Автор: Белякова Ирина Леонидовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №3
Населённый пункт: пгт. Вахруши Слободского района Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зарядка для язычка".
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
учителя - логопеда
Беляковой Ирины Леонидовны
по артикуляционной гимнастике.
Тема: «Зарядка для язычка».
1
Цели:
1). Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми.
2). Тренировать органы артикуляции (губы, язык, нижнюю челюсть)
необходимые для правильного звукопроизношения
Задачи:
1). Совершенствовать артикуляционный аппарат, чтобы в процессе речевой
гимнастики укреплять мышцы детей.
2). Учить достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы
артикуляционного аппарата с одного движения на другое.
3). Развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное
положение для правильного воспроизведения звуков.
МАТЕРИАЛЫ: Картинки для артикуляционной гимнастики, памятки для
родителей.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Родители располагаются за круглым столом.
Логопед приветствует гостей.
ЛОГОПЕД:
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности
и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким
образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью,
сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие
движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют
роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка
постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные
органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,
мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов
дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует
иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой
полости, плечевого пояса, грудной клетки.
2
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого
происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности
органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений
губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как
всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует
предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении
у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12
см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
6. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого
раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь
ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
7. Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с
помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять
упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не
нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса,
дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного
звукопроизношения.
8. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили
основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения
должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте
3
дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать
положения языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,
отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже
короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление
мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается
какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите
ребенку поднять язык вверх.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы
должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли
он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;
различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение
артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для
ребёнка.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его
выполнение.
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного
движения к другому.
6. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как
ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного
освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие
вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится
(вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять
их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
7. Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э П Б М
2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ
5-6 лет звуки Л Р
Основные органы артикуляции: Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя),
твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя
челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.
4
Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить
артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы
сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши
дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы
артикуляции и выполняют действия по тексту.
Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.
Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык. Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы
будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения.
(Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Дудочка", «Катание
шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на
прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус». «Индюк»,
«Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел».
«Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-
квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок", "Красим
нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка»,
«Горка», «Катушка»).
Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то
чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики
не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и
5
позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что
дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед
зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами
укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
6