Автор: Рябова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора"
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО
ФОЛЬКЛОРА»
Дошкольное
образовательное
учреждение
–
первое
и
самое
ответственное
звено
в
общей
системе
образования.
Овладение
родным
языком
является
одним
из
самых
важных
приобретений
ребенка
в
дошкольном детстве.
Фундамент психофизиологического благополучия ребенка, во многом
определяющий
успешность
его
общего
развития
в
дошкольный
период
детства,
закладывается
в
ранние
годы,
ранний
возраст
обладает
особой
сензитивностью, то есть благодатной восприимчивостью. Фольклор – одно
из
действенных
и
ярких
средств,
таящий
огромные
дидактические
возможности.
Обогащение
педагогического
процесса
фольклором
–
действенный метод воспитания с первых лет жизни ребенка. Также фольклор
содержит множество степеней воздействия на детей с учетом их возрастных
возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое
восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено
спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами
малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М.
Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А.
Коменский,
Е.Н.
Водовозова,
М.К.
Боголюбская,
В.В.
Шевченко,
Н.В.
Шайдурова,
О.И.
Давыдова,
Н.В.
Казюк
и
др.
Теоретики-педагоги
и
воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические
качества средств русского фольклора.
Л.В.
Градусова
отмечает,
что
значительная
роль
в
решении
задач
литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том
числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении
задач
нравственного,
эстетического,
умственного
развития
дошкольников
отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева,
Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).
Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах
поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре
воплощены
воззрения,
идеалы
и
стремления
народа,
его
поэтическая
фантазия,
богатейший
мир
мыслей,
чувств,
переживаний,
мечты
о
справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество,
которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький
говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности,
доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям
детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями,
позволяют развивать творческие способности детей.
Изучение
психолого-педагогической
и
методической
литературы
показывает,
что
в
настоящее
время
накоплен
большой
теоретический
и
методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными
произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены
возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша,
Н.В.Гавриш,
О.Н.Сомкова),
словесного
творчества
(С.В.Теплицына,
М.Ф.Фадеева).
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки.
Самых
маленьких
детей
в
первую
очередь
знакомят
с
произведениями
устного
народного
творчества.
Гениальный
творец
языка
и
величайший
педагог – народ – создал такие произведения художественного слова, которые
ведут
ребенка
по
всем
ступеням
его
эмоционального
и
нравственного
развития.
С
раннего
возраста
ребёнок
откликается
на
потешки,
приговорки,
колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь
в
слова
потешек,
их
ритм,
малыш
играет
в
ладушки,
притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не
только
забавляет,
радует
ребёнка,
т.
е.
вызывает
эмоциональный
отклик,
чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у
ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что
интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка
в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие
влияние на детскую душу.
Если в 1,2-й год дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы
потешек,
то
на
3-м
году
их
увлекает
содержание
художественного
произведения, ход разворачивания событий, последовательность. У детей
возникает
не
только
способность,
но
и
потребность
понять
причину
и
следствие описываемых событий.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими
звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия.
Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком
(пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят рядом, то рифмуются, и это
подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка
улавливать
тонкие
звуковые
различия,
подготавливает
к
овладению
правильным звукопроизношением.
Эффективен
в
работе
метод
пения
потешек,
содержащих
в
своих
текстах набор желаемых звуков, ибо во время пения ребенок не акцентирует
свое внимание на данном звуке и свободно произносит его.
Для
обогащения
словарного
запаса
детей
необходимо
использовать
заклички: “Солнышко-ведрышко”, “Радуга-дуга”, “Дождик-дождик”.
Очень
важно
чтобы
дети
вслушивались
в
звучание
родной
речи,
улавливали
стихотворный
ритм,
богатство
оттенков
слов:
травушка-
муравушка,
птица-синица,
кисонька-мурысонька,
курочка-пеструшечка,
курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, - такое множество
слов к одному слову курочка.
Весьма
важно,
чтобы
фольклорные
произведения
произносились
выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением,
радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также
сопровождались жестами, мимикой.
Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от
взрослых,
воспитывающих
малыша.
Родители
и
воспитатели
должны
наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению
среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с
фольклорными
произведениями
ребенку
передаются
их
настроения
и
чувства:
радость,
тревога,
сожаление,
нежность.
Детский
фольклор
стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество
обогащает
личность,
жизнь
ребенка
становится
более
интенсивной
и
содержательной.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения,
адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с
окружающих,
обогащению
словарного
запаса
через
приоритетную
ориентацию на человека и вида его деятельности. Именно это открытие
внутреннего богатства фольклорных текстов приводит к выводу как значимы
народные произведения для развития речи, обогащению словарного запаса
младших дошкольников.
Литература:
1.
Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.;
«Просвещение», 1985г.
2.
Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным
творчеством»:
Методическое
пособие
для
педагогов
дошкольных
образовательных учреждений. - С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.
3.
Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошкольное воспитание. –
1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
4.
Л.
Романенко
«Устное
народное
творчество
в
развитии
речевой
активности детей». Дошкольное воспитание. – 1990г. №7