Напоминание

"Зарядка для язычка".


Автор: Белякова Ирина Леонидовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №3
Населённый пункт: пгт. Вахруши Слободского района Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зарядка для язычка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для родителей

учителя - логопеда

Беляковой Ирины Леонидовны

по артикуляционной гимнастике.

Тема: «Зарядка для язычка».

1

Цели:

1). Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми.

2). Тренировать органы артикуляции (губы, язык, нижнюю челюсть)

необходимые для правильного звукопроизношения

Задачи:

1). Совершенствовать артикуляционный аппарат, чтобы в процессе речевой

гимнастики укреплять мышцы детей.

2). Учить достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы

артикуляционного аппарата с одного движения на другое.

3). Развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное

положение для правильного воспроизведения звуков.

МАТЕРИАЛЫ: Картинки для артикуляционной гимнастики, памятки для

родителей.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

Родители располагаются за круглым столом.

Логопед приветствует гостей.

ЛОГОПЕД:

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как

изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности

и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким

образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших

артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью,

сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие

движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют

роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,

сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка

постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные

органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой

многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,

мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов

дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует

иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой

полости, плечевого пояса, грудной клетки.

2

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых

звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого

происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности

органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений

губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как

всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых

для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять

упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует

предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении

у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в

спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной

гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также

ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12

см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого

раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь

ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

7. Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с

помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять

упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не

нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса,

дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного

звукопроизношения.

8. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили

основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения

должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте

3

дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать

положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,

отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже

короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление

мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается

какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите

ребенку поднять язык вверх.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы

должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли

он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;

различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение

артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для

ребёнка.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его

выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность

движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного

движения к другому.

6. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как

ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного

освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие

вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится

(вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять

их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись

точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

7. Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э П Б М

2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ

5-6 лет звуки Л Р

Основные органы артикуляции: Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя),

твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя

челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.

4

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить

артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы

сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши

дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы

артикуляции и выполняют действия по тексту.

Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык. Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы

будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения.

(Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Дудочка", «Катание

шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на

прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус». «Индюк»,

«Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел».

«Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-

квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок", "Красим

нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка»,

«Горка», «Катушка»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то

чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики

не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и

5

позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что

дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед

зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами

укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

6



В раздел образования