Автор: Русина Антонина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия 65
Населённый пункт: город Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Одноклассники, сверстники, друзья"
Раздел: среднее образование
МБОУ « Гимназия №65 имени Н. Сафронова»
Учитель: Русина Антонина Алексеевна
Урок №1 из двух по теме: «Одноклассники, сверстники, друзья».
Класс: 5. Предмет: обществознание.
Тип урока: открытия нового знания.
Цель урока: раскрыть определение понятий «одноклассники», «сверстники», «друзья»;
-способствовать формированию представления о значимости дружбы в жизни человека, классного коллектива и общества.
-выявить отличия дружбы от товарищества;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: -уметь объяснять значение понятий «одноклассники», «сверстники», «друзья» на конкретных примерах;
- уметь определять значение социальных связей, формирующихся в процессе совместного обучения, как деятельности значимой для
дальнейшего самоопределения личности в системе отношений в обществе;
- уметь выбирать правильную форму и стиль общения с одноклассниками и друзьями;
- осознавать ценности дружеской поддержки сверстников.
-понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни;
Метапредметные:
-уметь работать в группе;
-выслушивать мнения членов команды;
- Уметь выделять главное в прочитанном тексте;
- Уметь планировать свои действия;
- Уметь определять понятия, формулировать и обосновывать выводы;
- Уметь формулировать и аргументировано высказывать собственную позицию.
Личностные:
- Проявлять личностные качества, способствующие успешной социализации;
- Повысить мотивацию к изучению обществознания.
Педагогические технологии и приемы: технология развития критического мышления;
игровая.
Методы обучения: беседа, метод оценки и контроля.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, парная.
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование
УУД
1.Мотивировационно-
целевой
- Добрый день. А если у вас хорошее настроение, то, как
вы можете подарить его
окружающим? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся
друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте,
улыбнитесь. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение у
вас сохранилось на протяжении всего урока.
Послушайте притчу и ответь те на вопрос: о чем она?
Однажды одинокий старик, живший около реки, услышал
Улыбаются друг другу.
Слушают притчу и
отвечают на вопрос.
Предметная: анализ
ситуации, оценка
стук в дверь.
-Кто там?- спросил старик.
Твоя любовь,- ответили ему.
Старик подумал и ответил:-Я любил и был любим, с этой
любовью уйду из жизни.Снова раздался стук в дверь:-Кто
там?-Богатство.
Был я богат,счастья это мне не принесло. Со временем я
понял:вода, воздух,простая еда – этого достаточно для
человека. Человек рождается и уходит в одно костюме,больше
он взять не может.Так что , не открою я тебе дверь.
Вновь стук в дверь:Кто там?-Дружба. Старик обрадовался.
Открыл дверь.-Дружбе я рад,верных друзей не хватает мне.
Вместе с дружбой вошли любовь и богатство. Удивился
старик.-Я вас не звал.-Глупый старик, хоть и прожил ты
долгую жизнь, а так и не понял, что с верными друзьями в
твоей жизни будут и любовь , и богатство
2.
Формулирование
темы урока,
постановка
проблемных вопросов
-Вспомните, какие книги о дружбе вы читали?
-
Предположите, о чем сегодня пойдет речь?
-На какие вопросы будем отвечать?
Откроем тетради и запишем тему:«Одноклассники,
сверстники, друзья»
Ответы учеников,
Записи в тетрадях.
3.
Мотивац
ионный
этап
-
Почему нам нужно изучить эту тему?
Изучение темы
необходимо, чтобы
больше узнать о правилах
дружбы и общения с
одноклассниками и
сверстниками, чтобы уметь
поддерживать дружеские
отношения
Коммуникативные
:вступление в
диалог,
доказательство
своего мнения.
4.
Актуализация знаний
Сейчас я вам предлагаю подумать и составить в тетрадях
кластер со словом «дружба».
Индивидуально
самостоятельно
Общеучебные
действия: отбор,
работают в тетрадях.
Составляют кластер со
словом «дружба».
- Зачитывают слова,
записанные в тетради.
анализ и фиксация
информации.
Коммуникативные
– вступление в
диалог,
доказательство
своего мнения.
5.
Изучение
нового
материала
План урока:
1.
Ты и другие ребята
2.
Слово не воробей.
3.
Какой ты друг?
Проблемный вопрос:Почему дети и взрослые ценят дружбу?
Действительно, дружба, как и вражда-постоянные спутники
человека.Они существовали во все времена.
1.Ты и другие ребята.
-
Разделитесь
на
3 группы .Работая с текстом « Ты и другие
ребята» на стр.65 учебника, выполните следующие задания.
1 группа дает характеристику понятию « одноклассники»
2 группа дает характеристику понятию « друзья».
3 группа дает характеристику понятию « сверстники».
Вы заметили верно, что самые крепкие отношения связывают
друзей.
Какие ассоциации возникают при слове «дружба»?
Дружба- отношения между людьми, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности интересов.
-Представьте. Вам поручено провести соц. опрос. Для этого
нужно составить вопросы.
По ходу проверки записывает вопросы:-друг-это..
-Требования к дружбе…
-разница между другом и приятелем
Отвечают на вопросы
учителя.
Подбирают
однокоренные слова к
слову «дружба»:
дружить, друг, друзья.
Называют качества
друга: добрый, верный,
преданный и др.
Группы презентуют свои
работы. Определяя черты
сходства и различия между
понятиями. Составляется
схема
«Одноклассники,сверстник
и, друзья»( черты этих
понятий).
Обсуждаются варианты
ответов, опорные слова
Коммуникативные
– доказательство
своего мнения
Познавательные,
логические –
осуществление
анализа, сравнения.
Познавательные,
логические –
осуществление
анализа, сравнения,
обобщения.
Личностные,
нравственно-
этической
6.Физкультминутка.
-в дружбе что главное…
-в дружбе недопустимо…
Дружба-это большая ответственность. Что помогает и что
мешает дружбе?
Обратимся к рубрике «Жил на сете человек» стр.65-66.
-Что вы узнали Л.С. Понтрягине?
-Кто пришел к нему на помощь в трудную минуту?
-Каким образом он преодолел себя?
Верен ли вывод о том, что стать достойным человеком
помогли Льву Семеновичу не только сила воли, но и друзья
Поставьте руки на пояс. Если я
называю положительные черты
взаимоотношений между людьми, то вы
делаете наклон влево, если
отрицательные, негативные черты, то вправо.
Недоброжелательность
Сотрудничество Дружелюбие
Несогласие Скука Теплота Взаимная
поддержка Враждебность Радость
2.Слово не воробей.
-Как мы обычно оцениваем человека?
Человека оцениваем по делам и словам.
-А всегда ли мы правильно умеем разговаривать? Насколько
велика сила слова? Работая с дополнительным материалом,
ответьте на вопрос. Рассказ « Сила слова». Однажды учитель
рассказывал о силе слова. Один ученик на заднем ряду встал и
выкрикнул: -Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым
оттого, что говоришь «Бог! Бог! Бог!»? Разве станешь
грешником оттого, что без конца повторишь «Грех!»? – Сядь
на место! Ты невежда и глупец!-воскликнул учитель.
Ученика охватила ярость. Понадобилось немало времени,
прежде, чем он пришел себя. С видом раскаяния учитель
выписываются на доске, на
их основе ученики
записывают определения в
тетради.
Учащиеся отвечают на
вопрос.
Читают о Л.С. Понтрягине.
Отвечают на вопросы,
высказывают
мнение.Ответы учеников
Делают наклоны влево и
вправо.
Ответы на вопросы.
Слушают (или читают)
дополнительный материал.
Отвечают на вопросы.
ориентации –
оценивание
усваиваемого
содержания.
Регулятивные –
оценка и контроль.
сказал: -Прости меня. Я погорячился. Искренне прошу
прощения. Ученик тут же успокоился.
-Вот тебе и ответ. От одного слова ты пришел в ярость, от
другого- успокоился.
Вывод. Помните о великой силе слова. Свою речь наполните
правильными, красивыми словами. Пусть несут
положительную энергию.
Задание «мозговой штурм». Вспомните , как вы часто
обижаете друг друга с помощью слов.
Итак, важны интонация, настроение, с которым произносятся
слова. Обратите внимание на иллюстрацию- картину «
Спорщики» современного художника А.С. Епишина.- Что
можно сказать об атмосфере спора? Каково поведение
спорщиков?
Высказывают
предположения:1.Неуважен
ие 2.Обидные прозвища
3.Грубые нецензурные
слова 4.Крик
7
.Первичное
закрепление
материала
Предлагаю вам игру «Собери пословицу». На доске
размещены пословицы о дружбе, но их части перепутаны.
Вам нужно восстановить пословицы и объяснить их смысл.
Сопоставляют части
разных пословиц о
дружбе, объясняют их
смысл.
Регулятивные –
оценка и контроль.
Логические –
осуществление
анализа, сравнения,
обобщения.
8.Рефлексия
- Продолжи фразы:
-Сегодня на уроке я узнал...
-На этом уроке я понял, что…..
- На уроке я научился ……
- Этот урок побудил меня задуматься над
…
Продолжают фразы.
Личностные –
самооценка,
контроль и оценка.
9.
Домашнее задание
§8, стр.64-67,роверим себя1-2.В классе идома 1-2