранки»

Цели: реализовать самостоятельную творческую деятельность детей, вызывать у

детей интерес к лепке, развивать умение отламывать кусочки теста от большого

куска,

развивать

творческие

способности

детей.

развивать

навыки

общения

и

взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым; развивать у детей чувство

сопереживания,

готовности

помочь

друг

другу.

Продолжить

учить

раскатывать

прямыми движениями ладоней «палочку», учить соединять два конца «палочки»,

чтоб получился баранок;

Материал

и

оборудование:

пластилин,

салфетки,

фартуки,

баранки

и

печенье,

детская посуда: чайник, кружки, тарелки.

Звучит стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел?

Дети, открывают дверь: Матрёшка

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуй матрёшка

Воспитатель(гостям): Проходи

Воспитатель(детям): Ребята, чем будем угощать гостей?

Дети: Баранками, и чаем.

Воспитатель: А вы любите баранки?

Дети: Да!

Воспитатель:

Молодцы! Давайте с вами поиграем: я буду мама, а вы мои дети.

Сейчас вы будете моими помощниками. Напечем нашей гостье баранок?

Дети: Да.

2) Подготовка к лепке (2мин)

Воспитатель: Перед тем как лепить баранки, что мама одевает?

Дети: Фартук

Воспитатель: Давайте оденем фартуки

Воспитатель показывает детям пластилин

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках?

Дети: Пластилин

Воспитатель: Ребята, как лепить из пластилина, что надо сделать сначала?

Дети: Разогреть его в руках

3) Пальчиковая гимнастика. ( 1мин.)

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто».

Замешу я с мамой тесто:

Молоко, мука и соль.

Не сидит тесто на месте,

Убежало тесто, ой!

Воспитатель:

Молодцы

ребята.

Хорошо

пальчиковую

гимнастику

сделали

и

разогрели свои ручки.

4) Показ баранка. ( 2мин.)

Воспитатель показывает детям баранки.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую форму имеет баранок?

Дети: Круглую форму.

Воспитатель:

Вот у меня на подносе лежат печенья и баранки. Кто покажет мне

баранок?

Дети: Вот баранок.

Воспитатель: Баранок очень похож на колечко от пирамидки. Он имеет круглую

форму. Но это не шарик. Поэтому лепить мы его будем по-другому. Сначала из

комочка теста мы раскатаем палочку, колбаску. (Показываю приемы раскатывания

«палочки» прямыми круговыми движениями.) Вот такая палочка получилась у меня.

Но ведь нам нужен баранок. Как мне его сделать?

Дети: Соединить палочку.

Воспитатель: Чтобы у нас получился красивый баранок, мы должны соединить два

конца «палочки». (показываю) Вот и готов мой баранок. Ребята, а вы будете печь

баранки? Покажите, как вы будете раскатывать «палочку». (дети выполняют прямые

движения ладонями рук).

Воспитатель: А какую форму имеет наш баранок? Нарисуйте пальчиком в воздухе.

(Дети рисуют пальчиком в воздухе круг.)

Воспитатель: Правильно. Теперь я уверена, что у вас получатся замечательные

баранки.

5) Лепка баранка. (5мин.)

Воспитатель и дети берут в руки пластилин.

Воспитатель: Аккуратно в руки берем пластилин. Отламываем себе кусочки.

Дети отламывают кусочки от большого куска.

Воспитатель: Раскатываем прямыми движениями ладоней «палочку».

Воспитатель: Соединяем два конца «палочки».

Воспитатель: Кому нужна помощь?

Воспитатель: Все баранки готовы. Давайте вспомним, для кого мы сегодня лепили

баранки?

Дети: Для матрёшки

Воспитатель: Кладем баранки для нашей матрёшки на тарелочки.

Дети под руководством воспитателя кладут баранки на тарелочки.

Воспитатель: Какие красивые баранки у вас получились! Посмотрите на свои ручки.

Чистые они?

Дети: Руки испачканы пластилином.

Воспитатель: Сухими салфетками протираем наши ручки и дощечки.

Дети прибирают за собой рабочее место.

Воспитатель: Ребята, что вы делали сегодня на занятии?

Дети: Лепили баранки.

Воспитатель: Как вы лепили баранки?

Дети: Два конца «Палочки» соединяли в баранки.

Воспитатель:

Матрёшка, кушай наши баранки с удовольствием, да нас хвали, мы старались!!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект ОД «Мы-матрёшки, мы — сестрички»

Цель: Учить детей выделять величину как особые признаки предметов,

сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в

качестве образца, подбирая пары, группы.

Задачи:

• учить детей выделять величину как особые признаки предметов,

• сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в

качестве образца, подбирая пары, группы,

• обогащать словарный запас детей прилагательными: большой, маленький,

красивый,

• расширять и активизировать словарь детей путем обогащения знаний о ближайшем

окружении,

• развивать связную речь.

Оборудование: игрушка- матрёшка, игрушки- предметы ближайшего окружения

(мяч, машинки, куклы).

Ход: Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть, но сначала я вам загадаю загадку:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка) (Возможные ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, это матрёшка! Посмотрите какая она красивая… .

Мы матрёшку открываем, и другую вынимаем.

Мы другую открываем, и третью вынимаем.

Посмотри, посмотри, - три матрёшки, -1, 2, 3.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на матрёшек, 1- большая, 2- поменьше, а 3 –

маленькая. А теперь, вы, покажите мне маленькую матрёшку (дети показывают)

А теперь, покажите мне большую матрёшку (дети показывают)

Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем с матрёшками.

Дети выходят в середину группы и повторяют движения воспитателя.

Звучит музыка «Мы – весёлые матрёшки»

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево -вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Детки, а теперь посмотрите, где у нас в группе есть большие и

маленькие игрушки…. (Возможные ответы детей.)

Воспитатель: А вот кукла Катя, она большая, теперь принесите куклу Машу, она

маленькая…(дети ищут, находят и приносят) .

Воспитатель: Посмотрите, вот большая машинка, а вы мне найдите маленькую…

(дети ищут, находят и приносят).

Воспитатель: Посмотрите, вот большой мяч, а вы мне найдите маленький… .(дети

ищут, находят и приносят) .

Воспитатель: А давайте поиграем с вами в игру «Весёлый мяч»

Подвижная игра «Весёлый мяч» (Все дети изображают мяч, прыгают на месте)

Друг весёлый мячик мой

Всюду, всюду он со мной! 1, 2, 3, 4, 5,

Хорошо мне с ним играть. («Мячи» убегают, а взрослый догоняет.)

Воспитатель: Ну что, ребята, Вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы их будем ждать ещё в гости. А им пора в страну игрушек.

Воспитатель: Давайте с ними прощаться. (До свидания)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конспект ОД по формированию целостной картины мира

«Расписная матрёшка»

Задачи: познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; формировать понятие, из

чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к

народной игрушке.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке –

матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои

представления об игрушке (матрешке).

Материалы:

расписные

матрешки

семеновские,

загорские;

иллюстрации

«Коллекции матрешек».

Словарная работа: матрешка, расписная, деревянная.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка», заучивание

песенок, отгадывание загадок.

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой старинный сундук у меня есть. Мне его

подарила моя бабушка (показывает небольшой сундучок). Как вы думаете, что там

может быть? (Предположения детей). Хотите заглянуть?

Воспитатель: Ой, да тут матрешки, какие красивые! (любуются)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешки румяные.

(Достает большую матрешку, дети здороваются с матрешкой)

Воспитатель: Я игрушка не простая, у меня есть свой секрет.

У меня семья большая, вся со мною. Видишь? Нет?

Куклы спрятались внутри, если хочешь, посмотри! (Воспитатель раздает каждому

ребенку по матрешке)

Воспитатель: Ну-ка, давайте, посмотрим, как же они все прячутся?

(разбирают и

рассматривают матрешек)

Воспитатель: Ребята,

давайте

споем

песенку

про

матрешек. (Поют песню «Мы

матрешки, вот такие крошки»)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек? (Играть)

Воспитатель: Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделали эти игрушки – куколки? (ответы

детей)

Воспитатель: Конечно, из дерева! Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал

лишнее, закругляя его. Посмотрите, какая матрёшка внутри (светлая, шершавая, с

еле заметными разводами), видно, что она деревянная. Матрешка пахнет деревом.

Понюхайте, чувствуете запах?

Воспитатель: Матрешки у нас очень красивые, нарядные. Во что одета матрешка?

(платье, сарафан, платок).

Воспитатель: Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными,

их украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.

Тот, кто расписывал матрешку, украшал её по-своему. Поэтому все матрешки разные.

У одних большой цветок на сарафане, у других в руках корзиночки, а у некоторых

рук вообще не видно, потому что они спрятаны под большой платок – шаль.

Воспитатель: А

у

наших

матрешек

какой

узор

на

сарафане? (Цветы и листья)

Посмотрите

еще

на

одну

матрешку

она

поменьше.

Эта

матрешка

такая

же

нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте с ними прощаться. (До свидания)



В раздел образования