Автор: Соловьева Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №55"Богатырь"
Населённый пункт: город Белово,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по изодеятельности для детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 «Богатырь» комбинированного вида города Белово
Принято на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МБДОУ
протокол № _ от «__ » 2017г Детский сад № 55
___________Норкина Н.Л
«__»_____________ 2017г
Синяя птица
Программа
кружковой деятельности
Белово
2017
Составитель: Соловьёва Ольга Валерьевна, воспитатель
Данная
программа
включает
тематический
план
работы
по
проведению интегрированных занятий с использованием нетрадиционных
техник
рисования
для
дошкольников
5-7
лет,
структуру
и
содержание
программы.
Систематическое проведение творческих занятий позволит педагогам
развить в детях эстетические ценности, творческое воображение и фантазию.
Данный
материал
предназначен
для
воспитателей
и
руководителей
изобразительной деятельности.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….
5
Цели и задачи программы……………………………………………….
Планируемые результаты освоения программы……………………….
Возрастные особенности художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста ………………………………...
6
6
7
Тематический план………………………………………………………
10
Структура и содержание программы…………………………………..
12
Список литературы………………………………………………………
31
Пояснительная записка
Наиболее
благоприятного
периода
для
развития
творческих
способностей, чем детство, трудно представить. Природа щедро наградила
человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать
окружающий мир. Все мы от природы музыкальны, об этом необходимо
знать и помнить каждому взрослому, и педагогам, и родителям, так как от них
зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться
своим даром.
В
связи
с
повышением
требований
к
личности
ребёнка,
как
в
дошкольном образовательном учреждении, так и на последующих ступенях
системы образования, большое значение приобрела проблема недостаточного
развития музыкальных и
творческих
способностей детей дошкольного
возраста.
Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью
выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка
становится
рисунок,
умение
творить
на
листе.
Поэтому
очень
важно
предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных
средств. У детей закрепится представления о том, что каждый человек может
создавать прекрасное.
Составленная программа по художественно - эстетическому развитию
«Синяя птица»
способствует развитию эмоционально-чувственного мира
ребёнка.
Используемые методы и приемы
позволяют взаимодействовать,
развиваться и обучаться детям разного уровня развития.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по воспитанию
дошкольников
с
учетом
возрастных
особенностей.
Данная
программа
способствует эмоционально- творческому развитию личности дошкольника в
условиях
интегративного
воздействия
различных
искусств
(живопись,
музыка, поэзия).
Цель:
развитие
творческих
способностей
детей,
фантазии,
воображения посредством знакомства с нетрадиционными художественными
техниками.
Задачи:
Познакомить
детей
с
нетрадиционными
художественными
техниками.
Развивать творческие способности у детей.
Воспитывать
чувство прекрасного, любовь к родному краю,
через изобразительное искусство, музыку и поэзию.
Основные методы работы:
- Словесный: пояснение, художественное слово.
- Наглядный: иллюстрации и репродукции картин.
- Практический: показ способов выполнения нетрадиционных техник.
Планируемый результат:
- дети освоят разные нетрадиционные техники такие как:
Монотипия
Техника рисования по сырому
Черно-белый граттаж
Цветной граттаж
Техника набрызга
Кляксография
Печатание сухими листьями
Рисование ладошками и пальчиками.
-
дети
научатся
самостоятельно
и
целенаправленно
воспринимать
прекрасное,
и
создавать
необычные
рисунки
посредством
различных
нетрадиционных художественных техник.
Возрастные особенности художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста
Развивается
изобразительная
деятельность
детей.
Это возраст
наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до
двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию:
это
и
жизненные
впечатления
детей,
и
воображаемые
ситуации,
и
иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой
схематичные
изображения
различных
объектов,
но
могут
отличаться
оригинальностью
композиционного
решения,
передавать
статичные
и
динамичные
отношения.
Рисунки
приобретают
сюжетный
характер;
достаточно
часто
встречаются
многократно
повторяющиеся
сюжеты
с
небольшими
или,
напротив,
существенными
изменениями.
Изображение
человека
становится
более
детализированным
и
пропорциональным.
По
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном со-
стоянии изображенного человека.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере-
даваемые
детьми
в
изобразительной
деятельности,
становятся
сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается
их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные
действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин,
моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и
т.д.
Изображение
человека
становится
еще
более
детализированным
и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При
правильном
педагогическом
подходе
у
дошкольников
формируются
художественно-творческие
способности
в
изобразительной
деятельности.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Обогащать
сенсорный
опыт,
развивая
органы
восприятия:
зрение,
слух,
обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов
и объектов природы.
Развивать
эстетическое
восприятие,
учить
созерцать
красоту
окружающего мира. Учить передавать в изображении не только основные
свойства
предметов
(форма,
величина,
цвет),
но
и
характерные
детали,
соотношения предметов и их частей по величине, высоте, расположению
относительно
друг
к
другу.
Развивать
способность
наблюдать
явления
природы, замечать их динамику, формы и цвет, медленно плывущих облаков.
Совершенствовать
изобразительные
навыки
и
умения,
формировать
художественно – творческие способности. Развивать чувства формы, цвета и
пропорций.
Знакомить
детей
с
декоративно
-
прикладным
искусством
(фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм.). Развивать
декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Способствовать
овладению
композиционными
умениями:
учить
располагать предмет на листе с учетом его пропорций, закреплять способы и
приемы рисования, различными изобразительными материалами (цветные
карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, разнообразные
кисти и т.п.).
Вырабатывать
навыки
рисования
контура
предмета
простым
карандашом
с
легким
нажимом
на
него,
чтобы
при
последующим
закрашивание
изображения
не
оставалось
жестких,
грубых
линий,
пачкающих
рисунок.
Учить
рисовать
акварелью
в
соответствии
с
ее
спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного
цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии
– всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть
всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при
рисовании
гуашью)
и
высветлять
цвет,
добавляя
в
краску
воду
(при
рисовании
акварелью).
При
рисовании
карандашами
учить
передавать
оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.
Обращать
внимание
детей
на
соотношение
по
величине
разных
предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше
домов,
но
больше
цветов).
Продолжать
знакомить
детей
с
изделиями
народных промыслов, закреплять знания о дымковской и филимоновской
игрушках
и
их
росписи;
предлагая
создавать
изображения
по
мотивам
народной
декоративной
росписи,
знакомить
с
ее
цветовым
строем
и
элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых
элементов.
Учить
ритмично,
располагать
узор.
Предлагать
расписывать
бумажные силуэты и объемные фигуры.
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все
необходимое
для
занятия;
работать
аккуратно,
экономно
расходовать
материалы,
содержать
рабочее
место
в
чистоте,
по
окончанию
работы
приводить
его
в
порядок.
Продолжать
совершенствовать
умение
детей
рассматривать
работы,
радоваться
достигнутому
результату,
замечать
и
выделять выразительные решения изображения.
Тематическое планирование для старшей группы
Тема
Количество часов
Примечание
теоретически
х
Практически
х
1
Я шагаю по ковру из
осенних листьев
1
1
2
Лес, словно терем
расписной
1
3
Ветка рябины
1
4
Осенняя картина из
кленовых листьев
1
5
Осьминожки
1
6
Где гуляет зима?
1
1
7
Зимние узоры
1
8
В гостях у Снега
Снеговича
1
9
Я люблю пушистое, я
люблю колючее
1
10
Зимушка-зима
1
11
Волшебные животные,
которых я сам придумал
1
12
Вот какая мама
1
1
13
Букет для моей мамы
1
14
Волшебные цветы весны
1
15
Расписная тарелочка для
бабушки
1
16
Мой друг
1
1
17
Весенняя капель
1
18
На планете фантазии
1
19
Космическое
путешествие
1
20
Цветут сады
1
Экскурсия в
сквер
21
Чудесные бабочки
1
22
Весняночка
1
23
Мои любимые краски
1
24
Одуванчик
1
Наблюдение
в природе
25
Красивые рыбки
1
26
Ёжик
1
1
Экскурсия в
СЮН
27
Ладошки-крошки
1
28
Я рисую небо
1
29
Барышня-красавица
1
30
Красивая посуда
1
31
Петушок
1
32
Радуга-дуга
1
33
Солнышко
1
34
Кленовый лист
1
35
Цветные фантазии
1
36
Необычное существо
1
Итого:
5
31
36
Структура и содержание программы
Система занятий построена с учетом принципов последовательности и
системности
формирования
знаний,
умений
и
навыков,
связи
сезонных
изменений в природе, обычаях, традиций.
Система занятий рассчитана на одно занятие в неделю
во вторую
половину
дня
длительностью
25
минут.
Технология
программы
предусматривает
проведение
занятия
по
подгруппам
5-8
человек,
что
обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей.
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации – заключается в готовности педагога помочь
ребенку
на
пути
его
эмоционально
-
творческого
развития.
Предполагает
доброжелательное,
ценностное
отношение
к
каждому
ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
Принцип
интегрированности
–
предполагает
взаимодействие
различных
видов
искусств
и
объединение
разнообразной
художественной деятельности детей.
Принцип эстетизации – предусматривает овладение языком искусства и
соответственно наполнение жизни детей яркими переживаниями от
соприкосновения с прекрасным.
Занятие № 1
Тема: «Я шагаю по ковру из осенних листьев».
Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой печатания сухими
осенними листьями и создание необычного пейзажа.
Материал: аудиозапись «Осень», сухие осенние листья березы, тополя,
карагача, клена, рябины, бумага формата А4, гуашь или акварель, небольшие
губки, салфетки, вода
Рассмотреть с детьми разноцветные сухие осенние листья. Прочитать
стихотворение «Падают, падают листья…».
Внести красивую осеннюю
композицию,
выполненную
в
нетрадиционной
технике.
Показать
способ
печатания
сухими
осенними
листьями.
Разместить
детские
работы
на
выставке «Осенний ковер».
Занятие №2
Тема «Лес, словно терем расписной».
Цель:
Расширение
спектра
технических
изобразительных
возможностей детей, позволяющих осуществить наиболее яркую передачу
образа, познакомить с техникой рисования восковыми мелками, и печатании
губкой
акварельными
красками;
формировать
эмоционально-образное
восприятие окружающего мира.
Материал:
Бумага
формата
А4,
восковые
мелки
12
цветов,
губки,
акварель, сухие осенние листья, вода.
Рассмотреть с детьми красивую осеннюю композицию или пейзаж
леса. Познакомить детей с техникой рисования восковыми мелками, научить
печатать поролоновой губкой. Показать детям способ рисования деревьев,
показать как правильно смешивать цвета для создания новых оттенков. При
затруднении оказываю детям индивидуальную помощь. Оформление
рисунков на вернисаже.
Занятие № 3
Тема «Ветка рябины»
Цель: Развитие
способностей
умения использовать
пробки или
круглые
печатки,
научить
рисовать
пальчиками;
упражнять
в
комбинировании различных цветов для изображения ягод.
Материал:
Ветки
рябины
в
вазе,
гуашь,
кисти,
пробки,
круглые
печатки
(например,
ватные
палочки),
музыкальное
сопровождение
П.
И.
Чайковский альбом «Времена года», стихи русских поэтов об осени.
Рассматриваем
с
детьми
красивые
ветки
рябины
с
ягодами,
восхищаемся их красотой. Показать способ рисование ветки сначала простым
карандашом, расположение листиков, ягод. Научить создавать рисунок при
помощи разных средств выразительности. Показать, как можно использовать
пробки
или
круглые
печатки,
для
изображения
красивой
ветки
рябины.
Вывешить рисунки на детскую выставку.
Занятие №4
Тема «Осенняя картина из кленовых листьев».
Цель: Развитие
у детей творческого
воображения, упражнение
в
комбинировании
разных
техник
–
рисовании
ладошкой,
пальчиками,
печатании листьями.
Материал: Бумага формата А4, альбом «Времена года», стихи русских
поэтов об осени, кленовый лист, акварель, гуашь, вода, кисть.
Читаю детям стихи об осени русских поэтов. Обсуждаем с детьми
красоту
природы
осенних
пейзажей.
Предлагаю
детям
разные
способы
создания осенней композиции. Под музыкальное сопровождение показываю
детям как можно использовать разные техники: печатание сухими листьями,
рисование акварелью и восковыми мелками. Предлагаю детям закрыть глаза
и
представить
под
музыку
осеннюю
картину.
Помогаю
затрудняющимся
детям. В конце занятия оформляю выставку работ.
Занятие №5
Тема «Осьминожки».
Цель:
Умение
детей
использовать
ладонь
для
создания
морского
животного,
придумывание
более
необычных
морских
обитателей
с
использованием
пальцев
и
других
средств
выразительности;
развивать
фантазию и воображение.
Материал: Бумага формата А4, акварель, гуашь, вода, кисть, слайды
морских
обитателей
или
энциклопедия
морских
животных,
загадки
про
морских обитателей, ватные палочки, восковые мелки, фломастеры.
Рассматриваем
с
детьми
энциклопедию
о
морских
обитателях,
показываю и рассказываю им об осминожках. Предлагаю детям освоить
новую технику рисования ладошкой. Показываю детям способ использования
своих ладоней и пальцев для рисования ими необычных морских обитателей.
Предлагаю
детям
придумать
своего
морского
животного
и
осминога,
и
изобразить его с помощью ладони. Отмечаю в рисунках необычность и
фантазийность задумки, вывешиваем рисунки на вернисаже.
Занятие №6
Тема «Где гуляет зима».
Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в художественных
образах, развитие умение использовать пластические свойства цвета (легкий,
прозрачный, тяжелый) для передачи характера и настроения художественного
образа в рисунках; закрепление понятие «пейзаж», использование
разных
оттенков синего, голубого, белого, серого.
Материал: Бумага формата А4, акварель, гуашь, вода, кисть, стихи и
загадки о зиме, 2-3 картины с зимним пейзажем.
Рассматриваем
с
детьми
несколько
картин
с
зимними
пейзажами,
восхищаемся
красотой
русской
природы.
Читаю
детям
несколько
стихов
русских
поэтов
о
зиме.
Предлагаю
детям
нарисовать
зимний
пейзаж.
Показываю детям, как можно получить разные оттенки синего, голубого
цвета. Показываю способ рисования зимних деревьев, как можно добиться
легкости и прозрачности цвета. Предлагаю послушать фонограмму на тему
зима и создать зимний пейзаж. В конце занятия рассматриваем рисунки и
оформляем их на выставку.
Занятие №7
Тема «Зимние узоры».
Цель: ознакомление детей с новой техникой черно-белого граттажа,
развитие мелкой моторики рук, фантазии и творческого замысла, приучать
детей к аккуратности.
Материал: Бумага формата А4, черная тушь, вода, кисть, стихи и
загадки о зиме, 2-3 картины с зимним пейзажем, восковая свеча, губка для
посуды или широкая кисть, острая деревянная палочка для процарапывания.
Рассматриваем
с
детьми
картинки
морозных
узоров
на
окнах.
Объясняю и показываю детям, как подготовить бумагу для граттажа. Сначала
показываю детям, как можно нарисовать узоры простым карандашом – это
эскиз. Затем показываю детям как работать в новой технике с использованием
восковой свечи, чёрной туши. Объясняю детям для чего будет использоваться
тушь, показываю как палочкой процарапывать рисунок, работать аккуратно.
Предлагаю детям под музыку закрыть глаза и представить, пофантазировать
какие
узоры
они
будут
изображать.
Работа
в
этой
технике
выполняется
поэтапно, на каждом этапе я даю пояснение и показываю. Дети выполняют
работу с моей помощью в конце оформляем выставку.
Занятие №8
Тема «В гостях у Снега Снеговича».
Цель:
обучение
детей
использованию
нескольких
техник
сразу
(восковые мелки, акварель, гуашь, оттиск, рисования пальцами). Развитие
творческих способностей.
Материал: Бумага формата А4, акварель, гуашь, вода, кисть, восковые
мелки, салфетки, 2-3 картины с зимним пейзажем, муз. сопровождение.
Рассматриваем с детьми картину «Зимние забавы», обсуждаем ее,
отмечаем красоту. Предлагаю детям нарисовать зимний пейзаж с
использованием разных техник. Обсуждаем, что можно нарисовать:
снеговика, красивые снежинки, сугробы. Показываю детям, как можно
использовать несколько техник, напоминаю, как смешивать краски разных
оттенков. Дети фантазируют и рисуют, оформляем выставку работ.
Занятие № 9
Тема «Я люблю пушистое, я люблю колючее».
Цель: ознакомление детей с техникой тычкования жесткой кистью,
оттиска
скомканной
бумаги,
печатание
поролоном,
развитие
фантазии
и
воображения.
Материал:
бумага,
поролон,
кисть,
гуашь,
акварель,
газетная
или
журнальная бумага, простые графитные карандаши, иллюстрации животных,
шуточные песенки про зверей, книга Б. Заходера «Про все на свете»
Рассматриваем с детьми иллюстрации животных, обсуждаем какие они
(пушистые, лохматые, колючие, гладкие). Читаем книгу Б. Заходера «Про все
на свете», обсуждаем, предлагаю детям нарисовать зверей в новой технике.
Познакомить детей с новой техникой тычкования жёсткой кистью, а также
оттиска
скомканной
бумаги,
создавать
интересных
зверушек
с
помощью
таких
техник.
Предлагаю
детям
подумать
какое
животное
они
будут
изображать.
Показываю,
как
полусухой
кистью
изображать
шерсть,
как
использовать скомканную газетную бумагу. Дети рисуют животных, мы их
рассматриваем,
отмечаем
их
необычность
и
вывешиваем
рисунки
на
выставку.
Занятие № 10
Тема «Зимушка - зима»
Цель: Использование несколько техник; печати по трафарету, набрызга,
рисование пальчиками, восковыми мелками. Развитие у детей творческого
интереса и замысла.
Материал: Бумага, акварель, гуашь, кисти, губки, трафареты, зубные
щетки для набрызга, восковые мелки.
Рассматриваем с детьми зимние пейзажи, картины. Познакомить детей
с новой техникой набрызга. Продолжать учить детей использовать сразу
несколько художественных техник, создавать при помощи них интересные
рисунки. Вывешиваем рисунки на вернисаж.
Занятие № 11
Тема «Волшебные животные, которых я придумал сам.»
Цель:
ознакомление
детей
с
новой
техникой
цветного
граттажа,
развитие фантазии и творчества.
Материал:
Бумага,
свеча,
гуашь,
черная
тушь,
губка,
палочка
для
процарапывания.
Рассматриваем
с
детьми
книжные
иллюстрации
со
сказочными
персонажами.
Предлагаю
детям
придумать
свое
волшебное
животное.
Продолжать
знакомить
детей
с
новыми
техниками,
закреплять
понятие-
граттаж,
придумывать
интересных
животных.
По
окончанию
дети
рассматривают и рассказывают каждый о своем животном, обсуждаем и
вывешиваем их на выставку.
Занятие № 12
Тема «Вот, какая мама»
Цель:
ознакомление
детей
с
техникой
портретной
живописи.
Использование восковых мелков и акварели, развитие чувства прекрасного,
творческих способностей, уважительного отношение к своей маме.
Материал:
бумага,
акварель,
восковые
мелки,
простой
карандаш,
кисть, фото мам детей, портреты женщин разных эпох.
Рассматриваем с детьми разные женские портреты. Объясняю детям,
что такое портрет. Обсуждаем с детьми образы их мам. Предлагаю детям
нарисовать
портреты
своих
мам.
Познакомить
детей
с
портретной
живописью.
Объясняю
детям,
что
сначала
нужно
нарисовать
простым
карандашом эскиз, а потом использовать краски. Помогаю затрудняющимся
детям,
затем
рассматриваем
все
портреты,
обсуждаем
их,
а
потом
вывешиваем на выставку для мам.
Занятие № 13
Тема «Букет для моей мамы»
Цель:
обучение
детей
использованию
разных
техник:
тиснения,
набрызга,
печати,
восковых
мелков.
Развитие
у
детей
творческих
способностей, проявление заботы к родным людям.
Материал: бумага, восковые мелки, гуашь, акварель, зубные щетки,
кисти,
пробки,
картинки
разных
цветов
(тюльпаны,
ромашки,
розы,
ландыши).
Рассматриваем с детьми картинки разных цветов, объясняю детям что
цветы можно дарить в подарок для мамы. Показываю детям как правильно
рисовать цветок (стебель, бутон, лепестки, листья). Продолжать учить детей
использовать
сразу
несколько
техник
для
создания
красивого
цветочного
букета, закреплять названия цветов, продолжать учить детей аккуратности
при работе с зубными щётками. Оформляем выставку цветочной компазиции.
Занятие № 14
Тема «Волшебные цветы весны»
Цель:
ознакомление
с
техникой
монотипии,
использование
разных
средств выразительности. Развитие фантазийных задумок.
Материал:
бумага,
акварель,
гуашь,
кисти,
цветные
карандаши,
фломастеры, муз. сопровождение, картинки разных весенних цветов.
Рассматриваем с детьми работы, выполненные в технике монотипия.
Познакомить детей с новой интересной и необычной техникой -монотипия,
объяснить, что это такое и как её использовать при создании того или иного
рисунка, закреплять с детьми названия весенних цветов. Предлагаю детям
использовать яркие цвета и оттенки для того чтобы работа была красочной и
красивой. Детские рисунки вывешиваем на выставку.
Занятие № 15
Тема «Расписная тарелочка для бабушки»
Цель: ознакомление детей с дымковской росписью, приобщение детей
к народно – прикладному искусству, ознакомление с предметами быта и
посуды,
использование
способа
примакивания,
сочетание
ярких
цветов,
развитие творческих способностей.
Материал: бумага, кисти, акварель, дымковская посуда и игрушки,
образец росписи, фонограмма веселой шуточной плясовой музыки.
Рассматриваем с детьми дымковские игрушки. Рассказываю детям про
дымковских мастеров. Познакомить детей с дымковской росписью, показать
детям
разную
посуду
и
предметы
быта
немного
рассказать
об
истории
росписи.
Показать
и
рассказать,
как
правильно
расписывать
посуду,
используя
несложные
элементы:
полоска,
волнистая
линия,
пятно,
сетка.
Вызывать у детей положительные эмоции при расписывании тарелочки для
близкого и родного человека. Вывешиваем тарелочки на выставку.
Занятие № 16
Тема «Мой друг»
Цель:
Развитие
художественного
восприятия
образа
человека,
совершенствование
умения
детей
в
выборе
изобразительной
техники,
соответствующей выразительному образу, развитие чувства композиции.
Материал: восковые мелки, акварель, простой карандаш, бумага, стихи
и пословицы о дружбе.
Читаем с детьми пословицы и стихи о дружбе. Дети рассказывают о
своих
друзьях.
Предлагаю
детям
нарисовать
своего
лучшего
друга.
Направлять детей при выборе изобразительной техники для создания образа
своего друга, вспомнить, как правильно рисовать человека, прорисовывать
характерные
черты,
использовать
простой
графитный
карандаш.
Рассматриваем рисунки, отмечаем их красоту и выставляем на выставку.
Занятие № 17
Тема «Весенняя капель»
Цель:
ознакомление
детей
с
новой
техникой
рисования
по
сырой
бумаге, использование разных оттенков синего и голубого, развитие фантазии
и воображения.
Материал: бумага, гуашь синих и голубых оттенков, кисти, ватные
палочки, весенние пейзажи.
Рассматриваем
с
детьми
весенние
пейзажи,
читаем
стихи
о
весне.
Объясняю детям, что работать в этой технике нужно быстро так как бумага
высыхает. Познакомить детей с новой техникой рисования по сырой бумаге,
показать
как
можно
её
применять
для
создания
того
или
иного
образа,
развивать чувство прекрасного и восхищения родной природой. Предлагаю
детям нарисовать красивый весенний пейзаж, в конце выставляем рисунки на
выставку.
Занятие № 18
Тема «На планете фантазии»
Цель: обучение детей созданию художественного образа, закрепление
умений
пользоваться
выразительностью
цвета
и
его
пластическими
свойствами
при
передачи
настроения
и
характера.
Развитие
фантазии
и
воображения.
Материал: гуашь, восковые мелки, фломастеры, губки, кисти, бумага.
Продолжать учить детей создавать необычные образы, при помощи
разных
средств
выразительности,
передавать
в
рисунке
характер
и
настроение персонажа. Рисунки детей рассматриваем, обсуждаем и вешаем
на выставку.
Занятие № 19
Тема «Космическое путешествие»
Цель:
Развитие фантазии и воображения,
умение самостоятельно
подбирать средства выразительности, выбору нетрадиционной техники.
Материал: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, кисти,
бумага, слайды о космосе, портрет Ю. Гагарина, плакат солнечной системы.
Смотрим с детьми слайды о космосе, я рассказываю детям о первом
космонавте
Ю.
Гагарине.
Рассматриваем
плакат
солнечной
системы.
Предлагаю детям право выбора любой техники и средств выразительности.
Показываю детям как можно изобразить космическое небо, звезды, ракеты.
По окончанию работы рисунки рассматриваем и вывешиваем на выставку.
Занятие № 20
Тема «Цветут сады»
Цель: Развитие эстетических чувств, использование нетрадиционной
техники
–
монотипия,
использование
разных
средств
выразительности,
закрепление названий весенних цветов.
Материал: акварель, гуашь, кисти, вода, картинки цветов.
Рассматриваем
картину
«Цветущий
сад»,
отмечаем
ее
красоту.
Продолжать учить детей работать в технике монотипия. Использовать разные
средства выразительности. Дети рисуют весенний цветущий сад, рисунки
рассматриваем, восхищаемся ими и вывешиваем на выставку.
Занятие № 21
Тема «Чудесные бабочки»
Цель:
ознакомление
с
техникой
тычкования,
з акрепление
представления о симметрии как о средстве выразительности образа, умение
детей работать в парах, восхищение красотой родной природой, воспитание
эстетических чувств и развитие творческих способностей.
Материал: бумага, акварель, гуашь, карандаши-тычки, кисти, слайды
разных бабочек.
Рассматриваем
с
детьми
слайды
разных
бабочек,
отмечаем
их
необычность,
красоту,
форму
крыльев.
Знакомлю
детей
с
техникой
тычкования,
закрепляю
представление
о
симметрии,
предлагаю
детей
поработать
в
паре
со
своим
другом
для
создания
образов
красивых
и
интересных бабочек. Рассматриваем бабочек, обсуждаем что получилось,
выставляем на выставку.
Занятие № 22
Тема «Весняночка»
Цель: обучение детей рисованию красивых весенних деревьев, цветов,
природы, используя разные средства выразительности. Развитие творческих
способностей и любовь к родной природе.
Материал:
бумага,
акварель,
кисти,
восковые
мелки,
иллюстрации
весенних пейзажей, муз. сопровождение, стихи о весне.
Читаю детям стихи о весне. Рассматриваем весенние пейзажи. Учить
детей
самостоятельно
выбирать
средства
выразительности,
вспомнить
названия
весенних
цветов
и
деревьев,
создавать
весеннюю
композицию.
Рисунки детей вывешиваем на выставку.
Занятие № 23
Тема «Мои любимые краски»
Цель: Развитие цветового восприятия разных тонов, умение применять
их в рисунке, комбинирование техник, которыми можно выразить отношение
к цвету, развитие фантазии и воображения.
Материал: бумага, кисти разных размеров, простой карандаш, гуашь,
губки, щетки для набрызга.
Предлагаю детям пофантазировать на тему «Мои любимые краски».
Учить
самостоятельно,
комбинировать
разные
техники
для
создания
интересной
композиции.
По
окончанию
занятия
оформить
выставку
рисунков.
Занятие № 24
Тема «Одуванчик»
Цель:
ознакомление
с
нетрадиционной
техникой
рисования
ладошками, развитие фантазии, воображения.
Материал:
бумага,
простые
и
цветные
карандаши,
картинки
с
изображением
одуванчика,
аудиозапись,
стихотворение
«Одуванчик»
З.
Александровой.
Читаю детям стихотворение «Одуванчик», рассматриваем картинки с
изображением одуванчика. Объясняю детям, что одуванчики бывают желтые
– цветущие и белые – пушистые. С помощью своих ладошек изображать
весенний
цветок,
применять
яркие
и
сочные
цвета,
создать
красивую
композицию. Рисунки одуванчиком вывешиваем на выставку.
Занятие № 25
Тема «Красивые рыбки»
Цель:
рисование ладошками, используя краски; знакомство детей с
различными
аквариумными
рыбками
(картинки
или
слайды)
и
обратить
внимание детей на строение тела рыб: плавники, жабры, хвост, чешуя.
Материал: стихотворение Г. Горбовского «Красивые рыбки», бумага,
акварель, простой карандаш, фото или слайды с изображениями различных
рыбок.
Читаю
детям
стихотворение
«Красивая
рыбка»,
смотрим
слайды
различных рыб. Обсуждаем с детьми окраску, форму и части тела рыб. Учить
детей
рисовать
красивых
и
разных
аквариумных
рыбок,
используя
свои
ладони. Дети дополняют свой рисунок самостоятельно, рассматриваем все
рисунки и выставляем их на выставку.
Занятие № 26
Тема «Ежик»
Цель: развитие умения изображать ежа с помощью ладошек, рассказ
воспитателя
о жизни и повадках жителя наших лесов ежика, просмотр
иллюстраций (слайдов), обратить внимание на особенности строения тела
этого животного. Развитие творческих способностей детей.
Материалы: Стихотворение
С.Маршака
«Еж», бумага, фото или
слайды ежа, простой карандаш, гуашь, акварель, кисти.
Посещаем
с
детьми
СЮН
живой
уголок
«Зоопочемучки».
Рассматриваем живого ежа, кормим его. Отмечаем характерные особенности
ежа
(иголки,
острый
носик,
глазки
пуговки).
Читаю
стихотворение
С.
Маршака
«Еж».
Предлагаю
детям
нарисовать
ежа
с
помощью
ладошек.
Продолжать учить рисовать животных с помощью своих ладоней, соблюдать
пропорции,
создавать
интересную
композицию.
Оформляем
выставку
«Живой уголок» для родителей.
Занятие № 27
Тема «Ладошки - крошки»
Цель: Продолжать работать с детьми в техники рисования ладошками,
развитие фантазии, творческих способностей
Материал: Бумага, простой и цветные карандаши, стихи про пальчики
и карандаш, 2-3 пальчиковые игры, муз. сопровождение.
Использовать
яркие
краски
для
создания
своей
композиции
с
использованием ладошек. Оформляем выставку работ.
Занятие № 28
Тема «Я рисую небо»
Цель: Продолжать учить детей рисовать по сырой бумаге, используя
кисти
разной
толщины,
развитие
воображения
и
фантазии,
воспитание
творческих способностей.
Материал: Бумага, акварель, кисти разной толщины, слайды разного
неба (звездного, ночного, весеннего, пасмурного, летнего, зимнего).
Рассматриваем с детьми слайды разного неба (ночного, звездного).
Использовать технику рисования по сырой бумаге для создания красивого
неба,
применять
кисти
разной
толщины
для
характерности
образа.
показывать
детям
как
рисовать
звезды,
использовать
яркие
акварельные
краски. Рассматриваем рисунки детей, вывешиваем их на выставку.
Занятие № 29
Тема «Барышня - красавица»
Цель:
приобщение
детей
к
народно-прикладному
искусству,
знакомство
с
филимоновской
росписью,
умение
расписывать
барышню,
используя яркие цвета, воспитание эстетических чувств, развитие творческих
способностей.
Материал: бумага, гуашь, кисти, филимоновские игрушки или слайды
росписи, муз.сопровождение.
Рассматриваем
с
детьми
яркие
филимоновские
игрушки.
Учить
расписывать барышню, используя несложные элементы (линия, пятно, точка,
полоска). Обсуждаем с детьми какие цвета мы будем использовать. Дети
рисуют филимоновскую барышню, рисунки вывешиваются на выставку.
Занятие № 30
Тема «Красивая посуда»
Цель:
Приобщение
к
народно-прикладному
искусству,
знакомство
детей
с
гжельской
росписью,
обучение
росписи
посуды
(тарелочки),
используя синие и белые цвета, воспитание эстетических чувств, развитие
творческих способностей.
Материал: гуашь белого и синего цветов, бумага, кисти, гжельская
посуда, муз сопровождение.
Рассматриваем с детьми гжельскую посуду, предметы быта. Научить
расписывать тарелки несложными элементами, использовать разные оттенки
синего и голубого цветов. По окончанию работы рисунки рассматриваем и
оформляем на выставку.
Занятие № 31
Тема «Петушок»
Цель: продолжать
работать в техники ладошками, использование
гуаши или акварели, простого карандаша, обратить внимание на строение
птицы (гребешок, бородка, клюв), развитие творческих способностей.
Материал: бумага, простой карандаш, гуашь, акварель, картинки и
фото с изображениями петухов, муз. сопровождение «Бой петухов».
Рассматриваем иллюстрации разных петухов, отмечаем их характерные
особенности
(окрас,
размер,
форма).
Показываю
детям
как
с
помощью
ладоней
нарисовать
петушка,
используя
яркие
краски.
Дополнить
композицию своими элементами. Рассматриваем всех петушков, отмечаем их
красоту, и вывешиваем рисунки на вернисаж.
Занятие №32
Тема «Радуга - дуга»
Цель: Закрепление техники рисования по сырой бумаге, заучивание
шуточного
стихотворения про охотника, правильное и последовательное
рисование радуги, начиная снизу; воспитание чувства прекрасного.
Материал: Вода, кисть, акварель, бумага, фотографии радуги.
Читаю детям стихотворение – потешку «Радуга - дуга» К. Чуковского.
Объясняю детям, как правильно располагаются цвета и как их запомнить
(каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Продолжаем рисовать в
технике по сырой бумаге. Все радуги вывешиваются на вернисаж.
Занятие № 33
Тема «Солнышко»
Цель:
обучение
детей
рисованию
красивого
солнца,
умение
его
оживить, развитие воображения и фантазии.
Материал:
Бумага,
кисти,
гуашь,
потешка
«Солнышко-ведрышко»,
картинку веселого солнышка, муз. сопровождение.
Читаю детям потешку «Солнышко - ведрышко», обсуждаем с детьми
какое бывает солнышко. Учить детей рисовать красивое солнце, отмечать его
природную красоту. Использовать разные оттенки жёлтого и красного цветов.
В конце занятия выставляем рисунки на выставку.
Занятие № 34
Тема «Кленовый лист»
Цель: использование техники рисования ладошками, отмечать красоту
осенней
природы,
рассматривание
с
детьми
листьев
различных
деревьев
(березы, клена, дуба, тополя), обратить внимание на отличительные признаки
каждого листа (форму, изгибы, цвет), определение какой из листьев больше
всего соответствует форме ладошки. Если ребенок затрудняется с ответом,
помогите ему прийти к выводу, что это кленовый лист. Развитие творческих
способностей.
Материал: листья различных деревьях, бумага, простые карандаши,
акварель, вода, альбом «Времена года» П. И. Чайковского, стихотворение И.
Бунин «Листопад».
Читаю
детям
стихотворение
«Листопад».
Слушаем
альбом
П.
И.
Чайковского
«Времена
года»
(осень).
Продолжать
рисовать
с
помощью
ладоней, учить смешивать краски для создания новых интересных оттенков.
Отмечать характерные особенности кленового листа. Рисунки оформляем на
вернисаж.
Занятие № 35
Тема «Цветные фантазии»
Цель:
Умение
детей
с амо стоятельно
выбирать
с р е д с т в а
выразительности
используя
ту
или
иную
нетрадиционную
технику,
придумывание своего образа, развитие творчества, фантазии и воображения.
Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти, губки, восковые мелки,
фломастеры, цветные и простые карандаши.
Предлагаю
детям
пофантазировать
самостоятельно,
придумать
свой
рисунок. Предоставить детям свободу при выборе средств выразительности,
придумывать свою композицию, используя яркие краски. Делаем выставку
работ для родителей.
Занятие № 36
Тема «Необычное существо»
Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой – кляксография
с трубочкой. Развитие фантазии, воображения, умение дополнить рисунок
самостоятельно.
Материал:
жидкая
краска
в
тарелочках,
пластиковые
ложки,
соломинки для коктеля, кисти, вода, салфетки.
Предлагаю детям закрыть глаза и придумать свое необычное существо
которое
они
будут
рисовать.
Познакомить
детей
с
новой
техникой
кляксографии с трубочкой, показать, что клякса может превращаться во что-
то необычное. Развивать замысел детей, помочь им превратить свою кляксу в
необычное
существо,
развивать
фантазию
и
воображение.
Работать
с
красками аккуратно. Рассматриваем рисунки и оформляем на выставку.
Список используемой литературы.
1.
Корчаловская,
Н.В.
и
др.
Комплексные
занятия
по
развитию
творческих способностей дошкольников [Текст]: Методическое пособие /
Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина. – Ростов н/Д: «Феникс»,2003.-288с.
2.
Мерзлякова,
С.И.
Авторские
методики
[Текст]:
комплекные
и
интегрированные
занятия
/
С.И.
Мерзлякова.
–
ООО
Издательский
дом
«Воспитание дошкольника», «Музыкальный руководитель», 2008/3.-С.3
3.
Штанько,
И.В.
Воспитание
искусством
в
детском
саду:
интегрированный подход [Текст]: Методическое пособие / И.В. Штанько. –
М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
4.
Волчкова, В.Н. конспекты занятий в старшей группе детского
сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – М.: ТЦ «Учитель», 2004. – 95с.
5.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста.
Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р. Г. Казаковой.
2005 год.
6.
Рисунки,
спрятанные
в
пальчиках.
Наглядно
–
методическое
пособие. Н. В. Дубровская. 2003 год.
7.
Творим, шутя: методические рекомендации. Козлова В. М. 2002 г.