Автор: Борисова Наталья Александровна
Должность: воспитатель группы дошкольной подготовки
Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ"
Населённый пункт: село Тегульдет, Тегульдетский район, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста" .
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы воспитателя Борисовой Н.А.
Тема.
«Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
.
Становление
новой
системы
образования,
основанной
на
Федеральном
законе
«Об
образовании
Российской
Федерации»
от
29.12.
2012
г.
№
273
–
ФЗ
и
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте,
утвержденном
приказом
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№
1155,
предъявляет
высокие
требования
к
организации
дошкольного воспитания и обучения с применением инновационных технологий
К
образовательным
технологиям
относится
технология
проектной
деятельности.
Основываясь
на
личностно-ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию,
технология
проектной
деятельности
развивает
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний,
формирует
навыки
сотрудничества.
Ряд
авторов,
а
именно
Л.С.
Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова и др.,
рассматривают проектную
деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ
организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из
вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе
образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем,
сформулировать
проблему,
определить
цель
(замысел).
Поэтому
в
воспитательно-образовательном
процессе
проектная
деятельность
носит
характер
сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются
родители
и
другие
члены
семьи.
Родители
могут
быть
не
только
источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над
проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким
образом,
родители
могут
обогатить
свой
педагогический
опыт,
испытать
чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью
проектного
метода
является
развитие
свободной
творческой
личности,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской
деятельности
детей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что
взрослым
необходимо
помогать
обнаруживать
проблему
или
даже
провоцировать
ее
возникновение,
вызвать
к
ней
интерес.
Проектная
деятельность,
основываясь
на
личностно-ориентированном подходе к обучению, должна способствовать личностному
развитию воспитанников. Проекты, которые можно применять и использовать с детьми
дошкольного возраста много: это и тематические проекты (информационные, творческие,
и
г
р
о
в
ы
е
,
и
с
с
л
е
д
о
в
а
т
е
л
ь
с
к
и
е
)
.
В своей группе я реализовала такие проекты, как: «Лего - мир» (игровой), «Свойства снега
и
льда»
(исследовательский),
«Пластилинография»
(творческий),
«Наш
огород»
(информационный). В реализации этих проектов принимало участие разное количество
воспитанников.
Некоторые
проекты
готовили
несколько
детей,
а
какие-то
требовали
участия всей группы детей, были и индивидуальные.
Все проекты разные по объему и мощности и требуют разные сроки для реализации.
Например, проект «В краю кедровом» был долгосрочным, длился весь учебный год. Дети
изучали природу и животных родного края, знакомились с произведениями местных
поэтов, посетили достопримечательности села. Проект «Мир космоса» был средним по
продолжительности, дети с легкостью ставили и решали поставленные задачи, поиск
материала и его восприятие проходил легко. Это говорит о том, что данная тема более
близка и интересна современному ребенку.
При оформлении уголков в группе, приготовлении группы к праздниками дети собирают
информацию и воплощают ее в жизни, вместе с педагогом придумывают, как лучше
украсить группу. Сначала собирают информацию вместе с педагогом и
с родителями,
затем обсуждают, что им подходит, с чем они могут справиться самостоятельно, а где
потребуется помощь взрослых. Для привлечения в изготовлении атрибутов я проводила
вечера досуга с родителями, где совместно шла работа по подготовке. Такая форма
сотрудничества
сближает
детей,
родителей
и
воспитателей
группы.
Индивидуальный
проект,
выполняется
автономно,
предназначен
для
обогащения
культурного
опыта
ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении
проблемы. (Проекты: «Как приготовить мыло в домашних условиях», «Эти волшебные
мыльные
пузыри»).
Ценность
индивидуального
проектирования
неоспорима,
так
как
ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует
способности.
Парный
проект.
(Проект
«Воздух
–
невидимка»)
Осуществлялся
парой
участников. Дети приобретали навыки сотрудничества, учились действовать вместе на
одном пространстве, решали общую проблему, выбирали адекватные способы решения.
Групповой
проект
осуществлялся
всей
группой
участников
(Проекты:
«Веселый
снеговик», «Цветные льдинки).
Таким образом, типы проектов могут быть самыми различными, главное их условие –
интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Проектирование
требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает
наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов. Требования к
проекту: наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации; теоретическая,
познавательная,
практическая
значимость
предлагаемых
результатов;
самостоятельная
деятельность
детей;
структурирование
содержательной
части
проекта;
использование
исследовательских методов. Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над
проектом.
Второй
шаг
-
это
тематическое
планирование
по
выбранной
проблеме
на
неделю,
где
учитываются
все
виды
детской
деятельности:
игровая,
познавательно-
практическая,
художественно-речевая,
трудовая,
общение
и
т.д.
На
этапе
разработки
содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных
с темой проекта, особое внимание я уделяю организации среды в группе. Среда должна
являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность.
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда),
начинается
совместная
работа
воспитателя
и
детей.
I
этап
разработки
проекта
–
целеполагание, где я выношу проблему на обсуждение детям. В результате совместного
обсуждения выдвигается гипотеза, которую я предлагаю детям подтвердить в процессе
поисковой деятельности. II этап работы над проектом представляет собой разработку
совместного плана действий по достижению цели (гипотеза – это и есть цель проекта).
Сначала
провожу
общее
обсуждение,
чтобы
дети
выяснили,
что
они
уже
знают
об
определённом
предмете
или
явлении.
Затем
я
фиксирую
ответы
на
большом
листе
ватмана,
чтобы
дети
могли
их
видеть.
Для
фиксации
ответов
использую
условные
схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что
мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут
показаться
нелогичными. Здесь важно проявлять терпение, уважение к точке зрения
каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда
все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на
данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса
могут
выступать
различные
мероприятия:
чтение
книг,
энциклопедий,
обращение
к
родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.
После
составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его
практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации
детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем
самым пытливость ума. Стараюсь создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то
познать
самостоятельно,
догадаться,
попробовать,
придумать.
Среда
вокруг
ребёнка
должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют
уголки
по
познавательно-практической
деятельности.
Подведение
итогов,
сравнение
полученных результатов с поставленными целями, определение задач для новых проектов,
это
IV
этап
проекта.
Заключительным,
V
этапом
работы
над
проектом
является
презентация проекта. Презентация проходит в различных формах в зависимости от темы
проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление
альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность
дошкольников
является
уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества
детей
и
взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. В
проектной
деятельности
происходит
формирование
субъективной
позиции
у
ребенка,
раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою
очередь способствует личностному развитию ребенка.
Список литературы
1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г. 273 - ФЗ
[Электронный ресурс].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -
Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с.
3. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования
[Текст] / А.В. Боролева // Управление ДОУ . - 2006. - № 7. - С 76-83
4. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений [Текст] /Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез,
2008. – 112 с.
5. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.:
ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
6. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]/Л.С.
Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова// Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005 - 96 с.