Авторы: Данилова Елена Николаевна, Храмова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/С № 184 "Искорка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе
Тема: "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Раздел: дошкольное образование
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Автор конспекта НОД: воспитатель Данилова Е.Н., Храмова А.Н.
Цель:
Знакомство детей с традицией чаепития на Руси
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- атрибуты для воспитателя: Самовар, различный чай, столы, скатерти, разный чай в тарелочках, марля размером 15*15, нитки по количеству
детей, сахар рафинад, угощения для детей
- раздаточный материал для детей: нитки, марля
Вводная часть (мотивационный этап)
Задачи
Содержание НОД
Вид деятельности
Формы
реализации
Программы
Средства
реализации
ООП
Планируемые
результаты
1.Создать условия
для проявления
интереса к русской
народной культуре.
В группу к детям входят две девушки в
русских костюмах:
Здравствуйте гости дорогие!
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге - хозяйке радость!
Вопросы девушек, побуждающие к
размышлению:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Он шипит и кипит,
Всем чай пить велит. Ответы детей (самовар)
Давайте принесем наш самовар, а кто нам
поможет его принести? Давайте посчитаемся
по считалке:
Коммуникативная;
Познавательная,
речевая.
Проблемная
ситуация
Предварительна
я
б е с е д а
о б
обычаях,
т р а д и ц и я х
и
использовании
с а м о в а р а
в
русском
чаепитии.
Проявляют интерес к
информации;
могут
участвовать в беседе.
Аты, баты,,шли солдаты,
Аты, баты, на базар,
Аты, баты, что купили?
Аты, баты, самовар!
Аты, быты, скалько стоит?
Аты, баты, 3 рубля,
Аты, баты, он какой?
Аты баты, золотой.
Аты, баты, налей воды,
Солдату пить, тебе водить.
Девушка вместе с ребенком несут самовар и
ставят его в центр стола.
Основная часть (деятельностный этап)
Задачи
Содержание НОД
Вид деятельности
Формы
реализации
Программы
Средства
реализации
ООП
Планируемые
результаты
1.Содействовать
углублению интереса
к истории и
традициям русского
чаепития
2. Научить
изготавливать
пакетики для чая из
марли и ниток.
3.Развивать
внимание,
логическое
мышление.
4. Развивать
тактильное
восприятие,
ловкость,
аккуратность.
Постановка цели.
Девушка вместе с ребенком несут самовар и
ставят его в центр стола.
Воспитатель.
Вот он самовар – батюшка. Как вы думаете
почему его так называли? (самый главный на
столе). А вот и его история: сядем кружком,
да поговорим ладком. Только на Руси пили
чай из самовара. Его родиной считают Тулу.
Их делали разными: большими и
маленькими, круглыми и продолговатыми,
украшали различными узорами придавали
различную форму ручкам и краникам
Давайте же познакомимся поближе с этим
предметом. Какой он самовар?(Ответы
детей) Что есть у самовара? (Крышка, дно,
стенки, кран) Сколько ручек у самовара, и из
чего они сделаны? (Две ручки сделаны из
дерева) А кто знает, почему ручки у
самовара деревянные? (Чтобы не обжечься)
Посчитайте, сколько ножек у самовара?
(Четыре ножки) А для чего нужен самовар?
(В нем кипятят воду, а потом пьют чай) У
самовара в специальное приспособление
наверху, которая называется конфорка,
ставили заварной чайник с душистым чаем.
У нас на столе разный чай: Черный, зеленый,
с различными добавками, лекарственный
чай.
Давайте понюхаем разные виды чая.
Какой чай тебе понравился по запаху?
(индивидуальные ответы детей)
Посмотрите, какой еще бывает чай?
(рассыпной и в пакетиках)
А давайте мы с вами сделаем чай в
пакетиках старинным способом прямо
Познавательно-
речевая, игровая;
коммуникативная;
восприятие
художественной
литературы;
двигательная,
музыкальная
Бе седа,
и г р а ,
обсуждение
марля
размером
15*15, нитки по
количеству
детей,
Принимают
живое
у ч а с т и е
в
Н О Д ;
владеют
конструктивными
способами
взаимодействия;
имеет
богатый
сло-
варный
запас;
появ-
ляются элементарные
виды
суждений
об
окружающем;
м о г у т
п р и м е н я т ь
усвоенные знания и
способы
деятельно сти
д л я
р е ш е н и я
з а д а ч ,
поставленных
взрослым;
способны
сосредоточенно
действовать в течение
15-20 минут;
слушает
и
понимает
взрослого,
действует
п о
п р а в и л у
и л и
образцу
в
разных
видах
деятельности,
с п о с о б е н
к
произвольным
действиям,
два-три
последовательных
действия,
способен
удерживать
в
памяти
правило, высказанное
в з р о с л ы м
и
действовать
по
нему
бе з
н а п о м и н а н и я ,
сейчас.
Предлагаем детям пройти за другой стол, на
столе стоят тарелочки, в которых находится
марля и нитки.
Аккуратно берем марлю и раскладываем ее
на столе, дети сами раскладывают ложкой
сухой чай и завязывают ниткой в узелок
(предлагаем детям помочь, кому необходима
помощь). Вот и получился пакетик с чаем.
А теперь мы проверим заваривается он или
нет (В стакан с горячей водой опускаю
самодельный пакетик)
Ребята заварился он или нет?
Пакетики которые вы сделали покажите
своим родителям и заварите чай вместе с
ними.
«Делу время,а потехе час»
Перед тем, как чайку напиться, выходи
будем веселиться! (Звучит русская народная
музыка, дети пляшут)
А теперь на чай зовем
И чайку мы всем нальем!
Ребята вы ничего не забыли перед тем как
сесть пить чай? (Помыть руки)
способен
аргументировать свои
суждения,
стремится
к
ре зультативному
выполнению работы в
соответствии с темой,
к
позитивной
оценке
результата взрослым.
проявляет
интерес
к
игровому эксперимен-
тированию.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи
Содержание НОД
Вид деятельности
Формы
реализации
Программы
Средства
реализации
ООП
Планируемые
результаты
1.Научить
сервировать стол.
Давайте все вместе накроем на стол.
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Коммуникативная;
музыкальная.
Беседа,
Самовар,
угощения.
Дети могут самостоя-
тельно
или
с
н е-
большой
помощью
2.Воспитывать
художественный
вкус, чувство
гармонии, живой
интерес к народной
культуре.
Милости просим на чашку чая!
Предлагаем каждому открыть краник у
самовара и налить себе чаю.
Попробуйте гости дорогие, чай душистый,
сладенький. (Не сладкий)
А я и забыла про сахар. Раньше был сахар
кусковой и его пили в прикуску. Кто знает
как это? Предлагаю вам попробовать.
Приятного чаепития!
Девушки прощаются с детьми и уходят.
воспитателя
последо-
вательно
выполнять
действия
для
серви-
ровки
стола,
опреде-
лять общий замысел,
распределять
роли,
согласовывать
дей-
ствия,
оценивать
по-
лученный результат и
характер
взаимоотно-
шений.