Напоминание

"Как знакомить дошкольников с правилами пожарной безопасности"


Автор: Канищева Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мценска "Детский сад №10"
Населённый пункт: город Мценск Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как знакомить дошкольников с правилами пожарной безопасности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как знакомить дошкольников с правилами пожарной безопасности

Канищева Н.А., воспитатель

МБДОУ г. Мценск «Детский сад №10»

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно

быть, но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий

мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые

напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

Веселый детский смех... Что может быть радостнее для родителей, бабушек и

дедушек, да и вообще, всех окружающих, включая и нас - педагогов. Но

иногда случается, что жизнь малыша трагически обрывается в огне пожара. И

чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя

должного

внимания

привитию

детям

навыков

осторожного

обращения

с

огнем и обучению их элементарным правилам профилактики пожаров и

правилам

поведения

при

их

возникновении.

Поэтому

основная

задача

взрослых - привить детям культуру безопасного поведения.

Знание и соблюдение правил противопожарных требований только тогда

становятся

естественными

в

поведении

человека,

когда

они

привиты

с

детства. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: "Искру туши до

пожара, беду отводи до удара". За ней угадывается опыт многих поколений

наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с

огнем не нов. Но данные статистики говорят о том, что количество пожаров

от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети.

Поэтому я поставила перед собой цель: формирование у дошкольников

основ пожарной безопасности.

Свою работу строю по принципу взаимопроникновения и взаимодействия

различных

образовательных

областей,

что

обеспечивает

целостность

образовательного

процесса

и

способствует

разностороннему

развитию

ребенка

до

уровня,

соответствующего

его

возрастным

возможностям

и

федеральному

государственному

общеобразовательному

стандарту.

Реализация этой темы осуществляется в непосредственной образовательной

деятельности,

совместной

деятельности

и

самостоятельной

деятельности.

Через различные формы работы с детьми:

проектная деятельность;

беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

игровая деятельность;

моделирование заданных ситуаций.

В своей работе в процессе непосредственной образовательной

деятельности знакомлю детей с причинами возникновения пожара, объясняю,

почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места, а нужно немедленно

постараться выйти из помещения, позвать на помощь взрослых; как погасить

маленький

огонь

песком,

водой

или

плотной

тканью;

как

вывести

из

задымленного

помещения

других

детей;

как

набрать

номер

телефона

пожарной части, правильно называть адрес и свое имя. Одновременно с

изучением правил при возникновении пожара расширяла знания детей о том,

как бороться с огнем. Для этого использовала плакаты "Правила поведения

при пожаре", "Не играй с огнем!". Проводила с детьми беседы: "Это спичка -

невеличка";

"Пожарные

-

смелые,

отважные,

умелые";

"Огонь

в

жизни

человека"; "Правила поведения при пожаре"; логические задачи: "Что делать,

если...?", способствующие формированию навыков пожарной безопасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного

поведения

считаю

ситуативно-имитационное

моделирование.

Ребят

учу

находить пути выхода при создании таких ситуаций, как "Если возникает

пожар ...", "Что будет, если зажечь спички...", "Если не потушить костер...",

"Если нет воды ...", и т.д. Общаясь в игровых ситуациях, "проговаривая"

правила поведения, имитируя действия с потенциально опасными бытовыми

предметами способствует формированию опыта безопасности в быту.

Большое внимание уделяю чтению художественной литературы на данную

тематику,

т.к.

на

практике

убедилась,

что

литература

заставляет

ребенка

задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в

повседневной жизни.

В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень

эффективен. Мною составлен и проведен проект: "Правила безопасности".

Использование проектного метода позволило детям "прожить" тему в разных

видах

деятельности,

не

испытывая

сложности

перехода

от

предмета

к

предмету,

усвоить

больший

объем

информации,

осмыслить

связи

между

предметами и явлениями.

Применяю информационно-коммуникативные технологии. Это позволяет

разнообразить образовательную деятельность, сделать ее яркой, насыщенной,

использовать разные способы подачи нового материала. Учитывая то, что

игра является основным видом деятельности дошкольников, использовала

разнообразную игровую деятельность.

Дидактические игры учат детей думать, рассуждать, помогают не

растеряться и правильно действовать в различных ситуациях; побуждают

дошкольников быть внимательным, учат объяснять свои действия в ходе игры

и

анализировать

результат.

В

своей

работе

использовала

игры:

"Что

пожарный

возьмет

с

собой

для

тушения

пожара?";

"Можно

-

нельзя";

"Добрый и злой огонь"; "Если случится беда?" и др.

Сюжетно-ролевые игры способствуют повышению качества усвоения

познавательного материала. Это игры: "Пожарные", "Пожар в лесу", "Помоги

Незнайке", "Спасение попавших в пожар" и т.д. Эти игры дают ребенку

"доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми

делают

возможным

освоение,

казалось

бы,

недосягаемой

для

него

действительностью". (А.Н.Леонтьев).

Постоянно изменяю условия игры, внося все новые элементы правил

пожарной

безопасности,

ненавязчиво

прививаю

детям

осторожность

при

обращении с огнем.

С большим интересом дети участвовали в играх-соревнованиях,

например: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет

листок с нарисованным пламенем) и др.

Старших дошкольников очень привлекают спортивные игры с элементами

соревнования.

А

соревнования

с

учетом

пожарной

тематики,

наиболее

привлекательны для детей этого возраста. Они хотят быть похожими на

пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и

смелыми героями.

Работу по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности

осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников через:

совместные рисунки, поделки для выставки;

совместные развлечения и досуги;

родительские собрания;

индивидуальные консультации;

оформление стендов и родительских уголков;

анкетирование;

выставки детских работ совместно с родителями;

цикл

консультаций

и

информационных

бюллетеней:

"Правила

пожарной безопасности", "Советы родителям", "Как вести себя при

пожаре", "Огонь - опасность" и др.

На родительских собраниях, семинарах знакомлю родителей с системой

работы

по

формированию

у

детей

основ

пожарной

безопасности.

Через

беседы,

консультации,

развлечения,

совместные

с

детьми

и

родителями

стараюсь убедить пап и мам воспитанников в том, что нельзя требовать от

ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если взрослые сами не

всегда ему следуют. А разобщенность в требованиях, предъявленных детям в

ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Таким образом, планомерная и систематическая деятельность взрослых,

направленная на формирование основ пожарной безопасности детей является

важным

условием

подготовки

ребенка

к

безопасному

существованию

в

окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна

проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.



В раздел образования