Напоминание

"История создания Средней общеобразовательной школы - интерната народного искусства для одарённых детей им. В.Г. Захарченко"


Автор: Подгорная Лариса Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ КК "Средняя общеобразовательная школа - интернат народного искусства для одарённых детей им. В.Г. Захарченко"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "История создания Средней общеобразовательной школы - интерната народного искусства для одарённых детей им. В.Г. Захарченко"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ КК «Средняя общеобразовательная школа – интернат народного искусства для

одарённых детей им. В.Г. Захарченко»

Л.В. ПОДГОРНАЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ –

ИНТЕРНАТА НАРОДНОГО ИСКУССТВА

ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ им. В.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Краснодар

2018

В

контексте

этнохудожественного

образования

и

воспитания

детей

СОШ-интернат им. В.Г. Захарченко занимает ведущие позиции не только на

уровне региона, но и на уровне государственной политики страны. Отделение

хорового

народного

пения

является

ведущим

в

образовательном

процессе

школы. Рассмотрим историю создания СОШ-интерната им. В.Г. Захарченко,

его концепцию и структуру.

Исторические

процессы

в

области

образования

и

культуры

свидетельствуют о том, что сначала стали формироваться хоровые отделения

академической

направленности.

Хоровые

студии,

кружки

стали

широко

появляться

вместе

с

развитием

системы

дополнительного

музыкально-

эстетического образования детей в 60-70 годы XX века.

В

конце 80-х – начале 90-х годов в ДМШ и ДШИ стали появляться

детские фольклорные ансамбли, возникла потребность в открытии в ДМШ и

ДШИ

отделений

народного

хорового

пения.

Благодаря

поддержке

на

государственном уровне, в регионах на базе учреждений дополнительного

образования

появилось

множество

детских

фольклорных

коллективов,

в

которых стала проводиться работа по обучению детей народной манере пения

в традициях своего региона.

Учебный план таких отделений включал как обязательные предметы

(сольфеджио, музыкальная литература, игра на музыкальном инструменте, в

частности,

на

фортепиано,

хоровое

и

сольное

народное

пение),

так

и

предметы

по

выбору

с

учетом

специфики

отделения

(народный

танец,

народное творчество и др.).

На Кубани система дополнительного музыкального образования детей

имеет

свои

уникальные

традиции. Первая

кубанская

музыкальная

школа

появилась еще в марте 1812 года и была создана для обучения 38 человек. В

основном, мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет обучали игре на музыкальных

инструментах военного духового оркестра и 25 учеников музыкантского хора

или капеллы, как тогда принято было называть, учили петь. Репертуар певчих

состоял не только из народных песен, но большей частью из духовной хоровой

русской музыки.

С

тех

пор

прошло

два

столетия.

Произошли

большие

перемены

в

социальной и духовной жизни Кубани, но неизменными остались любовь и

бережное отношение к народной культуре кубанского казачества и кубанского

региона.

Как известно, большой пропагандист народного фольклорного искусства

и руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора

Виктор Гаврилович Захарченко давно вынашивал идею создания при хоре

уникальной детской школы народного искусства, которая бы дала возможность

юным

кубанцам

изучать

и

тем

самым

сохранять

народные

традиции

и

культуру Кубани.

Реализация его идеи нашла свое воплощение в создании в 1985 г. на базе

Кубанского казачьего хора и Хорового общества Краснодарского края детского

хорового коллектива под названием «Спутник Кубанского хора». Основой его

стали дети 5-10 лет. Как отмечает в своей статье «Их песню подхватят внуки»

Л. Погодина, В.Г. Захарченко стал искать людей, которые смогли бы помочь

воплотить задуманное в жизнь. Так в поле зрения Виктора Гавриловича попала

Наталья

Владимировна

Безуглова,

которая

и

стала

руководителем

этого

коллектива.

Закончив

Академию

хорового

пения,

Наталья

Владимировна

попала по распределению в станицу Елизаветинскую Краснодарского края, где

должна

была

обучать

детей

академическому

пению.

Познакомившись

с

ребятами, она обнаружила, что дети достаточно прилично пели в народной

манере, преподаватель не стала ее менять. Именно этот факт предопределил

дальнейшую

судьбу

Натальи

Владимировны,

а

ее

упорная

и

кропотливая

хоровая работа с детьми привела к тому, что этот коллектив обратил на себя

внимание

руководителя

Кубанского

казачьего

хора,

а

бывшей

выпускнице

Академии хорового пения было суждено оказаться у истоков благого дела.

В процессе работы творческого коллектива стало ясно, что необходимо

охватить

все

направления

народного

искусства

для

более

широкого

привлечения детей к изучению кубанского фольклора. Решили обучать детей

не

только

народному

хоровому

пению,

но

и

народному

танцу,

игре

на

народных

инструментах,

декоративно-прикладному

искусству.

Все

организационные вопросы по воплощению этой идеи В.Г. Захарченко взял на

себя.

В 1990 г. в период развития демократии и возрождения казачества В.Г.

Захарченко опубликовывает свою концепцию о «Сохранении и возрождении

фольклорных традиций», в которой ясно излагает цели и задачи своей идеи.

Главная цель – сохранение в крае традиционной среды, ее изучение,

творческое освоение и развитие в современных условиях. Основные задачи

заключались в следующем:

- создание целостной системы обучения и воспитания кадров среднего и

высшего звена по всем видам жанров традиционной казачьей культуры, для

работы в профессиональных и самодеятельных народных хорах, сценических

фольклорных ансамблях, в детских яслях и садах, в музыкальных школах и

школах

искусств,

музыкальных

училищах

и

училищах

искусств,

консерваториях, университетах, академиях культуры;

-

воспитание

подрастающего

поколения

в

любви

к

традиционной

национальной культуре и отечественным духовным ценностям;

- формирование национального самосознания, исторической памяти и

чувства патриотизма.

Опубликованная

концепция

стала

находить

своих

сторонников

педагогов и музыкантов, небезразличных к судьбе своей культуры и Родины.

Практическое

воплощение

концепция

«Сохранения

и

возрождения

фольклорных

традиций»

получила

в

создании

Центра

народной

культуры

Кубани

(ЦНКК),

с

1998

г.

переименованного

в

Государственное

научно-

творческое

учреждение

(ГНТУ),

основателем

которого

также

стал

В.Г.

Захарченко.

В

его

состав

вошли

профессора,

исследователи,

теоретики,

научные

сотрудники.

Этот

центр

оказался

единственным

в

стране

учреждением культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно

в те годы занималось возрождением традиционной народной культуры. В

структуру ЦНКК вошли следующие отделы:

1. Научный фольклорно-этнографический отдел.

2.Отдел

традиционных

праздников,

обрядов

и

фестивалей,

который

состоит из Ассоциации фольклорных коллективов края; фольклорного театра;

театра ростовых кукол.

3. Издательский отдел: научная библиотека; студия звуко- и видеозаписи.

4.

Педагогический

отдел:

детская

экспериментальная

средняя

общеобразовательная школа народного искусства Кубанского казачьего хора.

5. Государственный академический Кубанский казачий хор.

6. Государственный молодежный казачий ансамбль «Криница».

7. Благотворительный Фонд Возрождения народной культуры Кубани.

Сотрудником педагогического отдела ЦНКК Н.Н. Гаврюшенко в 1990г.

была разработана «Концепция детской школы народного искусства», которая

полностью

основывалась

на

идеях

В.Г.

Захарченко:

«О

масштабном

возрождении традиционной народной культуры края, культуры обладающей

богатейшим духовным потенциалом, актуальным для нашего времени».

В

1990

г.

с

реализацией

«Концепции

детской

школы

народного

искусства», на основе этого хорового коллектива, создается студия народного

искусства при ЦНКК, без цикла общеобразовательных предметов (на правах

внешкольного учреждения). В ней стали обучать детей не только хоровому

пению, но и народному танцу, игре на народных инструментах, декоративно-

прикладному

искусству.

Все

организационные

вопросы

взял

на

себя

профессор и руководитель Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко. Ему

активно помогал педагог по классу духовых инструментов Н.В. Кравец и

педагог по классу народного танца С.Н. Погорелов.

Согласно концепции Н.Н. Гаврюшенко, создание специализированного

детского учебного заведения нового типа, должно было бы включать циклы

обучения

народному

искусству

и

цикл

общеобразовательных

предметов.

Таким образом, период с 1990-1992 гг., организацию и работу детской студии

народного искусства можно считать I этапом в становлении будущей школы

народного искусства.

В 1992-1995 гг. осуществляется II этап становления СОШ-интерната им.

В.Г. Захарченко. На базе студии открывается Краевая детская школа народного

искусства при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре. В ее

структуре

утверждаются

две

ступени:

1)

дошкольное

подготовительное

отделение; 2) 1-11 классы школы. Директором школы был назначен Н.В.

Кравец.

Первыми преподавателями-энтузиастами своего дела были:

По классу народного хорового пения: Н.В. Безуглова, Е.В. Зуб,

В.И. Ярешко;

По классу народных инструментов: А.К. Головко, К.Н. Головко, М.Х.

Степура, Л.В. Цихоцкая;

По классу духовых инструментов: О.Н. Вавилин, Н.В. Кравец,

Е.В. Омельченко;

По

классу

декоративно-прикладного

искусства:

Л.Е.

Горелова,

Е.В.

Мамонова;

Концертмейстеры музыкальных специализаций: Е.В. Вавилина,

И.И. Зимников, А.И. Касьянов, А.А. Кузьмина.

В

1992

г.

впервые

в

Краснодарском

крае

на

отделении

народных

инструментов

Краевой

детской

школы

народного

искусства

на

профессиональной основе под руководством К.Н. Головко и А.К. Головко,

было организованно обучение игре на гармонике-хромке.

В 1993 г. был создан ансамбль бандуристов под руководством Л.В.

Цихоцкой. Было удивительно, что именно на кубанской земле старинный

украинский инструмент получил свою вторую жизнь. Бандура не случайно

имеет право называться не только национальным инструментом Украины, но и

Кубани. Этот инструмент «пришел» на Кубань с запорожскими казаками из

центральных регионов Украины, Черниговщины и Полтавщины. И именно в

Краснодаре в 1913 г. появилась первая капелла бандуристов, а позже, в 1918г.

Капелла появилась в Киеве. И вот через 60 лет бандура снова зазвучала в

детских руках под руководством вдохновенного и талантливого педагога

Л.В. Цихоцкой.

Первые годы были для преподавателей школы тяжелыми – не хватало

классов,

инструментов,

костюмов.

Так,

например,

работа

ансамбля

бандуристов была осложнена отсутствием бандур. Инструментов в крае не

было, а те, что были – стояли в музее. Л.В. Цихоцкая привезла с Украины, где

сама

родилась

и

училась,

три

бандуры,

подаренные

бывшими

однокурсницами.

Ноты

и

литературу

для

бандуры

она

собирала

по

музыкальным школам.

В

деле

же

обучения

аутентичному

народному

искусству

школа

располагала на начальном этапе весьма небольшим опытом. Скудными были

знания в области местных Кубанских казачьих традиций, а по музыкальной

народной педагогике они и вовсе отсутствовали. Предстояла большая работа

этнографам,

фольклористам,

словесникам,

историкам-краеведам,

инструментоведам,

специалистам

по

народно-прикладному

искусству,

народным

промыслам

и

ремеслам,

народному

танцу.

Необходима

была

обработка и систематизация уже имеющегося этнографического материала и

большая работа по расшифровке и публикации Кубанских казачьих песен.

Этим стали активно заниматься не только ученые и исследователи в

Центре народной культуры Кубани, но и сами педагоги и учащиеся Краевой

детской школы народного искусства. Дети вместе с педагогами и артистами

Кубанского казачьего хора выезжали в станицы, где записывали народные

песни, собирали материал для будущих выступлений. Помимо проведения

фольклорных

экспедиций

преподаватели

школы

приглашали

и

принимали

бабушек из станиц, вели запись их песен. Большую работу в этом направлении

осуществляли

такие

преподаватели-энтузиасты

как

Н.В.

Безуглова,

Л.Е.

Горелова, Т.Л. Здебская, Е.В. Зуб, Е.В. Мамонова, В.И. Ярешко.

Непосредственное

общение

с

носителями

и

хранителями

народных

традиций весьма положительно сказалось на изучении фольклора учащимися.

Огромное

значение

в

распространении

казачьего

фольклора

и

подготовки

музыкального материала имел редакционно-издательский отдел ЦНКК. Он

подготовил к изданию многотомную серию «Фольклор и этнография Кубани»,

учебно-методические пособия по традиционной культуре, сборник народных

песен, издал труды дореволюционных собирателей Кубанского казачьего

фольклора

Г.

Концевича,

А.

Бигдая

(первый

том

его

«Песен

Кубанских

казаков» в редакции В.Г. Захарченко вышел в свет в 1992 г.).

Усилия педагогического коллектива и неиссякающее детское стремление

к

познанию

родной

культуры

были

отмечены

на

всероссийских

и

международных фестивалях народного фольклорного искусства в Москве, во

Франции, в Польше, Украине. Постепенно детские творческие коллективы

стали

заниматься

концертной

и

выставочной

деятельностью

на

высоком

профессиональном

уровне

и

гастролировать

не

только

в

Краснодаре

и

Краснодарском крае, но и в других регионах страны, ближнем и дальнем

зарубежье.

С каждым годом росло мастерство педагогического коллектива, качество

выставок,

программ

исполняемых

творческими

детскими

коллективами

Краевой

детской

школой

народного

искусства.

Ее

успехи

были

отмечены

Краевой администрацией, в результате чего в 1995г. детская школа народного

искусства получила отдельное здание.

Поэтому, с 1995 г. можно считать, что школа перешла на III этап своего

развития. На этом этапе были юридически отрегулированы правовые вопросы

по соотношению прерогатив Центра народной культуры Кубани (профильное

знание:

народное

искусство)

и

союзных

республиканских

ведомств

просвещения

(базовое

общеобразовательное

знание).

Был

учрежден

экспериментальный статус детской школы народного искусства на уровне

республиканских министерств просвещения и культуры.

Получив свое учебное здание и защитив все правовые вопросы, детская

школа

народного

искусства

стала

называться:

«Краевая

детская

экспериментальная средняя общеобразовательная школа народного искусства

Кубанского казачьего хора», ее художественным руководителем стал народный

артист Украины, России и Республики Адыгея, профессор, композитор В.Г.

Захарченко.

В

2005

году

принято

решение

о

строительстве

интерната,

который

изменил статус школы и решил многие проблемы учебно-воспитательного

процесса. С этого момента школа вступила в IV этап своего развития, так как

появился интернат для проживания учащихся из отдалённых уголков нашего

края.

Школа получила новое название «Средняя общеобразовательная школа-

интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко».

На

сегодняшний

день

в

СОШ-интернате

им.

В.Г.

Захарченко

дети

обучаются с 6 лет, до 5-го класса они проходят программу школы искусств, а

с 5-го по 11-й класс совмещают общеобразовательный цикл с курсами по

искусству.

В

СОШ-интерната

им.

В.Г.

Захарченко

функционируют

следующие

отделения:

Класс народного хорового пения: заведующая отделением Т.Л. Здебская.

Класс народных инструментов: заведующий отделением Е.Н. Фёдоров;

Класс

духовых

и

ударных

инструментов:

заведующий

отделением

О.Н.

Вавилин.

Класс общего фортепиано: заведующая отделением И.А. Бессмельницина.

Класс

теоретических

дисциплин:

заведующая

отделением

М.С.

Вострикова.

Класс декоративно-прикладного искусства и народных ремесел:

заведующая отделением Э.В. Передерий.

Педагогический состав школы представлен выдающимися людьми

современной музыкальной культуры, среди которых Заслуженные работники

культуры Кубани: Т.Л. Здебская, Ж.Г. Колногузенко, В.И. Кравченко,

Е.В. Лимарева, И.М. Малышева, Л.В. Цихоцкая, В.И. Ярешко и др.

За короткий период существования СОШ-интерната им. В.Г. Захарченко

достигнуты значительные успехи в воспитании учащихся на основе казачьего

фольклора.

Творческие

коллективы

школы

неоднократно

были

лауреатами

международных

и

всероссийских

конкурсов

и

фестивалей

народного

творчества, побывали в Белоруссии, Молдавии, Украине, Болгарии, Венгрии,

Германии, во Франции, Польше, Турции, Италии, Португалии.

Но

самая

дорогая

и

значимая

для

школы

награда

получена

в

дни

празднования

60-летнего

юбилея

Великой

Победы

Почетная

грамота

Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Выпускники

школы

успешно

выступают

в

творческом

составе

Кубанского

казачьего

хора

и

других

профессиональных

творческих

коллективах, другие продолжают дело своих учителей, создавая в городах и

станицах края новые коллективы народной песни и танца.

Большая

концертная

деятельность,

участие

в

важных

и

наиболее

значимых

для

пропаганды

народного

искусства

Кубани

международных

и

всероссийских детских фольклорных конкурсах и фестивалях, не могли не

сказываться

на

выполнении

учащимися

программы

общеобразовательной

школы.

Поэтому

с

1996

года

в

школе

объединены

две

образовательные

программы

среднего

общего

(полного)

образования

и

дополнительного

образования детей в области культуры и искусства в одном образовательном

учреждении. В результате этого СОШ-интернат стала школой полного дня, что

позволило

во

время

группы

продленного

дня

параллельно

с

посещением

занятий

по

искусству,

выполнять

домашние

задания,

дополнительно

заниматься

с

преподавателями,

восполняя

пробелы

в

знаниях

вследствие

активной концертно-гастрольной деятельности.

Сегодня

Школа

Кубанского

казачьего

хора

является

специфическим

учебным заведением с четким профилем: традиционное народное искусство.

Недавно

школа

получила

имя

своего

прославленного

создателя

и

теперь

называется «СОШ-интернат для одаренных детей им. В.Г. Захарченко». Она

является преимущественно образовательным учреждением, обеспечивающим

массовое художественное воспитание средствами народного искусства.



В раздел образования