Напоминание

"Использование мнемотехники в речевом развитии детей с ОВЗ".


Авторы: Будаина Екатерина Владимировна, Павлова Елена Валерьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ г. Иркутска детский сад №182
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники в речевом развитии детей с ОВЗ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотехники в

речевом развитии детей с ОВЗ.

Воспитатели Будаина Екатерина Владимировна и Павлова Елена Валерьевна.

МБДОУ г. Иркутска детский сад №182

На

протяжении

всего

дошкольного

возраста

ребёнок

сталкивается

с

разными

и

довольно

сложными

задачами,

требующими

выделения

и

использования

связей

в

отношении

между

действиями,

явлениями,

последствиями.

Во

время

развития познавательных

интересов

у

детей,

освоения окружающего мира мы всё чаше всего прибегаем к использованию

моделей,

мнемотаблиц,

каких-либо

схем.

Детям

с

ОВЗ

необходимы

вспомогательные

средства,

которые

будут

эффективно

справляться

с

процессом становления речевого высказывания у ребенка. Один из факторов

– это наглядность или конкретность. Увидев на практике всю эффективность

наглядного материала, я также попробовала приемы мнемотехники со своими

воспитанниками.

В

группе

с

нарушением

интеллекта,

использование

мнемотехники наиболее успешно в различных видах деятельности.

Мнемотехника

это

целая

система

методов

и

приемов,

которые

обеспечивают

алгоритм

запоминания

и

освоения

детьми

все

более

интересных

знаний

об

окружающем

мире,

сохранение

какой

либо

информации

в

головном

мозге.

Благодаря

этому

методу

пополняется

не

только словарный запас, но и расширяются знания об окружающем нас мире.

Комплекс заучивания стихов для детей по данной методике превращается в

определенную игру и является одним из простых способов развития речи

детей с ОВЗ, а также запоминания информации. Развивается мелкая моторика

рук.

Самое

главное

и

немаловажное использование

мнемотехники

существенно сокращает время обучения.

В самом начале внедрения мнемотехники и активного ее использования,

детей

знакомят

с

мнемоквадратами. Главная задача ребенка при изучении

мнемоквадрата заключается в том чтобы назвать изображенное на карточке.

Мнемоквадрат - своего рода карточка со знакомым для ребенка изображением

(колготки,

носки,

свитер,

шапка

и

д.р.).

Изучив

мнемоквадрат,

задание

усложняется, но не на много, мнемоквадрат превращается в мнемодорожку,

которая в свою очередь состоит из нескольких мнемоквадратов, из которых

ребенок

должен

составить

рассказ

длинною

в

2-3

предложения

или

расположить

картинки

так,

чтоб

была

определенная

правильная

последовательность. К примеру, сначала я надеваю колготки, потом брюки,

затем свитер, шапку, сапоги, куртку.

Наглядно-действенное

мышление

тесно

связано

с

речью.

Взрослые

руководят действиями ребенка при помощи речи, ставят перед ним задачи

различного рода (познавательные, практические), учат способам их решения.

Чтобы

научить детей с ОВЗ

проводить

простейшие

аналогии используют

различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы. Мнемотаблицы -

это

графическое

или

частично

графическое

изображение

некоторых

действий,

персонажей

сказки,

явлений

природы

и

др.

путем

выделения

смысловых звеньев сюжета. Необходимо передать условно-наглядную схему

так,

чтобы

нарисованное

было

понятно

детям.

Любой

педагог,

даже

не

имеющий

художественных

способностей,

способен

нарисовать

символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Первоначально

таблицы

составляют

педагоги

и,

родители,

затем

можно

подключить

ребенка,

тем

самым, мнемотехника

повлияет

не

только

на

развитие памяти, но и на визуализацию образов ребенка. На начальном этапе,

особенно для детей с ОВЗ, необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у

детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок –желтый, ягодка –

красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить

персонажа в графическом виде. Например, цыпленок – состоит из желтых

геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый

круг и т. д.). Для старшего возраста схемы желательно рисовать в одном

цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость изображений. На сегодня –

фразовая речь у детей с ОВЗ – явление крайне редкое. В речи существуют

множество

проблем,

либо

она

совсем

отсутствует.

Использование

мнемотехники у детей с ОВЗ является возможным и наиболее эффекивным в

непрерывной

образовательной

деятельности.

Схемы

помогают

детям

определить главные признаки и свойства изучаемого предмета, установить

последовательность изложения; обогащают словарный запас детей. Модели

используются в ходе совместных бесед и наблюдений. Интересным приёмом

мнемотехники

является

пиктограмма

-

рисунчатое

письмо.

Можно

использовать для заучивания стихотворений и отгадывания загадок, каждой

фразе или строчке соответствует своя картинка. Увидев рисунок, ребенок

легко запоминает стихотворение. Использование пиктограмм способствует

развитию

слуховой

памяти,

процесс

заучивания

стихотворений

более

осмысленный

и

интересный.

Можно

научить детей

фразовой

речи

с

употреблением предлогов при помощи простых знаков и схем. Одним из

решения для развития речи детей стали рассказы, в которых текст частично

изображен

картинкой.

Педагог

начинает

фразу,

а

ребенок

продолжает,

называя

картинку.

Обязательна

игра

с

пальчиками.

Пальчиковые

игры

разнообразны

и

могут

быть

представлены

в

разном виде:

пальчиковые

театры, игры с крупами, с прищепками, со стихотворным сопровождением.

При

ознакомлении

с

художественной

литературой

и

при

составлении

рассказов

необходимо использовать

мнемотехнику

крайне

широко.

Совместно

с

детьми

читаем,

рассматриваем

иллюстрации,

отслеживаем

последовательность

событий

с

помощью мнемотаблиц.

Пример:

сказка

«Теремок».

Занятие

состоит

из

нескольких

этапов

с

соответствующими

задачами:

Этап 1. Рассматривание таблиц и разбор изображений.

Этап

2.

Осуществляется

перекодирование

информации,

т.

е .

преобразование из символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой

на символы, т.е. отработка метода запоминания (пересказ сказки могут вести

сами дети, с незначительной помощью взрослого, или пересказывать вместе с

воспитателем).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Этап 5. При воспроизведении сказки основной упор идет на изображение

главных

героев.

Детям

задают

вопросы:

«Какая

сказка «спряталась»

в

таблицу?

Про

кого

эта

сказка?».

Через

сказку

дети

также

знакомятся

с

сезонными

явлениями

природы.

С

этой

целью

мы используются

мнемотаблицы, которые несут в себе обучающую информацию, как правило,

еще незнакомую детям. При этом основная задача педагога, заключается в

том, чтобы донести до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Помимо

менемотаблиц, используются схематические

изображения

и

наглядные

модели

явлений

природы,

признаков

времени

года.

Модели

помогают

формировать

у детей

представление

об

основных

сезонных

изменениях в природе.

Использование мнемотаблиц – это наиболее эффективная работа, так как

позволяет детям легче воспринимать зрительную информацию, сохранять и

воспроизводить

её.

Также

обязательно использование настольно-печатных

игр, которые помогают детям классифицировать предметы, развивать речь,

зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, логическое и образное

мышление, интерес к окружающему миру.

Использование мнемотаблиц возможно при самостоятельной деятельности

детей в играх:

1. «Что сначала, что потом?»

2. «Лото» по обобщающим понятиям.

3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

4. Найди лишнюю картинку. «Четвертый лишний»

5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.

7. Д/п «Блоки Дьенеша» - использование карточек-символов и др.

В группах коррекционной направленности с ОВЗ возрастает число детей с

РАС.

Для

т аких детей

наиболее

эффективно

использование

карточек

(символов,

жестов)

как

средства

общения.

Обучение детей

фразам

происходит при помощи, изображенных на картинках желаний, событий.

Моделирование

облегчает

процесс

запоминания

и

усвоения

информации.

При этом виде деятельности работают не только слуховые, но и зрительные

анализаторы. Дети с легко вспоминают картинку, а затем и сопутствующий

текст. Примерами мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на

изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания,

сервировки стола. Ребенку сложно запомнить сразу весь алгоритм действий и

для

того

чтобы

выработать

определенные

навыки

и

умения

в

процесс

обучения вводятся схемы или мнемотаблицы.

Развитие

знаковой

функции

у

ребенка

происходит

во

время

игры,

рисования,

конструирования

и

других

видов

деятельности,

он

начинает

овладевать

простейшими

моделями.

Для детей с ОВЗ в образовательной

деятельности

в

продуктивных

видах

деятельности, используются

схемы,

алгоритмы. Словесные объяснения дети не всегда понимают, а, действуя с

составными

предметами,

усваивают

названия «часть»

и «целое».

При

помощи

схематического

изображения

дети

с

ОВЗ

понимают,

что

любой

целый предмет может быть разделен или восстановлен из составных частей.

Формируя

у детей с ОВЗ, элементарные математические представления, с

детьми старшего возраста, используются карточки задания сравнения двух

групп соотнесения количества предметов с цифрой. Для развития моторики,

выкладываются из счетных палочек различные картинки, используя схемы-

образцы. Так же используются схематические карточки-задания «Соедини по

точкам»

д л я развития

графических

навыков.

В

и г р е использование

мнемотехники эффективно и обязательно. Например, готовя куклам обед,

используется

мнемотаблица «Как сварить суп?». В сюжетно-ролевой игре

«Больница»

рассматриваются мнемодорожки «Что

нужно

для

работы

врачу»

или «Что нужно, чтобы быть здоровым». В строительных играх

также используются схемы-модели.

Д л я детей

с

ОВЗ,

это

все

индивидуально

по

возможностям развития

каждого ребенка. Многие родители детей с РАС осведомлены через интернет

ресурсы

об

эффективном использовании

схематических

карточек

для

общения с ребенком. Например, родителям, можно предложить нарисовать

совместно с ребенком схемы-рисунки о том, как прошел его день. А можно

дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить придумать свой,

отличный

от

оригинала

финал.

Регулярное

применение

данной

техники

поможет

ребенку

обогатить

свой

словарный

запас,

научит

выстраивать

грамотные, логические цепочки.

Эта техника крайне полезна при подготовке детей к школе, ведь идя в

первый

класс,

он

вступает

в

новый

коллектив,

в

котором

грамотная

и

понятная

речь

поможет

ребенку

найти

новых

друзей

и

комфортно

чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Литература:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

2.

Малетина,

Н. «Моделирование

в

описательной

речи детей с ОНР»,

2004.

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии

связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного

моделирования

в

коррекции

общего недоразвития речи дошкольников //

Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

6.

Ткаченко

Т.

А. Использование

схем

в

составлении

описательных

рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

7. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.



В раздел образования