Напоминание

"Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста" .


Автор: Борисова Наталья Александровна
Должность: воспитатель группы дошкольной подготовки
Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ"
Населённый пункт: село Тегульдет, Тегульдетский район, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста" .
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы воспитателя Борисовой Н.А.

Тема.

«Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

.

Становление

новой

системы

образования,

основанной

на

Федеральном

законе

«Об

образовании

Российской

Федерации»

от

29.12.

2012

г.

273

ФЗ

и

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте,

утвержденном

приказом

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

1155,

предъявляет

высокие

требования

к

организации

дошкольного воспитания и обучения с применением инновационных технологий

К

образовательным

технологиям

относится

технология

проектной

деятельности.

Основываясь

на

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию,

технология

проектной

деятельности

развивает

познавательный

интерес

к

различным

областям

знаний,

формирует

навыки

сотрудничества.

Ряд

авторов,

а

именно

Л.С.

Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова и др.,

рассматривают проектную

деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ

организации

педагогического

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из

вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе

образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем,

сформулировать

проблему,

определить

цель

(замысел).

Поэтому

в

воспитательно-образовательном

процессе

проектная

деятельность

носит

характер

сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются

родители

и

другие

члены

семьи.

Родители

могут

быть

не

только

источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над

проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким

образом,

родители

могут

обогатить

свой

педагогический

опыт,

испытать

чувство

сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью

проектного

метода

является

развитие

свободной

творческой

личности,

которое

определяется

задачами

развития

и

задачами

исследовательской

деятельности

детей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что

взрослым

необходимо

помогать

обнаруживать

проблему

или

даже

провоцировать

ее

возникновение,

вызвать

к

ней

интерес.

Проектная

деятельность,

основываясь

на

личностно-ориентированном подходе к обучению, должна способствовать личностному

развитию воспитанников. Проекты, которые можно применять и использовать с детьми

дошкольного возраста много: это и тематические проекты (информационные, творческие,

и

г

р

о

в

ы

е

,

и

с

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

ь

с

к

и

е

)

.

В своей группе я реализовала такие проекты, как: «Лего - мир» (игровой), «Свойства снега

и

льда»

(исследовательский),

«Пластилинография»

(творческий),

«Наш

огород»

(информационный). В реализации этих проектов принимало участие разное количество

воспитанников.

Некоторые

проекты

готовили

несколько

детей,

а

какие-то

требовали

участия всей группы детей, были и индивидуальные.

Все проекты разные по объему и мощности и требуют разные сроки для реализации.

Например, проект «В краю кедровом» был долгосрочным, длился весь учебный год. Дети

изучали природу и животных родного края, знакомились с произведениями местных

поэтов, посетили достопримечательности села. Проект «Мир космоса» был средним по

продолжительности, дети с легкостью ставили и решали поставленные задачи, поиск

материала и его восприятие проходил легко. Это говорит о том, что данная тема более

близка и интересна современному ребенку.

При оформлении уголков в группе, приготовлении группы к праздниками дети собирают

информацию и воплощают ее в жизни, вместе с педагогом придумывают, как лучше

украсить группу. Сначала собирают информацию вместе с педагогом и

с родителями,

затем обсуждают, что им подходит, с чем они могут справиться самостоятельно, а где

потребуется помощь взрослых. Для привлечения в изготовлении атрибутов я проводила

вечера досуга с родителями, где совместно шла работа по подготовке. Такая форма

сотрудничества

сближает

детей,

родителей

и

воспитателей

группы.

Индивидуальный

проект,

выполняется

автономно,

предназначен

для

обогащения

культурного

опыта

ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении

проблемы. (Проекты: «Как приготовить мыло в домашних условиях», «Эти волшебные

мыльные

пузыри»).

Ценность

индивидуального

проектирования

неоспорима,

так

как

ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует

способности.

Парный

проект.

(Проект

«Воздух

невидимка»)

Осуществлялся

парой

участников. Дети приобретали навыки сотрудничества, учились действовать вместе на

одном пространстве, решали общую проблему, выбирали адекватные способы решения.

Групповой

проект

осуществлялся

всей

группой

участников

(Проекты:

«Веселый

снеговик», «Цветные льдинки).

Таким образом, типы проектов могут быть самыми различными, главное их условие –

интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Проектирование

требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает

наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов. Требования к

проекту: наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации; теоретическая,

познавательная,

практическая

значимость

предлагаемых

результатов;

самостоятельная

деятельность

детей;

структурирование

содержательной

части

проекта;

использование

исследовательских методов. Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над

проектом.

Второй

шаг

-

это

тематическое

планирование

по

выбранной

проблеме

на

неделю,

где

учитываются

все

виды

детской

деятельности:

игровая,

познавательно-

практическая,

художественно-речевая,

трудовая,

общение

и

т.д.

На

этапе

разработки

содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных

с темой проекта, особое внимание я уделяю организации среды в группе. Среда должна

являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда),

начинается

совместная

работа

воспитателя

и

детей.

I

этап

разработки

проекта

целеполагание, где я выношу проблему на обсуждение детям. В результате совместного

обсуждения выдвигается гипотеза, которую я предлагаю детям подтвердить в процессе

поисковой деятельности. II этап работы над проектом представляет собой разработку

совместного плана действий по достижению цели (гипотеза – это и есть цель проекта).

Сначала

провожу

общее

обсуждение,

чтобы

дети

выяснили,

что

они

уже

знают

об

определённом

предмете

или

явлении.

Затем

я

фиксирую

ответы

на

большом

листе

ватмана,

чтобы

дети

могли

их

видеть.

Для

фиксации

ответов

использую

условные

схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что

мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут

показаться

нелогичными. Здесь важно проявлять терпение, уважение к точке зрения

каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда

все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на

данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса

могут

выступать

различные

мероприятия:

чтение

книг,

энциклопедий,

обращение

к

родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После

составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его

практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации

детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем

самым пытливость ума. Стараюсь создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то

познать

самостоятельно,

догадаться,

попробовать,

придумать.

Среда

вокруг

ребёнка

должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют

уголки

по

познавательно-практической

деятельности.

Подведение

итогов,

сравнение

полученных результатов с поставленными целями, определение задач для новых проектов,

это

IV

этап

проекта.

Заключительным,

V

этапом

работы

над

проектом

является

презентация проекта. Презентация проходит в различных формах в зависимости от темы

проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление

альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность

дошкольников

является

уникальным

средством

обеспечения

сотрудничества

детей

и

взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. В

проектной

деятельности

происходит

формирование

субъективной

позиции

у

ребенка,

раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою

очередь способствует личностному развитию ребенка.

Список литературы

1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г. 273 - ФЗ

[Электронный ресурс].

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -

Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с.

3. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования

[Текст] / А.В. Боролева // Управление ДОУ . - 2006. - № 7. - С 76-83

4. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов

дошкольных учреждений [Текст] /Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез,

2008. – 112 с.

5. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.:

ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

6. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]/Л.С.

Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова// Пособие для руководителей и

практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005 - 96 с.



В раздел образования