Авторы: Будаина Екатерина Владимировна, Павлова Елена Валерьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ г. Иркутска детский сад №182
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники в речевом развитии детей с ОВЗ".
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехники в
речевом развитии детей с ОВЗ.
Воспитатели Будаина Екатерина Владимировна и Павлова Елена Валерьевна.
МБДОУ г. Иркутска детский сад №182
На
протяжении
всего
дошкольного
возраста
ребёнок
сталкивается
с
разными
и
довольно
сложными
задачами,
требующими
выделения
и
использования
связей
в
отношении
между
действиями,
явлениями,
последствиями.
Во
время
развития познавательных
интересов
у
детей,
освоения окружающего мира мы всё чаше всего прибегаем к использованию
моделей,
мнемотаблиц,
каких-либо
схем.
Детям
с
ОВЗ
необходимы
вспомогательные
средства,
которые
будут
эффективно
справляться
с
процессом становления речевого высказывания у ребенка. Один из факторов
– это наглядность или конкретность. Увидев на практике всю эффективность
наглядного материала, я также попробовала приемы мнемотехники со своими
воспитанниками.
В
группе
с
нарушением
интеллекта,
использование
мнемотехники наиболее успешно в различных видах деятельности.
Мнемотехника
–
это
целая
система
методов
и
приемов,
которые
обеспечивают
алгоритм
запоминания
и
освоения
детьми
все
более
интересных
знаний
об
окружающем
мире,
сохранение
какой
–
либо
информации
в
головном
мозге.
Благодаря
этому
методу
пополняется
не
только словарный запас, но и расширяются знания об окружающем нас мире.
Комплекс заучивания стихов для детей по данной методике превращается в
определенную игру и является одним из простых способов развития речи
детей с ОВЗ, а также запоминания информации. Развивается мелкая моторика
рук.
Самое
главное
и
немаловажное использование
мнемотехники
существенно сокращает время обучения.
В самом начале внедрения мнемотехники и активного ее использования,
детей
знакомят
с
мнемоквадратами. Главная задача ребенка при изучении
мнемоквадрата заключается в том чтобы назвать изображенное на карточке.
Мнемоквадрат - своего рода карточка со знакомым для ребенка изображением
(колготки,
носки,
свитер,
шапка
и
д.р.).
Изучив
мнемоквадрат,
задание
усложняется, но не на много, мнемоквадрат превращается в мнемодорожку,
которая в свою очередь состоит из нескольких мнемоквадратов, из которых
ребенок
должен
составить
рассказ
длинною
в
2-3
предложения
или
расположить
картинки
так,
чтоб
была
определенная
правильная
последовательность. К примеру, сначала я надеваю колготки, потом брюки,
затем свитер, шапку, сапоги, куртку.
Наглядно-действенное
мышление
тесно
связано
с
речью.
Взрослые
руководят действиями ребенка при помощи речи, ставят перед ним задачи
различного рода (познавательные, практические), учат способам их решения.
Чтобы
научить детей с ОВЗ
проводить
простейшие
аналогии используют
различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы. Мнемотаблицы -
это
графическое
или
частично
графическое
изображение
некоторых
действий,
персонажей
сказки,
явлений
природы
и
др.
путем
выделения
смысловых звеньев сюжета. Необходимо передать условно-наглядную схему
так,
чтобы
нарисованное
было
понятно
детям.
Любой
педагог,
даже
не
имеющий
художественных
способностей,
способен
нарисовать
символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Первоначально
таблицы
составляют
педагоги
и,
родители,
затем
можно
подключить
ребенка,
тем
самым, мнемотехника
повлияет
не
только
на
развитие памяти, но и на визуализацию образов ребенка. На начальном этапе,
особенно для детей с ОВЗ, необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у
детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок –желтый, ягодка –
красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить
персонажа в графическом виде. Например, цыпленок – состоит из желтых
геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый
круг и т. д.). Для старшего возраста схемы желательно рисовать в одном
цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость изображений. На сегодня –
фразовая речь у детей с ОВЗ – явление крайне редкое. В речи существуют
множество
проблем,
либо
она
совсем
отсутствует.
Использование
мнемотехники у детей с ОВЗ является возможным и наиболее эффекивным в
непрерывной
образовательной
деятельности.
Схемы
помогают
детям
определить главные признаки и свойства изучаемого предмета, установить
последовательность изложения; обогащают словарный запас детей. Модели
используются в ходе совместных бесед и наблюдений. Интересным приёмом
мнемотехники
является
пиктограмма
-
рисунчатое
письмо.
Можно
использовать для заучивания стихотворений и отгадывания загадок, каждой
фразе или строчке соответствует своя картинка. Увидев рисунок, ребенок
легко запоминает стихотворение. Использование пиктограмм способствует
развитию
слуховой
памяти,
процесс
заучивания
стихотворений
более
осмысленный
и
интересный.
Можно
научить детей
фразовой
речи
с
употреблением предлогов при помощи простых знаков и схем. Одним из
решения для развития речи детей стали рассказы, в которых текст частично
изображен
картинкой.
Педагог
начинает
фразу,
а
ребенок
продолжает,
называя
картинку.
Обязательна
игра
с
пальчиками.
Пальчиковые
игры
разнообразны
и
могут
быть
представлены
в
разном виде:
пальчиковые
театры, игры с крупами, с прищепками, со стихотворным сопровождением.
При
ознакомлении
с
художественной
литературой
и
при
составлении
рассказов
необходимо использовать
мнемотехнику
крайне
широко.
Совместно
с
детьми
читаем,
рассматриваем
иллюстрации,
отслеживаем
последовательность
событий
с
помощью мнемотаблиц.
Пример:
сказка
«Теремок».
Занятие
состоит
из
нескольких
этапов
с
соответствующими
задачами:
Этап 1. Рассматривание таблиц и разбор изображений.
Этап
2.
Осуществляется
перекодирование
информации,
т.
е .
преобразование из символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой
на символы, т.е. отработка метода запоминания (пересказ сказки могут вести
сами дети, с незначительной помощью взрослого, или пересказывать вместе с
воспитателем).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.
Этап 5. При воспроизведении сказки основной упор идет на изображение
главных
героев.
Детям
задают
вопросы:
«Какая
сказка «спряталась»
в
таблицу?
Про
кого
эта
сказка?».
Через
сказку
дети
также
знакомятся
с
сезонными
явлениями
природы.
С
этой
целью
мы используются
мнемотаблицы, которые несут в себе обучающую информацию, как правило,
еще незнакомую детям. При этом основная задача педагога, заключается в
том, чтобы донести до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Помимо
менемотаблиц, используются схематические
изображения
и
наглядные
модели
явлений
природы,
признаков
времени
года.
Модели
помогают
формировать
у детей
представление
об
основных
сезонных
изменениях в природе.
Использование мнемотаблиц – это наиболее эффективная работа, так как
позволяет детям легче воспринимать зрительную информацию, сохранять и
воспроизводить
её.
Также
обязательно использование настольно-печатных
игр, которые помогают детям классифицировать предметы, развивать речь,
зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, логическое и образное
мышление, интерес к окружающему миру.
Использование мнемотаблиц возможно при самостоятельной деятельности
детей в играх:
1. «Что сначала, что потом?»
2. «Лото» по обобщающим понятиям.
3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найди лишнюю картинку. «Четвертый лишний»
5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.
7. Д/п «Блоки Дьенеша» - использование карточек-символов и др.
В группах коррекционной направленности с ОВЗ возрастает число детей с
РАС.
Для
т аких детей
наиболее
эффективно
использование
карточек
(символов,
жестов)
как
средства
общения.
Обучение детей
фразам
происходит при помощи, изображенных на картинках желаний, событий.
Моделирование
облегчает
процесс
запоминания
и
усвоения
информации.
При этом виде деятельности работают не только слуховые, но и зрительные
анализаторы. Дети с легко вспоминают картинку, а затем и сопутствующий
текст. Примерами мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на
изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания,
сервировки стола. Ребенку сложно запомнить сразу весь алгоритм действий и
для
того
чтобы
выработать
определенные
навыки
и
умения
в
процесс
обучения вводятся схемы или мнемотаблицы.
Развитие
знаковой
функции
у
ребенка
происходит
во
время
игры,
рисования,
конструирования
и
других
видов
деятельности,
он
начинает
овладевать
простейшими
моделями.
Для детей с ОВЗ в образовательной
деятельности
в
продуктивных
видах
деятельности, используются
схемы,
алгоритмы. Словесные объяснения дети не всегда понимают, а, действуя с
составными
предметами,
усваивают
названия «часть»
и «целое».
При
помощи
схематического
изображения
дети
с
ОВЗ
понимают,
что
любой
целый предмет может быть разделен или восстановлен из составных частей.
Формируя
у детей с ОВЗ, элементарные математические представления, с
детьми старшего возраста, используются карточки задания сравнения двух
групп соотнесения количества предметов с цифрой. Для развития моторики,
выкладываются из счетных палочек различные картинки, используя схемы-
образцы. Так же используются схематические карточки-задания «Соедини по
точкам»
д л я развития
графических
навыков.
В
и г р е использование
мнемотехники эффективно и обязательно. Например, готовя куклам обед,
используется
мнемотаблица «Как сварить суп?». В сюжетно-ролевой игре
«Больница»
рассматриваются мнемодорожки «Что
нужно
для
работы
врачу»
или «Что нужно, чтобы быть здоровым». В строительных играх
также используются схемы-модели.
Д л я детей
с
ОВЗ,
это
все
индивидуально
по
возможностям развития
каждого ребенка. Многие родители детей с РАС осведомлены через интернет
ресурсы
об
эффективном использовании
схематических
карточек
для
общения с ребенком. Например, родителям, можно предложить нарисовать
совместно с ребенком схемы-рисунки о том, как прошел его день. А можно
дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить придумать свой,
отличный
от
оригинала
финал.
Регулярное
применение
данной
техники
поможет
ребенку
обогатить
свой
словарный
запас,
научит
выстраивать
грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна при подготовке детей к школе, ведь идя в
первый
класс,
он
вступает
в
новый
коллектив,
в
котором
грамотная
и
понятная
речь
поможет
ребенку
найти
новых
друзей
и
комфортно
чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
Литература:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
2.
Малетина,
Н. «Моделирование
в
описательной
речи детей с ОНР»,
2004.
3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного
моделирования
в
коррекции
общего недоразвития речи дошкольников //
Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
6.
Ткаченко
Т.
А. Использование
схем
в
составлении
описательных
рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
7. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.