Напоминание

"Театрализованные игры, как средство развития связной речи детей коррекционной школы."


Автор: Прохорова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №90
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованные игры, как средство развития связной речи детей коррекционной школы."
Раздел: начальное образование





Назад




Театрализованные игры, как средство развития

связной речи детей коррекционной школы.

Овладение родным языком, развитие речи является

одним

из

самых

важных

приобретений

ребенка

в

коррекционной

школе

и

рассматривается

в

воспитании как общая основа воспитания и обучения

детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и

теоретические основания утверждать, что не только

интеллектуа льно е

развитие

ребенка,

но

и

формирование его характера, эмоций и личности в

целом находится в непосредственной зависимости от

речи».

Работая

с

детьми

коррекционной

школы,

я

столкнулась с тем, что у них плохо развита связная

речь, они с трудом рассказывают о событиях своей

жизни,

не

могут

пересказать

литературные

произведения.

Поэтому

для

углубленной

работы

я

выбрала

тему

проектной

деятельности

«Развитие

связной

речи

детей».

В

дореволюционной

России

была замечательная традиция почти в каждом доме (в

среде

интеллигенции)

праздники

или

какие-либо

важные события в семье сопровождались спектаклем.

Это

сближало

взрослых

и

детей,

давало

им

возможность

более

полноценно

общаться,

вводило

р е б е н к а

в

м и р

п р е к р а с н о г о ,

у ч и л о

е г о

перевоплощению,

что

сказывалось

на

развитии

воображения и связной речи. Сейчас, к сожалению,

этот замечательный опыт утерян. Но если мы хотим

разбудить

в

детях

«волшебников»

нам

необходимо

возрождать традиции. Именно на этом ориентирована

моя проектная работа развитие связной речи детей «В

гостях у сказки». Театрализованные постановки стали

н е о т ъ е м л е м о й

ч а с т ь ю

ж и з н и

п р о е к т а .

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности велики. Ее тематика неограниченна и

может

удовлетворить

любые

интересы

и

желания

ребенка. Через образы, краски, звуки, дети знакомятся

с окружающим миром во всем его многообразии, а

умело, поставленные вопросы побуждают их думать

анализировать,

делать

выводы

и

обобщения,

развивается

связная

речь,

чувства

и

эмоции

ребят.

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные

развивающие и воспитывающие возможности - это

русская народная сказка. Русские народные сказки,

вводя

детей

в

круг

необыкновенных

событий,

превращений, происходящих с их героями, выражают

глубокие

моральные

идеи.

Они

учат

доброму

отношению к людям, показывают высокие чувства и

стремления.

К.И.Чуковский

писал,

что

цель

сказочника,

и

в

первую

очередь

народного

-

«воспитать

в

ребенке

человечность

-

эту

дивную

способность человека волноваться чужим несчастьям,

радоваться

радостям

другого,

переживать

чужую

судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев всегда

противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро -

злу,

храбрость

-

трусости.

Симпатии

детей

всегда

привлекают

те,

кому

свойственны:

отзывчивость,

любовь

к

труду,

смелость.

Дети

радуются,

когда

торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои

преодолевают

трудности

и

наступает

счастливая

развязка.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота

развертывания событий в них великолепно сочетается

с

повторностью.

Язык

сказок

отличается

большой

живописностью:

в

нем

много

метких

сравнений,

эпитетов,

образных

выражений,

диалогов,

песенок,

ритмичных

повторов,

которые

помогают

ребенку

запомнить сказку.

Технология

проекта «В гостях у сказки» дает

необходимую

свободу

в

обращении

с

материалом,

возможность

творческого

движения,

разнообразие

форм

построения

занятий.

Проект

занятий

всегда

носит нежесткий характер, где учитель осуществляет

гибкое

руководство,

постоянно

ориентируется

на

р е б е н к а ,

т. е .

м о ж е т

р а б о т а т ь

в

р е ж и м е

проектирования.

Прежде

чем

приступить

к

работе

в

режиме

проектирования,

я

определила,

на

каком

уровне

находятся

дети,

и

выбрала

конкретные

способы

реализации проекта. Наметила

последовательность

чтения

сказок

в

течение

года,

определяемую

усложнением содержания и соответствием временам

года.

Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с

детьми:

-

работать

над

звукопроизношением,

развивать

звуковую

культуру

речи

детей,

обогащать

словарь,

развитие

грамматиче ского

ст роя,

с в я з н о й ,

выразительной речи;

-

обучать

детей

по ст ро ению

полных

и

выразительных ответов по содержанию прочитанной

сказки;

-

р а з в и в ат ь

у

д е т е й

с о ц и о к ул ь т у р н у ю

компетентность, мышление и воображение, память,

эмоциональную отзывчивость;

-

воспитывать

умение

отличать

сказочные

ситуации от реальных ситуаций;

- способствовать развитию нравственных качеств

личности ребенка.

В работе со сказкой я включала 3 направления.

1. Знакомство со сказкой.

2. Освоение

специальных

средств

литературно-

речевой

деятельности;

ознакомление

детей

со

средствами

художественной

выразительности,

Развитие

звуковой

стороны

речи,

словаря,

грамматического строя, связной, выразительной

речи.

3. Театрализация сказки.

Эти направления включают в себя следующие

виды работы:

а)

выделение

в

литературном

произведении

эпитетов,

сравнений

и

их

активное

использование

детьми

при

описании

предметов,

пересказе

сказок,

сочинении историй;

б)

обучение

детей

построению

полных

и

выразительных ответов на вопросы по содержанию

прочитанного

произведения;

описание

картинок,

игрушек, персонажей сказок по вопросам, а так же

выразительное

чтение

стихотворений,

игры

-

драматизации по произведениям детской литературы с

индивидуальными

ролями,

требующими

от

детей

интонационной и мимической выразительности.

Но прежде, чем приступить к такой сложной для

детей

работе,

я

начала

строить

свою

работу

с

повторения уже знакомых детям сказок: «Колобок» и

«Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей

сказки «Теремок», уточнили, сколько героев в этой

сказке,

во

что

одеты,

какого

цвета

одежда.

Рассмотрели

картинки

из

этих

сказок.

Сказка

«Теремок» - небольшая по содержанию и все дети

охотно

участвовали

в

драматизации

этой

сказки,

старались

подражать

движениям

и

голосам

героев

сказки,

что

требовало

от

детей

интонационной

выразительности. В свободное время дети рисовали

эпизоды из сказок «Теремок» и « Колобок», лепили

зайца,

лису,

волка,

медведя.

Когда

в с я

предварительная

работа

была

проделана,

я

предложила

детям

участвовать

в

театрализации

сказки.

Так,

постепенно

дети

делали

первые

шаги,

знакомясь с культурой отраженной в сказках. Потом

дети

проигрывали

основные

эпизоды

сказки,

проживали

эмоциональное

содержание

текста,

постигая

закономерности

ее

построения.

После

инсценировки сказки я задавала детям вопросы. Дети

активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг

друга.

Используя

театрализацию

сказки,

я

пришла

к

выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в

более

живой

форме,

где

все

ребята

выполняли

игровые

упражнения,

драматизировали

отдельные

кусочки сказки. А самое главное, что дети хотели

рассказывать

сказку,

были

более

а кт и в н ы ,

внимательны друг к другу. Детям очень нравилось

работать над инсценировкой сказки, они, в основном,

все справлялись с заданиями.

Результаты

показали,

что

у

детей,

которые

занимаются театрализацией сказки хороший уровень

развития

связной

речи.

Дети

стали

активнее

использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения,

прилагательные.

Н а

в о п р о с ы

с т а л и

о т в еч ат ь

п о л н ы м и ,

выразительными ответами. Большинство из

ребят

пытаются составлять свои сказки.

И м е н н о

п о э том у

я

а кт и в н о

и с п о л ь з у ю

театрализованные

игры

и

на

занятиях,

и

в

повседневной жизни. Полученные навыки и умения

дети

успешно

демонстрируют

на

утренниках,

праздниках,

как

в

школе,

так

и

на

различных

городских и окружных мероприятиях.



В раздел образования