Напоминание

"Роль игры в жизни ребенка"


Автор: Ветрова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский Сад № 7 "Ладушки"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Роль игры в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли

вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная

полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра

становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического,

умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая

деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей

действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами

материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей

в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность,

смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так

как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и

игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг,

выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать

красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию

всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия

со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к

общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению

навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению

словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование

какого- то сюжета).

Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с

движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает

положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой,

говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность

в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить

взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей

обращаться с вопросами по поводу игрушек.

В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Как это происходит?

В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их

деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Мама варит

суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в

какой- то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду

мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги. Необходимым

условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие

разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного

назначения, и т.д.

Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в

игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом

сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой

на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с

правилами.

В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в

результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка,

дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с

поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр

определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные

и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые

действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя

собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры

способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций,

представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется

взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка

же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить

активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние)

цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало,

больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и

т.д.).

В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на

поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать

тогда, когда его спрашивают).

Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В

таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют

все дети.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому

развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры

(“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего

(красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о

цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях

определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в

свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и

точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками.

Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку

научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её

разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной

активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм

подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в

детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх.

Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.

Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в

детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом воображении.

В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных

играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества

как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила -

“бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного

места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами

дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве

(“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.). Игры с рифмованным текстом,

ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам

проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют

движения в соответствии текста.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является

заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально,

непринуждённо.

В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например

“Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой речью, могут бегать по

площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи”

- кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.

При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии

движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в

движении.

В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать

связь между словом и движением.

Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.

Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?

Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто

физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для

здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом

плане.

Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится

часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с

отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.

Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото,

конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность,

тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и

воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях,

речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для

самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.

Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом

процессе.

В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается

“подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра

для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания

окружающего” - Н.К.Крупская,

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя

окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить

стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему

пищу для ума” - В.П.Новикова.



В раздел образования