Напоминание

"Развитие речи и коммуникативных способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности в ДОУ и в семье"


Автор: Караваева Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 114"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи и коммуникативных способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности в ДОУ и в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

речи

и

коммуникативных

способностей

дошкольников

посредством театрально-игровой деятельности в ДОУ и в семье.

Дошкольное детство-период познания мира человеческих отношений.

Многого ещё не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы,

ведут

себя

неадекватно,

поэтому

взрослым

очень

важно

найти

пути

воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.

Коммуникативные

способности

играют

ведущую

роль

в

развитии

ребёнка - дошкольника.

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому

ребёнок

получает

необходимую

для

его

индивидуального

развития

информацию.

Коммуникативные способности включают в себя:

-желание вступать в контакт;

-умение организовать общение;

-знание норм и правил общения.

Коммуникативные способности позволяют ребёнку решать задачи,

возникающие в общении, распознавать различные коммуникативные

ситуации и правила действия в них, выстраивать своё поведение адекватно и

творчески.

Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача

совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и

поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности у будущих

школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования

является одной из задач образовательного учреждения. Одним из

направлений становления и развития коммуникативной компетентности

детей является использование театрально - игровой технологии в детском

саду.

Театрализованная

деятельность-это

волшебный

край,

в

котором

ребёнок

радуется, играя, а в игре он познаёт мир.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры драматизации;

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-упражнения по формированию выразительного исполнения;

-упражнения по социально - эмоциональному, коммуникативному развитию

детей.

Значение

театрализованной

деятельности

невозможно

переоценить.

Театрализованные

игры

способствуют

всестороннему

развитию

детей:

развивается речь, память, целеустремлённость, усидчивость, отрабатываются

физические навыки(имитация движений различных животных).Кроме того,

занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия,

смекалки.

Театрализованная деятельность – это великолепный способ эстетическо –

эмоционального

воспитания

детей,

который

позволяет

создать

опыт

социального

навыка

поведения

с

помощью

сказок

и

литературных

произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается

нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и т.д)

Всем известно, что благодаря театру ребёнок познаёт окружающий мир и

сердцем , и умом. Таким образом, он пытается выразить своё собственное

отношение к злу и добру.

Театрализованная деятельность в детском саду помогает детям преодолевать

застенчивость,

робость

и

неуверенность

в

себе.

Театр

учит

маленьких

артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, побуждает в них желание

нести в мир доброе и благовидное.

Театрализованная деятельность вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт

что такое сказочное волшебство. Театральные представления используют, как

правило для развития речи.

Возможности театрализованной деятельности бесконечны. Принимая в ней

участие,

дети

изучают

окружающий

мир

через

краски,

звуки,

а

умело

заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и

выводы.

В

процессе

работы

над

собственными

высказываниями

выразительностью

реплик

героев

постепенно

активизируется

словарь

ребёнка, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко

излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным

персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи.

В

этом

случае

дети

учатся

сопереживать

с

героями

постановок

и

одновременно

начинают

чувствовать

настроение

зрителей.

В

них

просыпаются гуманные чувства - умение проявлять доброту, протест против

кривды, участие.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных

умений

у

детей.

Ведь

от

лёгкости

общения

малыша

с

людьми

зависит

скорость его развития, отношения к людям, его самоощущения.

Самообразование

по

театрализованной

деятельности

в

детском

саду

предусматривает

развитие

у

детей

коммуникативных

умений.

Для

достижения такой цели нужно создать среду, в которой каждый ребёнок смог

бы

передавать

свои

эмоции,

желания,

чувства

и

взгляды,

причём

как

публично, так и в простом разговоре.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней дети начинают

сотрудничать

между

собой,

стремиться

к

общению

со

сверстниками,

развивают коммуникативные умения.

Работая

с

детьми

по

формированию

коммуникативных

способностей

по

средствам театральной деятельности, мы используем словесный, наглядный,

игровой, метод моделирования ситуации, практический метод.

Словесный

метод - используется для того, чтобы передать, поделиться

информацией (были организованы такие беседы как: «Что такое театр?»,

«Как вести себя в театре?»,

«Профессии

людей работающих в театре»;

чтение художественной литературы).

Наглядный

метод

-

используется

для

передачи

информации

с

помощью

рассматривания иллюстраций ,презентаций, мультфильмов, наблюдений.

Благодаря

рассматриванию

у

детей

формируется

интерес

к

окружающей

жизни,

учатся

концентрировать

внимание

на

главном,

выделять

особые

признаки.(были организованы такие просмотры презентаций: «Мы идём в

театр», «Виды театров»; рассматривание иллюстраций: «Мир театральных

профессий»).

Игровой

метод

-

является

ведущим

видом

деятельности,

помогает

сконцентрировать

внимание

детей

на

решаемой

задаче,

которая

воспринимается

в

этом

случае,

как

желанная,

а

не

как

«обязаловка»,

навязанная ребёнку взрослым.

Ежедневно проводятся:

-игры и упражнения на развитие речи: «Ровным кругом», «У медведя во

бору», «Мышеловка», «Лохматый пёс» и другие.

-игры и упражнения на развитие мимики и жестов: «Где мы были мы не

скажем, а что делали покажем», «Зеркало», «Эмоции людей», «Мышата»,

«Весело и грустно», «Угадай настроение Бабы-Яги», «Два барана» и другие.

- игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей:

«Назови ласково», «Дружба начинается с улыбки», «Клубочек», «Ветер дует

на…», «Комплименты» и другие.

-артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Киска

сердиться»,

«Качели»;

проговаривание

скороговорок,

чистоговорок

для

отрабатывания трудных звуков. Различные пальчиковые игры.

Метод моделирования ситуации - является основой для практического

метода, предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуации:

«Весёлые зверята», этюды сказка: «Лисичка-сестричка и волк», в которых

они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

Практический метод - основан на практической деятельности детей и

формирует практические умения и навыки-это репетиции, обыгрывание и

инсценировка

сказок.(

«Репка»,

«Волк

и

семеро

козлят»,

«Колобок»

и

другие).

Именно

такое

многообразие

методов

и

приёмов

позволяет

развивать

коммуникативные способности и творческую личность детей.

В группе созданы благоприятные условия и творческая среда для развития

коммуникативных

способностей

детей

посредством

театральной

деятельности.

Были оформлены такие картотеки:

-игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей;

-словесные игры для развития общения;

-игры и упражнения на развитие навыков общения;

-артикуляционной гимнастики;

-скороговорок для детей.

Так же в группе имеется книжный уголок, где находятся знакомые детям

книги, дидактические игры: «Любимые сказки», «В гостях у сказки», «Найди

сказку

для

персонажа»,

где

дети

могут

совершенствовать

знания

о

литературных произведениях.

В

нашей

группе

оформлен

театральный

уголок,

что

позволяет

детям

в

повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе

театрализованной деятельности и благодаря которому ребёнок погружается в

определённую среду, которая способствует развитию коммуникативных и

творческих способностей детей дошкольного возраста.

В

уголке

находятся

различные

виды

театров:

пальчиковый

«Репка»;

варежковый «Волк и семеро козлят»; настольный «Красная шапочка», «Лиса

и журавль», «Теремок», «Лиса и волк» ; теневой «Колобок», «Лиса и заяц»;

бибабо «Три поросёнка», «Профессии»; различные маски,которые позволяют

создать благоприятный климат для общения, обогащают активный словарь

детей, учитывая дружеские привязанности между детьми. Развивается способ

игрового общения: диалоги между персонажами, ролевыми действиями с

учётом роли партнёра.

Развитие

театрализованной

деятельности

в

детском

саду

и

накопление

чувственно-эмоционального опыта у детей является длительной работой. В

которой должны принимать участие родители.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами

текстов, изготавливали декорации, костюмы. В любом случае коллективная

работа

педагогов,

мам

и

пап

спо собствует

эм о ц и о н а л ь н ом у,

интеллектуальному и эстетическому развитию детей.

Родители обязательно должны участвовать в театрализованной деятельности.

Это вызывает у детей большое количество эмоций, у них обостряется чувство

гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на сцене.

Уважаемые родители:

Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию

произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными.

Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример,

разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте.

Старайтесь

мимикой,

жестами

помогать

себе

и

ребенку

в

раскрытии

различных образов.

Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.

Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям,

Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д.

Закрепите в беседе правила поведения в театре.

Театр

является

обязательной

составляющей

воспитания

подрастающего

поколения.

Занимаясь

с

детьми

театром,

мы

сделаем

их

жизнь

интересной

и

содержательной, наполним её яркими впечатлениями и радостью творчества.

А

самое

главное

навыки,

полученные

в

театрализованных

играх,

представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Систематическая работа по развитию коммуникативных способностей детей

через

театральную

деятельность

способствует

улучшению

социального

статуса

ребёнка.

От

того,

как

сформированы

навыки

общения,

умение

управлять

своими

эмоциями,

во

многом

зависит

характер

будущих

отношений в социуме.

Список использованной литературы:

1 Акулова О. «Театрализованные игры» // Дошкольное воспитание, 2005.- №4

2 Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» -

Творческий центр., 2009г.

3 Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1990г.

4 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.,1991г.

5 Буренина А.И. «Театр всевозможного» С – П.,2002г.

6 Губанов Н.Ф. « Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5лет» -

М.:ВАКО,2007г.

7 Давыдов В.Г. «От детских игр к творческим играм и драматизациям» //

Театр и образование. Сборник научных трудов. – М.1992г.

8 Интернет ресурсы: Консультация для родителей «Театр дома» Наталья

Семёнова.

«Театрализованная деятельность в детском саду и её организация» - Автор

Екатерина Рыжкова.

Консультация «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего

дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» - сайт

педагога-психолога Лышковой Екатерины Михайловны.



В раздел образования