Автор: Прохорова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №90
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованные игры, как средство развития связной речи детей коррекционной школы."
Раздел: начальное образование
Театрализованные игры, как средство развития
связной речи детей коррекционной школы.
Овладение родным языком, развитие речи является
одним
из
самых
важных
приобретений
ребенка
в
коррекционной
школе
и
рассматривается
в
воспитании как общая основа воспитания и обучения
детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и
теоретические основания утверждать, что не только
интеллектуа льно е
развитие
ребенка,
но
и
формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости от
речи».
Работая
с
детьми
коррекционной
школы,
я
столкнулась с тем, что у них плохо развита связная
речь, они с трудом рассказывают о событиях своей
жизни,
не
могут
пересказать
литературные
произведения.
Поэтому
для
углубленной
работы
я
выбрала
тему
проектной
деятельности
«Развитие
связной
речи
детей».
В
дореволюционной
России
была замечательная традиция почти в каждом доме (в
среде
интеллигенции)
праздники
или
какие-либо
важные события в семье сопровождались спектаклем.
Это
сближало
взрослых
и
детей,
давало
им
возможность
более
полноценно
общаться,
вводило
р е б е н к а
в
м и р
п р е к р а с н о г о ,
у ч и л о
е г о
перевоплощению,
что
сказывалось
на
развитии
воображения и связной речи. Сейчас, к сожалению,
этот замечательный опыт утерян. Но если мы хотим
разбудить
в
детях
«волшебников»
нам
необходимо
возрождать традиции. Именно на этом ориентирована
моя проектная работа развитие связной речи детей «В
гостях у сказки». Театрализованные постановки стали
н е о т ъ е м л е м о й
ч а с т ь ю
ж и з н и
п р о е к т а .
Воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности велики. Ее тематика неограниченна и
может
удовлетворить
любые
интересы
и
желания
ребенка. Через образы, краски, звуки, дети знакомятся
с окружающим миром во всем его многообразии, а
умело, поставленные вопросы побуждают их думать
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения,
развивается
связная
речь,
чувства
и
эмоции
ребят.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные
развивающие и воспитывающие возможности - это
русская народная сказка. Русские народные сказки,
вводя
детей
в
круг
необыкновенных
событий,
превращений, происходящих с их героями, выражают
глубокие
моральные
идеи.
Они
учат
доброму
отношению к людям, показывают высокие чувства и
стремления.
К.И.Чуковский
писал,
что
цель
сказочника,
и
в
первую
очередь
народного
-
«воспитать
в
ребенке
человечность
-
эту
дивную
способность человека волноваться чужим несчастьям,
радоваться
радостям
другого,
переживать
чужую
судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев всегда
противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро -
злу,
храбрость
-
трусости.
Симпатии
детей
всегда
привлекают
те,
кому
свойственны:
отзывчивость,
любовь
к
труду,
смелость.
Дети
радуются,
когда
торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои
преодолевают
трудности
и
наступает
счастливая
развязка.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота
развертывания событий в них великолепно сочетается
с
повторностью.
Язык
сказок
отличается
большой
живописностью:
в
нем
много
метких
сравнений,
эпитетов,
образных
выражений,
диалогов,
песенок,
ритмичных
повторов,
которые
помогают
ребенку
запомнить сказку.
Технология
проекта «В гостях у сказки» дает
необходимую
свободу
в
обращении
с
материалом,
возможность
творческого
движения,
разнообразие
форм
построения
занятий.
Проект
занятий
всегда
носит нежесткий характер, где учитель осуществляет
гибкое
руководство,
постоянно
ориентируется
на
р е б е н к а ,
т. е .
м о ж е т
р а б о т а т ь
в
р е ж и м е
проектирования.
Прежде
чем
приступить
к
работе
в
режиме
проектирования,
я
определила,
на
каком
уровне
находятся
дети,
и
выбрала
конкретные
способы
реализации проекта. Наметила
последовательность
чтения
сказок
в
течение
года,
определяемую
усложнением содержания и соответствием временам
года.
Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с
детьми:
-
работать
над
звукопроизношением,
развивать
звуковую
культуру
речи
детей,
обогащать
словарь,
развитие
грамматиче ского
ст роя,
с в я з н о й ,
выразительной речи;
-
обучать
детей
по ст ро ению
полных
и
выразительных ответов по содержанию прочитанной
сказки;
-
р а з в и в ат ь
у
д е т е й
с о ц и о к ул ь т у р н у ю
компетентность, мышление и воображение, память,
эмоциональную отзывчивость;
-
воспитывать
умение
отличать
сказочные
ситуации от реальных ситуаций;
- способствовать развитию нравственных качеств
личности ребенка.
В работе со сказкой я включала 3 направления.
1. Знакомство со сказкой.
2. Освоение
специальных
средств
литературно-
речевой
деятельности;
ознакомление
детей
со
средствами
художественной
выразительности,
Развитие
звуковой
стороны
речи,
словаря,
грамматического строя, связной, выразительной
речи.
3. Театрализация сказки.
Эти направления включают в себя следующие
виды работы:
а)
выделение
в
литературном
произведении
эпитетов,
сравнений
и
их
активное
использование
детьми
при
описании
предметов,
пересказе
сказок,
сочинении историй;
б)
обучение
детей
построению
полных
и
выразительных ответов на вопросы по содержанию
прочитанного
произведения;
описание
картинок,
игрушек, персонажей сказок по вопросам, а так же
выразительное
чтение
стихотворений,
игры
-
драматизации по произведениям детской литературы с
индивидуальными
ролями,
требующими
от
детей
интонационной и мимической выразительности.
Но прежде, чем приступить к такой сложной для
детей
работе,
я
начала
строить
свою
работу
с
повторения уже знакомых детям сказок: «Колобок» и
«Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей
сказки «Теремок», уточнили, сколько героев в этой
сказке,
во
что
одеты,
какого
цвета
одежда.
Рассмотрели
картинки
из
этих
сказок.
Сказка
«Теремок» - небольшая по содержанию и все дети
охотно
участвовали
в
драматизации
этой
сказки,
старались
подражать
движениям
и
голосам
героев
сказки,
что
требовало
от
детей
интонационной
выразительности. В свободное время дети рисовали
эпизоды из сказок «Теремок» и « Колобок», лепили
зайца,
лису,
волка,
медведя.
Когда
в с я
предварительная
работа
была
проделана,
я
предложила
детям
участвовать
в
театрализации
сказки.
Так,
постепенно
дети
делали
первые
шаги,
знакомясь с культурой отраженной в сказках. Потом
дети
проигрывали
основные
эпизоды
сказки,
проживали
эмоциональное
содержание
текста,
постигая
закономерности
ее
построения.
После
инсценировки сказки я задавала детям вопросы. Дети
активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг
друга.
Используя
театрализацию
сказки,
я
пришла
к
выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в
более
живой
форме,
где
все
ребята
выполняли
игровые
упражнения,
драматизировали
отдельные
кусочки сказки. А самое главное, что дети хотели
рассказывать
сказку,
были
более
а кт и в н ы ,
внимательны друг к другу. Детям очень нравилось
работать над инсценировкой сказки, они, в основном,
все справлялись с заданиями.
Результаты
показали,
что
у
детей,
которые
занимаются театрализацией сказки хороший уровень
развития
связной
речи.
Дети
стали
активнее
использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения,
прилагательные.
Н а
в о п р о с ы
с т а л и
о т в еч ат ь
п о л н ы м и ,
выразительными ответами. Большинство из
ребят
пытаются составлять свои сказки.
И м е н н о
п о э том у
я
а кт и в н о
и с п о л ь з у ю
театрализованные
игры
и
на
занятиях,
и
в
повседневной жизни. Полученные навыки и умения
дети
успешно
демонстрируют
на
утренниках,
праздниках,
как
в
школе,
так
и
на
различных
городских и окружных мероприятиях.