Напоминание

"Типичные методические ошибки при обучении учащихся правилам дорожного движения"


Автор: Денисова Марина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г.Курска"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Типичные методические ошибки при обучении учащихся правилам дорожного движения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КУРСКА»

Методические рекомендации:

"ТИПИЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Разработала

педагог дополнительного образования

Денисова Марина Викторовна

2017 год

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы Государства о

здоровом и безопасном образе жизни её юных граждан.

Владимир Путин

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что

дети

нередко

оказываются

в

аварийных

ситуациях

на

улицах

и

дорогах.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь,

поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного

движения

в

образовательных

учреждениях

является

профилактика

детского

дорожно-транспортного травматизма.Обучения детей и подростков правильно

Правилам дорожного движения требует особого внимания. Отличное знание

Правил дорожного движения само по себе еще не гарантирует безопасности на

дороге.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения и навыков

безопасного поведения на улице и дороге приводит к непоправимым ошибкам.

Ошибкам, за которыми стоят жизнь и здоровье ребенка. Оградить ребенка от

улицы или дороги в наше время уже невозможно. Вместе с тем, научить ребенка

Правилам

дорожного

движения,

правильной

оценке

дорожной

обстановки,

навыкам

безопасного

поведения

на

проезжей

части

по

силам

каждому

взрослому человеку.

Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя

подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка

Правил дорожного движения для них неприемлема. Нормативное изложение

обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной, особенно младшим

школьникам, лексике, затрудняет их обучение и воспитание.

Одной

из

самых

актуальных проблем в

настоящее

время

является

проблема детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель

работы: создание

условий

для

формирования

у

учащихся

теоретически и практически грамотного безопасного поведения в различных

дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

1.Способствовать расширению и углублению знаний по Правилам дорожного

движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,

2.Обучить особенностям восприятия дорожной обстановки,

Развивающие:

1.Развивать дорожную грамотность детей,

2.Развивать

внимательность,

наблюдательность,

воображение

через

практические занятия и экскурсии;

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство ответственности у детей за свое поведение на улицах и

дорогах,

2.Воспитывать законопослушных участников дорожного движения,

3.Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

Методические ошибки при обучении учащихся

Правилам дорожного движения

Чтобы

адаптировать

правила

дорожного

движения

к

детскому

восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень

понимания

учащихся.

Большинство

же

педагогов,

не

обученных

данной

дисциплине, этого не делают. Не имея соответствующих методик по обучению

безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки,

стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения,

проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой

подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает

задач обучения и воспитания учащихся.

Акцент при обучении ПДД делается не столько на опасное (безопасное)

поведение детей на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с

излишней

детализацией.

Например,

обустройства

дорог,

устройства

автомобиля,

велосипеда,

изучения

видов

перекрестков,

дорожной

разметки,

трудных

для

осмысления

сигналов

регулировщика,

типов

железных

дорог,

перечня дорожных знаков для водителей и т.д.

Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на

желание

педагога

заставить

детей

механически

заучить

и

запомнить

непонятную им информацию.

Особенности возрастных психических процессов ребенка (восприятия,

памяти, внимания, воображения, мышления, речи, эмоций), как правило, не

учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и

понимании детьми правил дорожного движения наблюдается довольно большое

расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в

дорожной среде.

Формирование

и

развитие

умений

и

навыков

безопасного

поведения,

превращение

их

в

устойчивые

привычки

является

достаточно

сложным,

длительным

учебно-воспитательным

процессом,

требующим

специальных

упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и

приемов.

Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть

построен

на

основе

педагогических

принципов:

преемственности,

непрерывности,

систематичности,

последовательности,

развивающего

обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

Основные

понятия

правил

дорожного

движения

необходимо

излагать

доступным

и

понятным

детям

языком,

но

не

искажать

их

смысл.

Часто

неправильно

трактуются

понятия:

«пешеходная

дорожка»,

«пешеходный

переход», «стоянка» и «остановка». Неверно объясняется значение дорожных

знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети», как

переход

дороги

детьми

в

месте

его

установки.

Однако,

этот

знак

лишь

информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что

впереди на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом находится

общеобразовательное учреждение или другие детские организации.

Педагоги часто перегружают детей информацией о дорожных знаках и

заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в

основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования

конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и

подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для

пешеходов, и лишь некоторые для водителей.

Особое

внимание

педагогов

следует

уделять

допускаемым

ими

грубейшим ошибкам при обучении правилам дорожного движения. Например,

детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а

рельсовый

спереди.

Практика

показывает,

что

такое

«обучение»,

как

правило, приводит к ДТП. Детям необходимо разъяснить, что при выходе из

маршрутного

транспорта

(если

необходимо

перейти

на

противоположную

сторону проезжей части) следует дойти до ближайшего пешеходного перехода,

а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное

расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в

обе стороны.

Нельзя категорично требовать при переходе проезжей части смотреть

сначала налево, а дойдя до середины — направо. Детям следует внушить, что

транспортное

средство

может

появиться

неожиданно

с

любой

стороны.

Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе

стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасности со

всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя

ситуацию поворотами головы и не останавливаясь посередине.

На занятиях, посвященных теме «Светофор» следует рассказать о разных

типах

светофоров,

но

особое внимание

нужно

уделить

тем

светофорам,

сигналам которых должны подчиняться пешеходы. Это два типа светофоров —

пешеходный

светофор

с

сигналами

красного

и

зеленого

цветов

и

трехсекционный

транспортный

светофор

с

сигналами

красного,

желтого

и

зеленого

цветов,

которым

пешеходы

и

должны

руководствоваться

(см.

п.

4.4.ПДД).

Следует

еще

раз

особо

подчеркнуть,

что

сигналы

транспортных

светофоров

не

распространяются

на

пешеходов.

Пешеходы

должны

руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от

других

одновременно

работающих

сигналов,

и

лишь

при

отсутствии

пешеходных светофоров — только сигналами трехсекционного транспортного

светофора.

Из года в год на занятиях по ПДД детям закладывается устаревшая

установка, которой нет в Правилах дорожного движения:

красный — «стой»

желтый — «приготовься»

зеленый — «иди».

В таком изложении, отсутствующем в ПДД, это «правило» часто звучит в

стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., потому оно хорошо усваивается и

запоминается.

Следуя

такому

«правилу»

дети

приобретают

уверенность

в

безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это

совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2.ПДД) сказано, что красный и желтый

сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни

слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения!

Практика

же

дорожного

движения

подтверждает

опасность

пересечения

проезжей

части

по

зеленому

сигналу

светофора,

если

пешеход

сам

не

предпринимает необходимые меры предосторожности.

Пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу

пешеходам при переходе дороги опасно, тем более детям. Этим разрешением

допустимо воспользоваться, если пешеход видел, когда зеленый сигнал начал

мигать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно

пересечь ее до включения запрещающего сигнала. Детям не следует давать

такую

рекомендацию!

Будет

правильным

объяснить

им,

почему

опасно

переходить

дорогу

по

зеленому

мигающему

сигналу

и

дать

установку

не

начинать переход дороги по этому сигналу!

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение пешеходов и

информирует о предстоящем включении зеленого сигнала. Следует разъяснять

детям опасность перехода дороги по этому сигналу, потому что в этот момент

слева и справа могут двигаться транспортные средства, спешащие закончить

движение до включения для них запрещающего сигнала.

Во

многом

ошибки

в

учебно-методических

и

наглядных

пособиях,

используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением

художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в

неправильных

пропорциях

и

масштабах,

с

нагромождением

мелких

отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся

учебно-методическая

литература,

изданная

до

2012

года,

устарела

и

действующим правилам дорожного движения не соответствует.

Нецелесообразно

использовать

и

некоторые

переводы

по

правилам

дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.),

где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается

российским школьникам.

1.

О «языке» Правил дорожного движения

Правила

дорожного

движения

являются

основным

нормативным

актом,

регулирующим поведение участников дорожного движения. Естественно, что

они

написаны

соответствующим

такого

рода

документам

сухим

языком.

Правда, нельзя не высказать сожаления о том, что и такой документ мог бы

быть написан не столь запутанно. Однако, принимать текст ПДД приходится

таким,

какой

он

есть.

И

задача

педагога

донести содержание

ПДД

до

учащихся, сохранив суть их содержания.

Первое, что в этом отношении должен сделать педагог — это обратить

серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины

(пункт

1.2

ПДД).

При

обучении

учащихся

следует

употреблять

только

указанные в этом пункте ПДД понятия и термины и не употреблять ни их

синонимы, ни архаизмы. К сожалению, на практике и педагоги, и авторы

многих учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия уже десятки

лет тому назад изъятые из ПДД.

Например:

«улица» вместо «дорога»;

«машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус» или «транспортное

средство»;

«мостовая» вместо «проезжая часть»;

«постовой» вместо «регулировщик»;

«шофер» вместо «водитель»;

«ряд» вместо «полоса движения».

А также несуществующий уже давно «островок безопасности».

Иногда

употребляют

«Пешеходная

дорожка»

вместо

«Пешеходный

переход», имеющие самостоятельное значение, «стоянка» вместо «остановка»

или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.

Употребление

не

существующих

терминов

и

понятий,

также

как

и

использование

одних

вместо

других,

не

только

противоречит

Правилам

дорожного движения, но и приводит к размыванию и искажению правильных

понятий, что в свою очередь чревато существенными ошибками в понимании

требований ПДД и в практике их применения.

Что касается используемых в ПДД терминов, которые входят в перечень

пункта 1.2, то расширенные их пояснения, чем в самих Правилах, имеются в

«Комментарии к Правилам дорожного движения РФ».

Разумеется, педагог не только сам должен быть аккуратен и точен в

использовании в своей речи терминов, применяемых в ПДД, но и должен

требовать

того

же

от

учащихся,

которые

должны

не

только

их

знать,

но

понимать их значение.

В стремлении донести доходчиво до детей их содержание, некоторые

педагоги и авторы многих учебных пособий обращаются к детям (иногда даже

не только к младшим, но и к школьникам средних классов) так называемым

«детским» языком, состоящим из уменьшительных существительных и других

ласкающих слух слов и выражений. Эти благие намерения не только не делают

язык

более

доступным

и

понятным,

но

и

искажают

реальную

картину

дорожного

движения.

Ведь

опасными

на

дороге

бывают

автомобили,

а

не

автомобильчики. Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным,

обычным языком.

В одном из комплектов плакатов по ПДД читаем: «Главная опасность на

улице — стоящая машина!».

Возникают

вопросы:

А

движущееся

транспортное

средство

не

предоставляет опасности? Что такое «главная» опасность?

В том же комплекте имеется вопрос: «Что самое опасное на дороге?»

Что

значит

«самое

опасное»,

и

чем

эта

опасность

отличается

от

«главной»?

Обратим внимание на правомерность самой такой постановки вопроса.

Акцентировать внимание детей на чем-то конкретном, как наиболее опасном по

сравнению с чем-то другим, менее опасным, нельзя! В разных ситуациях одно и

то

же

нарушение

ПДД

(допустим,

пересечение

проезжей

части

по

запрещенному сигналу) может оказаться по-разному опасным. Во-первых, в

этом вопросе заключена провокация: такая его постановка отвлекает внимание

от

объективно

существующих

других

опасностей,

выведенный

такой

его

постановкой из сферы внимания пешехода, а во-вторых, как раз именно они

могут оказаться более опасными для пешехода, чем те опасности, на которые

обращено его внимание.

Прежде, чем задавать учащимся тот или иной вопрос, надо оценить его по

крайней мере по двум критериям:

1.Содержание

вопроса

должно

носить

явно

выраженный

обучающий

и

конкретный характер, а его формулировка должна быть логичной и понятной.

2.Вопрос должен предполагать однозначный, конкретный и исчерпывающий

ответ,

не

противоречащий

Правилам

дорожного

движения

и

требованиям

безопасного поведения на дороге.

На

занятиях

по

ПДД

следует

обязательно

уделять

особое

внимание

умению

учащихся

ясно

и

четко

выражать

свои

мысли,

добиваться

точных

формулировок в ответах на вопросы, в объяснениях своих действий, связанных

с безопасным поведением на дороге.

2.

Ошибки в учебных пособиях по правилам дорожного движения

«Детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных мультиков

и

комиксов,

совершенно

неприемлемы

в

качестве

иллюстраций

учебных

пособий.

Забавные картинки привлекают внимание детей, радуют и развлекают их,

достигая при этом результата прямо противоположного требуемому. Ведь задача

иллюстрирования отдельных пунктов, требований и установок ПДД — сделать

их более доступными и понятными детям, облегчить им восприятие текста,

разъяснить опасность нарушений ПДД.

Смешные картинки по определению этого сделать не могут. Более того,

они работают на разрушение авторитета Правил, на подрыв доверия к ним.

Детей

нельзя

запугивать

опасностями

на

дороге,

нельзя

допускать,

чтобы

разумное чувство осторожности перерастало в панический страх, но не следует,

и

преуменьшать

возможные

последствия.

Полезнее

все

же

разъяснять

и

показывать реальные опасности и их последствия.

Особо

следует

обратить

внимание

на

то,

как

в

учебных

пособиях

изображены

сотрудники полиции, и в том числе ГИБДД. Это не блюстители

порядка на дорогах, не строгие и добрые друзья-наставники детей, которые

воспитывают

культуру

и

безопасное

поведение.

Это

же

какие-то

глупые

весельчаки.

Могут

такие

картиночки

воспитывать

детей,

вызвать

доверие

к

сотрудникам ГИБДД, поддерживать их авторитет? Ответ однозначен — «НЕТ!»

Заключение

Не каждый педагог, преподающий ПДД, может оценить качество учебной

литературы и пособий, которыми ему приходится пользоваться. Чтобы избежать

возможных ошибок при проведении занятий рекомендую следующее:

1.Ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала

с текстом правил дорожного движения, как бы вы не уверены были в его

достоверности.

2.Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание

которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ ПДД. Поэтому

каждому педагогу, работающему по данному направлению деятельности надо

иметь официальное издание ПДД. Определить качество книги можно лишь

при условии хороших знаний ПДД.

3.Получить

рекомендации

или

посоветоваться

о

качестве,

какой-

либо

конкретной

книги

можно

с

опытными

педагогами,

методистами

или

компетентными сотрудниками ГИБДД.

4.Имеющиеся

в

книгах

ссылки

на

то,

что

данная

книга

допущена

или

рекомендована в качестве учебника, а также имеет консультанта от ГИБДД,

далеко не всегда являются гарантией качества ее содержания.

5.Необходимо иметь в виду, что все методические разработки, изданные до

2014

года,

устарели

и

действующим

правилам

дорожного

движения

не

соответствуют.

Литература

1.Вострекова, М. Психолого-педагогические условия безопасного поведения

на дорогах: особенности поведения младших школьников на дороге [Текст]

/М. Вострекова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. — №5. – С. 27 –

29.

2.Обучение

детей

правилам

дорожного

движения.

Методическое

пособие

[Текст] / Составители: Е.Г. Сахновская, Л.Ю. Пахтусова– Екатеринбург, 2003.

– 148 с.

3.Поддубная,

Л.

Б.

Система

работы

по

профилактике

детского

дорожно-

транспортного

травматизма

в

образовательном

учреждении

[Текст]

/Л.Б.

Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», — С.58-76

4.Правила дорожного движения Российской Федерации [Текст]. – М:Атберг,

2014.-61с.

5.Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями,

вступившими в силу 30.07.2012) «О безопасности дорожного движения»

6.Форштат,

М.

Л.

О

некоторых

ошибках

в

печатных

работах

по

ПДД

[Текст] /М. Л.Форштат// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 1. –

С.38-41.

7.Форштат, М. Л. О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного

движения [Текст] /М. Л.Форштат.– С.-Пб., 2001. – 44 с.

8.Форштат,

М.

Л.

Опасная

тенденция.

Детский

дорожно-транспортный

травматизм:

вчера

и

сегодня

[Текст]

/М.

Л.Форштат

//

ОБЖ.

Основы

безопасности жизни. – 2006. – № 3. – С.38-42.



В раздел образования